Приглашаем посетить сайт

Английская литература (Краткая литературная энциклопедия)
Литература эпохи Просвещения.

Литература эпохи Просвещения.

Вторая бурж. революция (1688) превратила Англию в конституционную дворянско-бурж. монархию. Бурж. прогресс сопровождался все углублявшимися классовыми противоречиями. Защита интересов демократич. слоев общества составила содержание передовой идеологии эпохи просветительства, к-рое явилось новым этапом в развитии бурж. гуманизма. Раннее просветительство конца 17 — 1-й четв. 18 вв. отражало умонастроения как буржуазии, так и народа, противостоявших дворянству. В этот период в теории лит-ры первенство признавалось еще за поэзией. Крупнейшим ее представителем был А. Поп (1688—1744), придерживавшийся принципов просветит. классицизма. Его поэзия была описательной, дидактической и сатирической, отличалась афористичностью. Наибольшего мастерства Поп достиг в жанрах ироикомической поэмы и сатиры, а также в стихотворных трактатах о политике, морали и эстетике. Но практически явное преобладание получила проза. Развитие журналистики привело к расцвету жанра нравоучит. и сатирич. эссе, в к-ром проявили себя Дж. Аддисон (1672—1719), Р. Стил (1672—1729), Д. Дефо (1660—1731) и Дж. Свифт (1667—1745). В этот период зарождается бурж. роман, создателем к-рого был Дефо. Построенные как автобиографич. рассказ романы Дефо представляют собой цепь эпизодов авантюрного характера, связанных единством личности героя-рассказчика. Его роман «Робинзон Крузо» (1719) ввел в лит-ру нового героя — человека из демократич. бурж. среды. В лице Робинзона Дефо восславил творч. и созидат. силы нового класса, шедшего на смену дворянству. Его герой — одновременно буржуа и человек труда; он наделен практич. сметкой и приспособлен к борьбе за существование. В других романах Дефо представил людей из низов общества — проститутку и воровку Молль Флендерс, куртизанку Роксану, бродягу «полковника» Джека, пирата Сингльтона, жизненные судьбы к-рых раскрыли картину жестокой борьбы за существование в бурж. -дворянском обществе. Морализаторские концовки этих романов не могли скрыть того, что действительным «нравственным» законом этого общества является бессовестная погоня за материальными благами. Однако Дефо, еще полный оптимизма, верит в то, что бурж. строй жизни является естественным и единственно возможным. Иначе осветил новый социальный строй величайший сатирик Англии Свифт: еще на заре капитализма он с огромной силой обнаружил пороки стяжательского мира. В «Путешествиях Гулливера» (1726) он создал разящую сатиру на монархич. государственность, дворянские привилегии, бурж. хищничество, как и на все идеологич. покровы эксплуататорского общества — религию, мораль и науку. Просветительская идеология проявилась также в сфере драматургии. Здесь пальма первенства принадлежала Аддисону, к-рый своим «Катоном» (1713) создал образец гражд. трагедии в стиле классицизма, тогда как Стиль явился первооткрывателем бурж. нравоучит. комедии. С конца 20-х гг. по 1737 развивается сатирич. комедия Дж. Гея (1685—1732) и Г. Филдинга (1707—54), во многом продолжавшая свифтовскую обличит. традицию. Но этот вид комедии не получил дальнейшего развития, т. к. правительство ввело театр. цензуру (1737), закрывшую прямой политич. сатире доступ на сцену.

