Приглашаем посетить сайт

Английская литература (Краткая литературная энциклопедия)
Литература эпохи средневековья.


Литература эпохи средневековья.

Собственно А. л., т. е. лит-ра на англ. яз., складывается сравнительно поздно. Ее возникновение обычно датируют 14 в., т. к. до этого времени в Британии был т. н. древнеанглийский или англо-сакс. язык. Однако, каковы бы ни были различия между языком древней и языком ср. -век. Англии, есть все основания рассматривать эти периоды А. л. как этапы единого процесса, на протяжении к-рого происходило формирование англ. языка, англ. культуры и англ. нации.

Исходным моментом истории А. л. является завоевание Британии англо-саксонскими племенами (5 в.). Однако ни о какой «чисто» англ. культуре в следующие за этим столетия не может быть и речи. Племена англов, саксов и ютов, пришедшие с континента Европы, принесли с собой свой язык и культуру, стоявшие на уровне первобытнообщинного развития. В конце 6 в. началось обращение англ. населения в христианство, что принесло в страну элементы лат. языковой культуры в той мере, в какой они были усвоены римско-католич. церковью. Набеги датчан, начавшиеся с 8 в., завершились в 9 в. завоеванием значит. части Англии. Освобождение от дат. владычества в 10 в. не положило конца иноземным вторжениям. В 1066 англо-саксонские войска, проиграв битву при Гастингсе, отдали страну во власть норманнов, потомков скандинавских викингов, покоривших Бретань (на сев. -зап. Франции), ассимилировавшихся с местным населением и перенявших франц. язык. Этот язык, к-рый норманны принесли в Англию, стал на нек-рое время языком господствующего класса. Т. о., с концом антич. мира миграции населения и иноземные завоеватели приносили в культуру страны различные этнич., культурные и языковые элементы. Коренным языком оставался язык англо-саксонских племен, но он вбирал в себя кельтские, лат., скандинавские элементы. Кроме того, условия социального развития предопределили на долгое время существование двух языковых культур — коренной англо-саксонской (с внесенными в нее иноязычными элементами) и латинской (латынь была на протяжении средневековья языком церкви, науки, юриспруденции).

Следуя формальным хронологич. признакам, бурж. лит-ведение часто начинает историю А. л. с древних памятников письменности на лат. яз. Однако типологически они представляют собой явление более поздней культуры. Подлинным истоком А. л. было устное народно-поэтич. творчество, хотя памятники его дошли в сравнительно поздних записях.

Первая эпоха А. л. (5—15 вв.) связана с возникновением, утверждением и началом распада феодализма. В пределах этой эпохи различаются четыре периода. В 5 — сер. 11 вв. немногочисл. памятники нар. поэзии англо-саксов (сохранились фрагменты) отражают последние этапы общинно-родового быта и начало формирования феодализма. Это лирич. фрагменты («Жалоба жены»), метрически арранжированные перечисления родовых имен и родословные (т. н. «тулы»), а также др. формы мнемонич. стиха, имевшего целью фиксацию законов, календарей праздников и т. п., заклинания, загадки, гномич. стихи. Фрагменты такого рода свидетельствуют об универсальной роли, к-рую играла до 13 в. стихотворная речь, носившая аллитеративный характер. Поэтич. творчество было сводом историч. знаний, законов, обычаев, верований и нравств. понятий. Все это было окрашено наивными анималистическими представлениями, обожествлением явлений природы и обществ. жизни. С развитием разделения труда и социальной дифференциацией первобытного общества возникла профессионализация поэтич. творчества. Появились певцы-поэты (т. н. скопы, или глимены). Одна из древнейших англосаксонских поэм «Скиталец» представляет собой повествование скопа о своих странствиях и жизненной судьбе. Содержание «Жалобы Деора» — также судьба поэта, придворного певца дружинного вождя. Превратности войны составляют тему эпич. фрагмента (вероятно 10 или 11 вв.) «Финсбургская битва» (впервые изд. в 1705). Образцом ранней лирики является «Послание влюбленного». Наиболее значит. памятник нар. англо-саксонской эпич. поэзии — «Беовульф» (запись 10 в.), в к-ром выражены жизненные идеалы и понятия народа Древней Англии. В образе Беовульфа представлен воин-герой, затем племенной вождь, свершающий подвиги во имя интересов своего рода и дружественных племен. Окруженный могучими и непознанными стихиями природы, олицетворенными в образах фантастич. чудовищ, человек, сознающий свою ответственность перед народом, мужественно идет навстречу опасностям и преодолевает их. Эта народно-героич. эпич. традиция проходит затем через всю ср. -век. поэзию, воплощаясь то в образах рыцарей — защитников справедливости, то в образах благородных разбойников, восстающих против феод. произвола.

