Приглашаем посетить сайт

Английская литература (Краткая литературная энциклопедия)
Литература 17 в.


Литература 17 в.

Начало 17 в. отмечено в прозе появлением перевода «Опытов» М. Монтеня, что оказало влияние на развитие англ. эссе. Родоначальником этого жанра медитативной (размышляющей) прозы в А. л. был философ Ф. Бэкон (1561—1626), выступивший с первой серией своих «Опытов и наставлений» еще в 1597. Особый интерес представляет характерный для позднего Возрождения в Англии социально-психологич. трактат Р. Бёртона (1577—1640) «Анатомия меланхолии» (1621) — всеобъемлющее рассмотрение обществ., бытовых, психологич. и даже физиологич. причин трагич. мироощущения. В развитии англ. прозы 17 в. заметную роль сыграл т. н. авторизованный пер. Библии (1611), оказавший влияние на последующую пуританскую дидактич. и публицистич. лит-ру, в частности на язык прозы Дж. Мильтона и Дж. Беньяна. Как и у поздних драматургов англ. Возрождения, в поэзии нач. 17 в. заметна утрата гармонич. ренессансного идеала. Яснее всего это выражено в поэзии Дж. Донна (1573—1631), начавшего писать еще при Шекспире и Б. Джонсоне, но уже с первых шагов отличавшегося от них разорванностью своего сознания, метаниями от динич. гедонизма к меланхолии, религ. аскетизму и мистич. взгляду на жизнь. Попытка выразить свое мироощущение в сложных поэтич. образах приводила Донна к пренебрежению сложившейся метрикой стиха, поисками новых интонац. средств. В творчестве др. поэтов этого периода также заметно влечение к религ. мотивам, измельчание тем, обеднение стихотворной техники. А. Каули (ок. 1618—1667), Р. Херрик (1591—1674) и др. замкнулись в круг мелких тем и лишь А. Марвелл (1621—74) нек-рое время тяготел к гражд. тематике, откликаясь на политич. события эпохи.

Среди поэтов 17 в. возвышается огромная фигура Дж. Мильтона (1608—74), единственного, кто сумел осмыслить и поэтически выразить опыт англ. бурж. революции 1642—60. Последний представитель ренессансного гуманизма в поэзии молодой Мильтон отличался от других поэтов предреволюц. поры неуклонной верой в ренессансные идеалы, но он отвергает эпикурейское жизнелюбие, утверждая идеал высоконравств. личности, стоящей на службе культуры и общего блага. Период революц. событий отмечен преимущественным развитием публицистики, и в ней гл. место принадлежит тому же Мильтону, выступившему глашатаем революц. -пуританского республиканизма. С победой реакции и восстановлением монархии Стюартов Мильтон вернулся к поэтич. деятельности, создав свои великие эпич. поэмы «Потерянный рай» (1667) и «Возвращенный рай» (1671), в к-рых библейский материал служит формой выражения передовых гражд. идеалов эпохи. Его герои Адам и Ева воплощают гуманистич. идеал человека, подвергшегося испытанию в катастрофах космич. характера. Вопреки религ. догме о грехопадении человека, лежавшей в основе сюжета его поэмы, Мильтон утверждал идею красоты и величия человека, трудом и борьбой преодолевающего собственную бренность и препятствия, стоящие на его пути. Последним представителем демократич. пуританства был выдающийся прозаик 2-й пол. 17 в. Дж. Беньян (1628—88), автор аллегорического повествования «Путь паломника» (1678—84). В форме религ. аллегории Беньян даёт широкую картину совр. жизни, критику паразитизма дворянства и страстную защиту прав народа. В «Жизни и смерти мистера Бэдмена» (1680) Беньян создал яркое обличение буржуа-стяжателя.

Реставрация монархии Стюартов (1660—88) была недолгим периодом восстановления дворянской культуры, отмеченной признаками упадка. Происходит утверждение поэтики классицизма как выражения дворянско-монархич. идеалов. Но гражд. моральные нормы классицизма уже были чужды англ. дворянству, более склонному к поверхностному вольнодумству и гедонизму. Создать на такой почве высокую эстетич. культуру было невозможно, что и подтвердило творчество крупнейшего поэта, драматурга и критика периода Реставрации Дж. Драйдена (1631—1700). Он то превозносил традиции ренессансной поэзии, то критиковал Шекспира за отсутствие «правильности», противопоставляя его худож. методу рационалистичность классицизма. Столь же непоследователен он был и в собств. творчестве. В его поэзии и драматургии звучат последние отголоски ренессансной героики, а наряду с этим — недоверчивое отношение к человеческим страстям. Если в трагич. жанре Драйден пытался укрепить пошатнувшиеся в среде аристократии нравств. идеалы, то в комедиях он полностью уплатил дань аморализму дворянского общества. В жанре трагедии проявили себя также Т. Отуэй (ок. 1652—85) и Н. Ли (1653—92), но особенное развитие в период Реставрации получила комедия, представленная именами У. Уичерли (1640—1716), У. Конгрива (1670—1729) и их последователей — Дж. Ванбру (1664—1726) и Дж. Фаркера (1677—1707). Создатели «комедии нравов», они изображали дворянское общество со всеми присущими ему пороками, ни в коей мере не осуждая его. Они имели основание критиковать лицемерие и ханжество пуританской буржуазии, как это сделал С. Батлер (1612—80) в сатирич. поэме «Гудибрас» (1663—78).

© 2000- NIV