Приглашаем посетить сайт

Английская литература (Краткая литературная энциклопедия)
Литература эпохи империализма.

Литература эпохи империализма.

Вступление Англии в стадию империализма ознаменовалось обострением социальных противоречий. В 80—90-е гг. развивается массовое рабочее движение, возникают социалистич. организации. У. Моррис, ставший социалистом, выступил с утопич. романами («Вести ниоткуда», 1891) и революц. стихами («Песни социалистов», 1885). В творчестве писателей, не связанных с рабочим движением, также появляются социально-критич. мотивы. Англ. критич. реализм переживает фазу нового расцвета. Это наблюдается в творчестве Т. Харди (1840—1928), бытописателя последних уголков фермерской Англии, запечатлевшего трагизм нар. жизни того времени («Тэсс из рода д’Эрбервилль», 1891, «Джуд незаметный», 1896, и др.). Его герои — рядовые люди, жертвы своего темперамента и жизненных обстоятельств. Трагич. колорит романов Харди сочетается с редкой для англ. прозы поэтичностью. Писатель колеблется в определении причин гибели своих героев. В нек-рых романах появляется понятие таинств. рока, якобы тяготеющего над людьми. Но при всем том основа творчества Харди — реалистическая. С. Батлер (1835—1902), выступивший еще в 1872 со смелой и остроумной сатирой на совр. Англию, создал роман, полный такой ненависти к бурж. ханжеству («Жизненный путь», ок. 1885, изд. 1903), что опубликование его стало возможным только после смерти писателя. Под влиянием франц. натурализма возникает англ. натуралистич. роман. Дж. Гиссинга (1857—1903) и Дж. Мура (1857—1933), к-рые ввели в лит-ру описание темных сторон жизни, что было под негласным запретом в офиц. «викторианской» Англии. Одновременно в противовес натурализму возникает неоромантич. приключенческий роман, крупнейшим мастером к-рого был Р. Стивенсон (1850—94), автор «Острова сокровищ» (1883). Большую популярность приобретают псевдоисторич. романы Р. Хаггарда (1856—1925), в т. ч. «Копи царя Соломона» (1885), «Клеопатра» (1889) и др. А. Конан-Дойль (1859—1930) выступает с детективными романами, образцами развлекательной лит-ры, почти лишенной социальных проблем.

Новая эпоха порождает лит-ру, прославляющую колонизаторскую деятельность. Поэзия и проза Р. Киплинга (1865—1936) — наиболее яркое выражение этих реакц. тенденций («Департаментские песни», 1886, «Песни казармы», 1892, «Книга джунглей», 1894—95, роман «Свет погас», 1890). Явления декаданса в А. л. имели свои нац. корни в эстетич. движении 2-й пол. 19 в. Различные элементы эстетич. теории англ. декадентов получили выражение в критич. работах У. Патера (1839—94) и А. Саймонса (1865—1945). Большую роль в развитии этого движения сыграл журнал «Желтая книга» (1894—97), возглавляемый художником О. Бердсли (1872—98). С декадансом в А. л. связано творчество О. Уайльда (1856—1900). Поэт (сб. «Стихи», 1881), прозаик («Портрет Дориана Грея», 1891, и др.), драматург («Идеальный муж», изд. 1899, и др.) и критик, Уайльд враждовал с затхлой «викторианской» бурж. культурой, противопоставляя ей то эстетски окрашенное представление о «социализме», то индивидуалистич. культ красоты, свободной от морали, то философию страдания, якобы содействующего полному развитию личности. Он подтачивал веру в бурж. устои своими остроумными парадоксами, подчас верно характеризовавшими фарисейство мнимых бурж. добродетелей.

В драмах А. У. Пинеро (1855—1934) и Г. А. Джонса (1851—1929) впервые появляются, хотя еще робко, семейно-бытовые и моральные проблемы совр. Англии. В 1891 в Лондоне возникает «Независимый театр», в к-ром ставились пьесы Г. Ибсена, Л. Н. Толстого, А. П. Чехова, Г. Гауптмана. Однако подлинный переворот в англ. драме осуществил Б. Шоу (1856—1950). Блестящий мастер драматич. диалога, он вывел англ. драму за рамки семейно-бытовой проблематики, обратив внимание публики на суровые экономич. факты. Под влиянием социолога Д. Джорджа и отчасти К. Маркса Шоу проповедовал с театр. сцены идею несправедливости бурж. строя, подвергая критике капитализм с резкостью, далеко выходившей за рамки реформистского «фабианского» социализма, исповедуемого писателем. Драматургия Шоу уже в 90-е гг. 19 в. явилась самым смелым выступлением критич. реализма в А. л. и в театре.