Из количественно более обширной «ученой» письменности этого периода выделяются «Церковная история англов», написанная по-латыни; ее автор — Беда Достопочтенный (672—735); труды ученого Алкуина (8 в.) и первые образцы англо-саксонской прозы, написанные королем Альфредом (848—901) и учеными клириками Эльфриком (10 в.) и Вульфстаном (10 в.). Значит. памятником эпохи является «Англо-саксонская хроника» — летопись историч. событий, составлявшаяся с 9 по 12 в. Растущая роль церкви как идеологич. центра феод. системы обусловила не только религ. -богословскую окраску всей историографии и науки, но и возникновение религ. христ. поэзии, противопоставлявшейся духовенством языч. поэзии типа «Беовульфа». Сохранились две группы религ. поэм на англо-саксонском языке, связанные с именами поэтов Кэдмона (7 в.) и Кюневульфа (8 в.), интересные попыткой отразить в религ. библейских сюжетах черты реальной жизни англо-саксов.

Второй период ср. -век. А. л. именуется англо-норманским, т. к. в эту пору (1066—1350) Англия находилась под владычеством норманнов. Это — время оформления феод. строя в Англии с его системой вассалитета в среде господствующего класса и закрепощением массы англо-саксонского сел. населения. А. л. этого периода была трехязычной. Церк. поэзия и проза писались преим. на латыни; в среде коренного населения, гл. обр. в народе, сохранялась традиция англо-саксонской поэзии; в дворянско-рыцарской среде преобладал франц. язык — язык завоевателей. Значит. памятниками церк. лит-ры были нравоучит. произв.: «Моральная поэма» (12 в.), «Правила для отшельниц» (12—13 вв.), «Книга для Орма» («Ормулум», 12—13 вв.) и др. Из светской поэзии выделяются «Пословицы Альфреда» (12 в.), собрание нар. изречений, кладезь ср. -век. житейской мудрости и образец тогдашнего остроумия. Типич. образец ср. -век. поэмы-спора — «Сова и соловей» (12—13 вв.). где сова воплощает суровую нравственность и склонность к мудрствованиям, а соловей отстаивает право на радости любви. Здесь косвенно отражается противоречие между ср. -век. религ. моралью и светскими стремлениями феод. общества. Рыцарская поэзия воплотила высшие элементы культуры эпохи, продолжив развитие героич. идеала раннего средневековья, окрашенного теперь специфически феод. мотивами, но отнюдь не ограниченного ими одними.

Образ человека в рыцарской лит-ре воплощает и внешние черты представителя привилегированного сословия и нравств. черты, выражающие идеал подлинной гуманности. Герой-рыцарь выступает как поборник справедливости, защитник слабых и обиженных, его отличает высокая культура поведения, он наделен способностью к возвышенным чувствам, преклоняется перед женщиной и выражает поэзию любви как личной страсти. Наиболее полно этот идеал получил выражение в новой лит. форме — рыцарском стихотворном романе, написанном частично аллитеративным стихом, частично приемами франц. метрич. стихосложения. Центр. группа сюжетов рыцарской лит-ры связана с преданиями о кельтском (точнее корнуэльском) короле Артуре и рыцарях Круглого стола — романы о Ланселоте, Персевале, Гавейне, Тристане, волшебнике Мерлине, к-рые сохранились в рукописях 13—14 вв. Особую группу составили рыцарские романы на нац. англ. сюжеты, отражающие подчас наслоения периода дат. завоевания — «Король Хорн», «Хевлок-датчанин». Но уже чисто английскими были «Гай Уорикский», «Ричард Львиное сердце», «Бевис из Хемптона». Как и в др. европ. страны, в Англию дошли отголоски антич. эпоса и истории, что нашло отражение в романах об осаде Трои, об Александре Македонском и др. Наряду с прославлением подвигов, утверждением гуманного отношения к людям в рыцарских романах встречаются и демократич. мотивы (напр., в романе «Оруженосец низкого звания»).