Вторая стадия просветительства — с 1740 по 50-е гг. 18 в. — ознаменовалась развитием жанра романа, обретшего свою классич. для бурж. лит-ры форму. Создателем семейно-бытового и психологич. романа явился С. Ричардсон (1689—1761), к-рый придал ему эпистолярную форму. Ричардсон ввел в лит-ру описания маленьких радостей и трагедий обыденной жизни («Памела», 1741, «Кларисса Гарло», 1747—48) и наполнил эти описания морализаторством, не пойдя дальше компромисса между дворянскими и бурж. нравств. принципами. В те же годы Филдинг углубил демократич. тенденции в просветит. романе, выражая народно-гуманистич. идеал жизни («История приключений Джозефа Эндруса и его друга Абраама Адамса», 1742, «История Тома Джонса найденыша», 1749). Филдинг расширил рамки романа, придав ему подлинно эпич. широту и создав социально-бытовой роман, охватывавший все стороны совр. действительности. Осмеивая ханжескую мораль Ричардсона, Филдинг обнажал корыстную подоплеку мещанской «нравственности», отстаивал права «естественного человека». Романы Филдинга, к-рые сам автор определял как комич. эпос в прозе, — вершина реалистич. просветит. романа. Композиция повествования у Филдинга органически скрепляет в неразрывное целое личные судьбы героев и окружающий их мир, представленный во всем многообразии. У Т. Смоллетта (1721—71) эта гармоничность формы уступает место несколько разорванной эпизодич. композиции, острее выявляющей калечащее воздействие бурж. среды на характер человека. У Смоллетта сатирич. тональность преобладает над юмором, тогда как у Филдинга они еще уравновешены. Но в целом Смоллетт остается в пределах просветит. идеологии с ее верой в конечное торжество разума и справедливости («Родерик Рэндом», 1748, «Приключения Перегрина Пикля», 1751, «Гемфри Клинкер», 1771).

—1739) первый сделал предметом трагедии повседневный бурж. быт («Лондонский купец», 1731), и хотя это новаторство нашло поддержку со стороны Филдинга, общий морализаторский дух его драматургии ближе к романам Ричардсона. В самой Англии Лилло почти не имел преемников, если не считать Э. Мура (1712—57), автора драмы «Игрок» (1753). Зато на континенте Европы драмы Лилло встретили горячее одобрение у Дидро, у Лессинга и послужили стимулом к развитию бурж. драмы. В Англии же наступил расцвет сатирич. комедии нравов, гл. представителем к-рой был Р. Б. Шеридан (1751—1816), остро вскрывший пороки бурж. -дворянского общества своего времени («Школа злословия», 1777, изд. 1780, и др.). Перелом в развитии просветит. лит-ры наступает в 60—70-х гг. 18 в. В лит. теории еще жива рационалистич. традиция, представленная критиком С. Джонсоном (1709—84), но в критич. работах Р. Хёрда (1720—1808), Э. Юнга (1683—1765) и Дж. Уортона (1722—1800) выдвигаются требования естественности, возврата к природе, утверждается примат эмоц. начала в иск-ве. Эти выступления теоретически обосновали как принципы сентиментализма, так и предромантизма, сыгравшие гл. роль в развитии А. л. последних десятилетий 18 в. Сентиментализм еще сохранял веру в просветит. идеалы, хотя угол зрения у него иной. В романах просветителей человек раскрывался в многообразных взаимосвязях со средой. Сентименталисты открыли внутр. мир простого человека, богатство его душевных переживаний. Предтечей сентименталистов был отчасти Ричардсон, но его психологизм подчинен строгим морализаторским тенденциям. С точки зрения сентиментализма не чувство должно подчиняться морали, а мораль должна соответствовать душевным стремлениям человека. Так, О. Голдсмит (1728—74) создал повесть «Векфильдский священник» (1766), полную доверия к чувству человека, к-рое представляется более надежным критерием, чем разум. При этом Голдсмит еще отличает добрые чувства от темных страстей и «аппетитов», тогда как Л. Стерн (1713—68), отбросивший всякую предвзятость моральных оценок, с любовным вниманием относится ко всем нюансам чувств и даже к причудам («Жизнь и мнения Тристрама Шенди», ч. 1—9, 1759—67, «Сентиментальное путешествие», 1768). Мастер психологич. анализа, Стерн открыл неиссякаемые родники тончайших переживаний. В отличие от Ричардсона и Голдсмита с их наивной сентиментальностью, Стерн сумел обнажить противоречивость эмоций, окрасив свое понимание духовной жизни человека тонкой иронией. Зыбкость чувств, эмоциональная подоплека рассудочности, противоречивость натуры человека, его непоследовательность представлены Стерном с тонким юмором. Если у поэтов Возрождения страсти человека были безмерны, стремления разума безграничны, то Стерн обнаружил в прозаич. повседневности и маленьких происшествиях душевное богатство.