В годы 1899—1914 лидером лит-ры империалистич. реакции по-прежнему оставался Р. Киплинг, выступавший тогда преим. как прозаик. Брит. форма шовинизма — джингоизм — нашла своего поэта также в У. Э. Хенли (1849—1903). Но лит-ре такого рода противостояли гораздо более значительные в худож. отношении драматургия и роман критич. реализма. В драме ведущее место по-прежнему остается за Б. Шоу. Хотя в этот период Шоу сужает сферу своей критики, подменяя социальное решение историч. противоречий идеей биологич. «творческой эволюции» («Человек и сверхчеловек», 1903), в пьесе «Майор Барбара» (1905) он обличает сентиментальную бурж. филантропию, погоню милитаристов за наживой. Острые социальные мотивы характерны и для лучших драм Дж. Голсуорси (1867—1933): «Серебряная коробка» (1906, изд. 1909), «Борьба» (1909), «Справедливость» (1910) и др. В противовес социальной драме возникает драматургия Дж. М. Барри (1860—1937), уводящего зрителей в мир фантазии, проникнутой легкой иронией, подменяющего острые проблемы обществ. жизни семейно-бытовыми темами, трактуемыми в духе сентиментальной филантропии («Куолити стрит», 1913, «Мери Роуз», 1920, «Мальчик Дэвид», 1936, и др.).

Несмотря на подъем драматургии, ведущее место в А. л. остается за романом. Г. Уэллс (1866—1946), начавший свою деятельность еще в конце 19 в., создает серию научно-фантастич. романов, подчеркивающих противоречивый характер развития науки, материального произ-ва и техники в условиях бурж. общества («Машина времени», 1895, «Борьба миров», 1898). Проецируя в будущее типичные черты капиталистич. цивилизации, Уэллс показывает в гипертрофированном виде социальные противоречия бурж. строя. Антагонизм классов и разделение труда, доведенные до своего предела, как это рисуется Уэллсу, неминуемо приведут к деградации и гибели человечества, все более совершенствующего разрушит. средства войны. В романах из совр. жизни («Мир Вильяма Клиссольда», 1926, и др.) Уэллс трактует проблемы обществ. и семейной морали, критически оценивая существующие в бурж. обществе нормы. Как в социально-утопических, так и в реалистич. романах Уэллс отказывается видеть в классовой борьбе пролетариата средство искоренения пороков капиталистич. цивилизации. Если Шоу создал драму идей, то Уэллс явился творцом романа идей. У обоих писателей на первом плане стоит острая социальная и нравств. проблематика. Смелость и оригинальность мысли делают Шоу и Уэллса крупнейшими писателями в А. л. нач. 20 в. В творчестве Дж. Голсуорси получила развитие традиц. форма реалистич. романа. Следуя образцам рус. и франц. реализма 19 в., Голсуорси создал яркие картины бурж. быта и в духе бурж. гуманизма критиковал господств. класс за пренебрежение духовными ценностями во имя наживы (цикл первых романов «Саги о Форсайтах»: роман «Собственник», 1906, и др.). Мастерство реалистич. описания сочетается у Голсуорси с тонким психологич. анализом. Реалистичны также романы А. Беннетта (1867—1931) о жизни разных слоев населения «пяти городов», как назвал писатель центр фарфоровой и фаянсовой промышленности Англии («Анна из Пяти городов», 1902, «Повесть о старых женщинах», 1908, «Клейхенгер», 1910, «Хильда Лессуэй», 1911, и др.). Сочетание психологич. реализма и романтич. экзотики отличает романы и повести Дж. Конрада (1857—1924), продолжавшего традиции Стивенсона («Изгнанник с островов», 1896, и др.). Против реалистич. направления выступил Г. К. Честертон (1874—1936). Противник социализма и постоянный оппонент Шоу, Честертон критиковал нек-рые пороки бурж. общества с католич. позиций, проповедуя возврат к ср. -век. патриархальности. Эти реакц. идеи были облечены в остроумную парадоксальную форму и выражены в книгах с авантюрными и детективными сюжетами («Наполеон из Ноттинг-хилла», 1904, «Человек, который был Четвергом», 1908, и др.).