«Золотым веком» ср. -век. А. л. была 2-я пол. 14 в. Феод. общество достигло вершины своего развития. Несмотря на мощь феод. баронов, монархия стала в нек-рой мере централизующей силой страны; буржуазия стала уже влиятельной частью общества. В правящей верхушке усугублялась династич. вражда, с переменным успехом шла Столетняя война с Францией, обострились и противоречия между дворянами и крестьянством, приведшие к крест. войне 1381. В этой бурной обстановке произошел невиданный подъем А. л., к-рая впервые приобрела нац. характер. Этому предшествовало оформление единого нац. языка, англо-саксонского в своей основе, но обогащенного лат. и франц. элементами. Основу общенац. т. н. среднеангл. лит. языка составили лондонский диалект и элементы говоров среднеангл. графств. А. л. 2-й пол. 14 в. отличается многообразием идейных и худож. тенденций. С одной стороны, возникает высшее проявление всей традиции рыцарского романа — «Сэр Гавейн и Зеленый рыцарь». С др. стороны, в поэме У. Ленгленда (1332 — г. смерти неизв.) «Видение о Петре-пахаре» (1362) мощно зазвучал голос мятежной крест. демократии века. Аллитеративный стих связывает поэму с древнейшей поэтич. традицией страны, тогда как сюжетная основа — аллегорич. поэма-«видение» — указывает на ее родство с нравоучит. и религ. морализаторской поэзией средневековья. Но содержание поэмы раскрывает социальные противоречия эпохи. Это страстный протест против несправедливостей феод. строя, произвола феодалов-крепостников, власти золота (образ «дамы Выгоды»). Здесь звучат отголоски уравнительных идей и проповедуется мораль нравств. очищения посредством трудовой жизни.

Второе течение лит-ры этого периода сочетает все богатство идей и сюжетов средневековья с первыми ростками новой гуманистич. идеологии, веяние к-рой дошло уже в это время из Италии. Дж. Гауэр (1330—1408) — выразитель идеологии передовых слоев господствующего сословия. Он поэт трехъязычный: его «Глас вопиющего» (ок. 1382) написан лат. стихами, «Зерцало размышляющего» (1376—79) — франц. стихами, а «Исповедь влюбленного» (1390) — на среднеангл. языке. Дидактика сочетается в его поэмах с яркими описаниями совр. жизни и первым проникновением в душевную жизнь человека. Обличая пороки церкви и рыцарства, он испугался, однако, крест. восстания 1381 и предал проклятию восставший народ.

Над всеми поэтами этой эпохи возвышается Дж. Чосер (1340—1400) — родоначальник реализма в А. л. Его творчество вобрало в себя дух светской культуры рыцарства, элементы зарождающейся бурж. культуры, веяния итал. гуманизма. Лиризм и мастерство эпич. рассказа Чосера ярче всего проявились в поэме «Кентерберийские рассказы» (1386—1400) — поэтич. энциклопедии англ. жизни 14 в. Если поэзия Гауэра проникнута морализаторством, то Чосер прежде всего внимательный наблюдатель жизни, любовно относящийся к человеку, к-рого он показывает и в его подлинном величии, и в самых низменных проявлениях. Жизненный реализм Чосера намного опередил его время.

После подъема поэзии в 15 в. наступает спад книжной лит-ры. Эпигоны Чосера — Дж. Лидгейт (ок. 1370 — ок. 1450), Т. Оклив (ок. 1368 — ок. 1450) многословны и маловыразительны. Подлинный расцвет переживает в 15 в. шотл. лит-ра, в Англии же центр поэтич. активности переходит в нар. среду, проявляясь в расцвете нар. баллады и гор. нар. драмы мистериального типа. В 15 в. феод. класс переживает все углубляющийся кризис, кульминацией к-рого была династич. война Алой и Белой розы (1455—85), приведшая к почти полному самоистреблению феод. знати. В то же время англ. крестьянство, освободившееся из-под ига крепостничества и став свободным (йоменри), переживало свой «золотой век», чем объясняется возрождение устного нар. поэтич. творчества (от него остались немногочисл. памятники, собранные и записанные лишь в 17 и 18 вв.). Гор. культура воплотилась в нар. драме, образце коллективного творчества горожан и ремесленников. Любовь к театр. зрелищам, укоренившаяся в народе, составила основу последующего расцвета англ. драмы в конце 16 — нач. 17 вв.

© 2000- NIV