— нач. 19 вв.) проходит под знаком предромантизма. Возникает т. н. готический роман, или роман «ужасов и тайн», — реакция на рационализм просветит. романа. Эта новая форма отличается болезненной любовью ко всякого рода аномалиям при равнодушии к изображению будничной жизни. Сюжеты сводятся к таинственным преступлениям, проклятиям, тяготеющим над целыми семьями; действие происходит в старинных замках; герои — люди, отмеченные печатью рока. «Готический роман», создателями к-рого были Х. Уолпол (1717—97), автор «Замка Отранто» (1765), Анна Радклиф (1764—1823), У. Бекфорд (1760—1844), Клара Рив (1729—1807) и др., продолжал пользоваться популярностью и в эпоху романтизма, когда под пером У. Годвина (1756—1836), еще связанного идейно с просветительством, он обрел социально-обличит. содержание, а у Ч. Мейчюрина (1782—1824) приобрел философскую окраску. В последние годы 18 в. получает дальнейшее развитие семейно-бытовой роман, продолжающий традиции С. Ричардсона, в розово-идиллич. тонах изображающий частную жизнь, но интересный своим психологизмом. Создательница этой разновидности романа Фанни Бёрни (1752—1840) имела последовательниц и в нач. 19 в., к к-рым принадлежит Мария Эджуорт (1767—1849) и Джейн Остин (1775—1817), то любовно, то иронически описывавшая быт высшего общества.

«Времена года» (1726—1730) Дж. Томсона (1700—48) впервые дано изображение природы и сельской жизни. Э. Юнг (1683—1765) в «Жалобах, или Ночных размышлениях о жизни, смерти и бессмертии» (1742—45) обратил поэзию к изображению душевного мира человека. У этих двух поэтов просветит. оптимизму уже противостоит скорбный меланхолич. взгляд на жизнь, у Томсона это связано с сочувствием страданиям бедняков, у Юнга — с философскими, религ. и этич. мотивами, поисками утешения от бедствий жизни и в вере.

«Элегии, написанной на сельском кладбище» (1751) Т. Грея (1716—71). Демократическая по своей социальной направленности, эта поэзия была полна мрачных элегич. тем, реальная обусловленность к-рых раскрыта Голдсмитом в его поэме «Покинутая деревня» (1770), где изображена пауперизация англ. крестьянства во 2-й пол. 18 в. Начавшийся промышленный переворот все более привлекал внимание поэтов к деревне. В творчестве У. Купера (1731—1800) многое связано с описательной и дидактич. поэзией начала века, но любовь к природе, мягкий лиризм уже свидетельствуют о поисках новых путей в поэзии. В поэмах Дж. Крабба (1754—1834) возникли детальные картины сельской повседневности, переданные с большим реализмом. Если названные поэты во многом близки писателям-сентименталистам, то У. Коллинз (1721—59) в своих лирич. и медитативных стихах, проникнутых меланхолией, предвосхищает нек-рые типич. мотивы романтич. поэзии 19 в. Возросший интерес к природе побудил Р. Додсли (1703—64) и Т. Перси (1729—1811) приступить к собиранию произв. устной поэзии, бытовавшей в народе. Их сб-ки нар. песен и баллад явились событием для лит-ры, снова обратившейся к родникам нар. поэтич. творчества, восходившим к средневековью. Сам колорит ср. -век. жизни становился все более модным. Стилизация под ср. -век. поэзию приняла сначала форму лит. подделок. Шотл. поэт Дж. Макферсон (1736—96) издал «Поэмы Оссиана» (1762—63), выдав их за перевод произв. древнего кельтского барда. Т. Чаттертон (1752—1770) свои стихи выдавал за произв. несуществовавшего поэта 15 в. Томаса Раули. Дискуссии о подлинности этих произв. положили начало науч. изучению истории лит-ры, но еще больше было их значение как явлений предромантич. поэзии. Записи древних баллад и поэзия Макферсона и Чаттертона укрепили интерес к картинам дикой природы, выражению мрачных страстей, ко всему таинственному. Венцом поэзии 18 в. было творчество шотландца Р. Бёрнса (1759—96). Его нац. самобытная поэзия отвечала не только духу шотландцев, но была воспринята как своя и в Англии, а затем приобрела всеевроп. популярность. Творчество Бёрнса воплотило все то, к чему стремилась поэзия 18 в. — безыскусственность, свободное от всяких условностей проявление чувств и страстей. Истинный демократизм и народность поэзии Бёрнса тесно связаны с передовыми идеалами просветительства 18 в., но отчасти сродни и романтич. поэзии последних лет 18 в.