Поэзия нач. 20 в. представлена философской лирикой романиста Т. Харди, эпигонскими эпич. поэмами А. Нойеса (р. 1880), лирикой и поэмами Дж. Мейсфилда (р. 1878), Р. Бриджеса (1844—1930) и шовинистич. стихами Дж. Ньюболта (1862—1937). Сочетание романтических и символистских мотивов содержит поэзия У. Деламара (1873—1956), Г. Боттомли (1874—1948) и др. 1-я мировая война породила, с одной стороны, стихи Р. Брука (1887—1915), писавшего в приподнято-патриотич. духе, с др. стороны — творчество поэтов, выразивших ужасы войны и разочарование участвовавшего в ней поколения с мелкобурж. пацифистских позиций — У. Оуэна (1893—1918), З. Сассуна (р. 1886), Э. Бландена (р. 1896) и Р. Грейвза (р. 1895). Одним из крупнейших поэтов 20 в. был ирландец У. Б. Йитс (1865—1939), глубоко национальная поэзия к-рого нашла ценителей во всех странах англ. языка.

Не в поэзии, а именно в романе и драме с наибольшей полнотой отразилась реакция широких кругов англ. общества на войну и ее последствия. Между двумя мировыми войнами А. л. отразила глубокий кризис бурж. общества, упадок былого могущества Брит. империи и рост демократич. антифашистских сил. Во главе этой лит-ры стоят Шоу, Уэллс и Голсуорси. Шоу подвергает уничтожающей критике дряхлеющее бурж. общество («Дом, где разбиваются сердца», 1917), показывает кризис бурж. демократии («Тележка с яблоками», 1930), обличает фашизм («Женева», 1936). В публицистич. высказываниях и в пьесах («Плохо, но правда», 1932) Шоу заявляет о своих симпатиях к СССР, другом к-рого он был со дня его возникновения. Уэллс показывает растущую угрозу фашизма («Самодержавие мистера Паргэма», 1930, «Игрок в крокет», 1936), хотя видит в нем не столько проявление реакц. тенденций империализма, сколько результат трусости и тупости обывателя-мещанина («Необходима осторожность», 1941). После 1-й мировой войны Голсуорси продолжает свою эпопею о судьбах англ. буржуазии на примере семьи Форсайтов («Сдается в наем», 1921, «В петле», 1920; трилогия «Современная комедия», 1924—28), показывая деградацию буржуазии, утрату ею жизненной хватки, иронизируя над людьми этого класса, иногда элегически сожалея об его упадке. Крах бурж. иллюзий получил свое выражение в творчестве У. Сомерсета Моэма (р. 1874), начавшего свою деятельность еще в конце 19 в., но завоевавшего популярность лишь после 1-й мировой войны. Романы («Бремя страстей человеческих», 1915, и др.), новеллы (сб. «Дрожащий лист», 1921, и др.) и пьесы («Круг», 1921, и др.) Моэма проникнуты духом скепсиса, коренящегося в убеждении, что человеч. природа и общество не совершенны и не могут быть исправлены. В отличие от него, Э. М. Форстер (р. 1879) хранит лучшие гуманистич. традиции, что особенно сказалось в романе «Поездка в Индию» (1924), предвещавшем крах брит. колониализма. Значит. реалистич. содержанием наполнена новеллистика А. Э. Коппарда (1878—1957), бытописателя жизни маленьких людей, рассказы к-рого проникнуты искренним демократизмом (сб-ки «Адам и Ева», 1921, «Серебряный цирк», 1928, и др.). Тонкое психологич. мастерство отличает рассказы Кэтрин Мансфилд (1888—1923), прозванной критиками «английским Чеховым» (сб-ки «В немецком пансионе», 1911, «Праздник в саду», 1922, и др.).

Одновременно в А. л. развивается модернистское течение, представленное школой «потока сознания». Писатели этого направления Дороти Ричардсон (р. 1882), Мей Синклер (1865—1946), Вирджиния Вулф (1882—1941), следуя М. Прусту и теории З. Фрейда, рассматривают духовную жизнь личности в отрыве от социальной среды, погружаясь в исследование психологич. нюансов, выискивая причины поведения и душевных состояний героев в подсознат. мотивах. Наиболее крупный представитель этого течения — ирландец Дж. Джойс (1882—1941), автор новелл «Дублинцы» (1914), романов «Портрет художника в юности» (1916) и «Улисс» (1922). Во втором романе звучит протест против рутины мещанского бурж. существования, однако субъективизм завел писателя в тупик («Поминки по Финнегану», 1939), и в его описаниях сознание человека предстает как хаотич. нагромождение случайных деталей туманно-символистского характера. Поэт Т. С. Элиот (р. 1888), американец, натурализовавшийся в Англии, стал идейным вождем декадентской лит-ры. Его поэмы «Бесплодная земля» (1922) и «Полые люди» (1925) выражают сознание предельной опустошенности жизни в бурж. мире. Выход из этого поэт находит в возрождении католицизма (драма «Убийство в соборе», 1935). Декадентские мотивы наполняют и творчество романиста О. Хаксли (р. 1894). Его романы «Контрапункт» (1928), «Гений и богиня» (1955) и др. — история разочарований англ. интеллигентов, утративших почву под ногами, мятущихся в поисках выхода и не находящих его. Бегством от лживой бурж. цивилизации к примитивизму отмечено творчество романиста и новеллиста Д. Г. Лоренса (1885—1930), испытавшего влияние фрейдизма («Радуга», 1915, «Любовник леди Чаттерлей», 1928). Погружаясь в мир подсознательного, Лоренс придает особое значение сексуальной жизни человека («Сыновья и любовники», 1913, «Флейта Аарона», 1922, и др.). Новое поколение писателей-реалистов, появившееся между двумя мировыми войнами, возглавил Р. Олдингтон (р. 1892), правдиво передавший разочарование «потерянного поколения» в лживых идеалах англ. бурж. общества («Смерть героя», 1929, и др.). Гуманизм Олдингтона не получил, однако, подкрепления в положит. идеале. Значительны социально-критич. мотивы у А. Дж. Кронина (р. 1896) в его романах «Звезды смотрят вниз» (1935), «Цитадель» (1937). Известным писателем периода между двумя войнами является романист и драматург Дж. Б. Пристли (р. 1894). Мелкобурж. радикал, эклектик по своим вкусам, Пристли создал неравноценные произведения. Затрагивая социальные темы в романах «Улица ангела» (1930), «Они бродят по городу» (1936), а также в пьесах («Опасный поворот», 1932, «Время и семья Конвей», 1937, и др.), Пристли, однако, ограничивается констатацией противоречий, не делая попыток найти их действенное решение.

В этот же период в Англии развивается прогрессивная лит-ра, непосредственно связанная с рабочим движением и революц. пролет. идеологией, имеющая свои историч. корни в демократич. и социалистич. традициях, завещанных Шелли, чартистами, У. Моррисом и др. Тяга к созданию пролет. лит-ры получила выражение в романе «Филантропы в рваных штанах» (изд. 1914) писателя-рабочего Р. Трессола (ок. 1870—1911). В условиях победы социализма в СССР, возникновения Коммунистич. партии Великобритании, широкого нар. фронта против опасности фашизма и новой мировой войны развивалось новое течение, теоретич. принципы к-рого получили разработку у Р. Фокса (1900—37), К. Кодуэлла (1908—37). В первых рядах новой социалистич. лит-ры стали писатели, выражавшие протест против двойного гнета брит. капитализма — представители порабощенных Англией народов: ирландец Ш. О’Кейси (р. 1880), автор новаторских по форме драм о жизни и революц. борьбе ирл. народа («Тень стрелка», 1923, и др.), цикла автобиографич. романов («Я стучусь в дверь», 1939, и др.), шотландцы Л. Г. Гиббонс (1901—35) и Х. Мак-Диармид (р. 1892). Гиббонс создал монументальную трилогию романов «Шотландская тетрадь» (1932—34), посвященную жизни трудового народа его страны. Мак-Диармид — автор поэтич. «Гимнов Ленину» (1932—35) и стихов, продолжающих традиции шотл. нар. поэзии. В 30-е гг. началась лит. деятельность романиста Дж. Линдсея (р. 1900), автора историч. романов, освещающих прошлое в свете классовой борьбы («1649. История одного года», 1938, «Мы вернемся», 1942, и др.). Широкая оппозиция демократич. слоев общества фашизму и милитаризму оказала влияние на поэзию 30-х гг. Поэты т. н. оксфордской школы — У. Оден (р. 1907), С. Спендер (р. 1909), С. Д. Льюис (р. 1904), начав с мелкобурж. протеста против капитализма, выступали со стихами, прославлявшими исп. республиканцев, поддерживали борьбу прогрессивных сил против опасности новой мировой войны. Однако идейная неустойчивость их позиций привела к резкому повороту вправо. В годы 2-й мировой войны имела положит. значение лит. деятельность Дж. Б. Пристли (романы «Затемнение в Гретли», 1942; «Дневной свет в субботу», 1943). Новаторство формы отличало поэзию Эдит Ситуэлл (р. 1887), противницы атомной войны (поэма «Тень Каина», 1947), и ее братьев — Осберта (р. 1892) и Сэчеверелла (р. 1897). В 40—50-х гг. 20 в. выделяется своей оригинальностью поэзия Д. Томаса (1914—53). Реакц. тенденции продолжают преобладать в драматургии Т. С. Элиота, а также в романах («Вооруженные люди», 1952, и др.) Э. Во (р. 1903) и ренегата Дж. Оруэлла (1903—50). Но не эти писатели стоят на гл. магистрали А. л., а художники слова, продолжающие великие реалистич. традиции англ. классиков, а также рус. и франц. лит-ры. Из писателей старшего поколения, выступивших еще в предыдущий период, нек-рые, раньше мало заметные, выдвигаются теперь на первый план. Это — Д. Кэри (р. 1888), автор психологич. и социальных романов (трилогия «Она сама удивлена», 1941, «Стать пилигримом», 1942, «Лошадиная пасть», 1944, и др.), писательница Элизабет Боуэн (р. 1899), автор романа «В разгар дня» (1949), романистка Айви Комптон-Барнетт (р. 1892), бытописательница, рисующая распад состоятельной буржуазии нач. 20 в. («Священники и учителя», 1925, «Семья и ее глава», 1935, и др.). Ч. П. Сноу (р. 1905) получает признание как автор монументальной, еще не законченной серии реалистич. романов «Чужие и братья» (1940—), отражающих различные фазы жизни англ. буржуазной интеллигенции после 1-й мировой войны. Большую популярность завоевывает Г. Грин (р. 1904), сторонник неокатолицизма, автор романов на морально-бытовые темы, затем выступивший с обличением амер. империализма и милитаризма («Тихий американец», 1955, «Наш человек в Гаванне», 1958). Распад брит. колониальной империи получил отражение в творчестве Доррис Лессинг (р. 1919), с 50-х гг. работающей над циклом романов «Дети насилия» и над рассказами («Пять повестей», 1953, и др.), в романах Б. Дэвидсона (р. 1914), Д. Стюарта (р. 1924). Оживление А. л. последнего десятилетия получило выражение в произведениях т. н. «сердитых молодых людей». Наиболее заметными явлениями были пьеса Дж. Осборна (р. 1930) «Оглянись во гневе» (1957) и романы К. Эмиса (р. 1921) «Счастливчик Джим» (1954), Дж. Уэйна (р. 1925) «Спеши вниз» (1953) и Дж. Брейна (р. 1923) «Путь наверх» (1957). В этих произв. отразилось недовольство совр. англ. молодежи той бесперспективностью, к-рая характеризует состояние бурж. действительности. Позиции этих авторов неоднородны, в творчестве одних преобладали мотивы социальной критики, тогда как другие не вышли за пределы индивидуалистич. протеста. Интересные зарисовки быта трудовых низов совр. Англии дает роман Аллана Силито «Субботний вечер, воскресное утро» (1958).

Среди писателей, верных идеям мира и социального прогресса, значит. место занимает Дж. Линдсей (р. 1900) — автор романа-эпопеи «Британский путь» («Весна, которую предали», 1953, и др.). Острые по социально-политич. проблематике романы создает Дж. Олдридж (р. 1918), разоблачая происки империалистов, направленные против стран социалистич. лагеря и нац. -освободит. движений на Ближнем Востоке («Дипломат», 1949, «Герои пустынных горизонтов», 1954). В Уэльсе выдвигается автор, сочетающий нац. уэльсские традиции с широкой социальной проблематикой — Г. Томас (р. 1913). Демократич. и прогрессивные черты имеются в творчестве Дж. Соммерфилда (р. 1908), автора романа «Майский день» (1936), писательниц — Ноами Митчисон (р. 1897), автора романа «Дело об омарах» (1952), и Эдит Парджетер (р. 1913) — автора романа в защиту мира «Солдат у дверей» (1954). Во 2-й пол. 50-х гг. выделяется творчество романистов Айрис Мёрдок, Э. Уилсона, драматургов А. Уэскера, Ш. Дилэни, Б. Биэна. Однако, несмотря на отд. интересные произв., даже бурж. критика вынуждена признать, что А. л. переживает кризис, отражающий совр. состояние капиталистич. Англии в целом.

А. А. Аникст.

© 2000- NIV