Приглашаем посетить сайт

Английская литература (Краткая литературная энциклопедия)
Литература эпохи Возрождения.

Литература эпохи Возрождения.

Новым исходным пунктом развития А. л. явился 1485, когда был положен конец феод. смуте и установилась абсолютная монархия Тюдоров. Под эгидой абсолютизма, поддерживаемого новой обуржуазившейся знатью, растущей буржуазией и в известной степени народом, получила развитие гуманистич. культура, и А. л. вступила в эпоху Возрождения. Начало этой эпохи в Англии ознаменовано введением книгопечатания (1476). Пионерами англ. гуманизма были оксфордские ученые У. Гросин (ок. 1446—1519), Т. Линакр (ок. 1460—1524) и Дж. Колет (ок. 1467—1519), учившиеся в Италии. Они были связаны с европ. гуманистами, из к-рых Эразм Роттердамский неск. раз посетил Англию и один раз был в ней Дж. Бруно. Их последователем был великий англ. гуманист Т. Мор (1478—1535). Второе поколение англ. гуманистов представлено Т. Элиотом (ок. 1490—1546), Р. Аскемом (1515—1568) и др., выступившими во 2-й пол. 16 в. с моральными и политич. трактатами. Начало 16 в. отмечено также возникновением новой поэзии, вобравшей нац. традиции и сочетавшей их с идеями и формами итал. гуманистич. поэзии. Первыми англ. последователями Ф. Петрарки были поэты Т. Уайет (1503—42) и Х. Х. Сарри (1518—47), тогда как Дж. Скелтон (1460—1529), к-рого можно назвать поэтом англ. Реформации, в основном ориентировался на образцы нац. поэзии. Реформация англ. церкви, откол от Рима имели важнейшее значение для развития гуманистич. мировоззрения, т. к. закрытие монастырей, создание новых светских «грамматических» школ означали падение духовной диктатуры церкви. Уже в нач. 16 в. гуманисты стали придавать большое значение театру как средству пропаганды новых взглядов на жизнь. Дж. Растелл (ок. 1475—1536) и Дж. Хейвуд (ок. 1497 — ок. 1580) под влиянием Т. Мора используют ср. -век. драматич. жанр интерлюдии для утверждения идей гуманизма. Епископ Дж. Бейл (1495—1563) преобразовывает драматич. форму моралите, создавая первую в Англии историч. драму. Во 2-й пол. 16 в. гуманизм, ранее бывший достоянием узких кругов бурж. и аристократич. интеллигенции, приобретает все более массовую аудиторию через посредство книжной лит-ры и особенно благодаря театру.

Расцвет гуманистич. лит-ры начинается в 80-е гг. 16 в. Лирич. поэзия нового направления, основанного Уайетом и Сарри, заявляет о себе стихами Т. Кэмпиона (1567—1619), Дж. Гаскойна (ок. 1539—77) и др., создающих песни и поэмы о любви. Развивается повествовательная и описательная поэзия, начало которой кладет коллективная поэма «Зерцало правителей». За ней следуют «Англия Альбиона» (1586) У. Уорнера (1558—1609), «Британская Троя» (1609) Т. Хейвуда (1573—1650), «Розамонда» (1592) и «Гражданские войны» (1609) С. Даниела (ок. 1562 — ок. 1619), «Нимфидия» и «Полиольбион» (1613—22) М. Дрейтона (1563 — ок. 1631), «Ромеус и Джульетта» (1562) А. Брука (г. рожд. неизв. — 1563) и др. Над этими поэтами возвышается Ф. Сидни (1554—86), проявивший свое яркое дарование в сонетах «Астрофел и Стелла» (1591) и в трактате «Защита поэзии» (изд. 1595), сыгравшем роль теоретич. манифеста англ. гуманистич. лит-ры. Сонеты Сидни породили в 90-х гг. 16 в. поток сонетной лирики: «Делия» (1592) С. Даниела, «Диана» (ок. 1592) Х. Констебла (1562—1613), «Идея» (1593) М. Дрейтона и «Сонеты» (изд. 1609) У. Шекспира. Самым выдающимся поэтом англ. Возрождения был Э. Спенсер (ок. 1552—99), лирик и эпик, непревзойденный мастер во всех жанрах поэзии, заслуживший звание «поэта поэтов», ибо созданные им метрич. формы стиха, строфика, каноны рифм, богатство лексики, образной речи служили источником для англ. поэтов вплоть до эпохи романтизма. Как в лирике, так и в больших поэмах Спенсера «Пастушеский календарь» (1579) и «Королева фей» (1590) получил выражение его аристократич. гуманизм, означавший, впрочем, не столько сословную ограниченность, сколько возвышенность и утонченность, прославление человека, способного на жертвы во имя высоких духовных интересов. В центре его поэзии был идеал прекрасного, всесторонне развитого человека. Однако на всем, что описывает Спенсер, лежит печать платонизма, несколько абстрактной идеальности; он выработал сложный метафорич. язык, кутая мысль в аллегории и символы, сквозь к-рые просвечивают картины реальной природы.

—1606). Его «Эвфуэс» (1578—80) также проникнут стремлением создать идеальный образ «джентльмена» — светского человека, отличающегося изысканностью манер, благородством поведения и высоким интеллектом. С этой тенденцией сливается и пасторальный роман Ф. Сидни «Аркадия» (1590). В этом же духе написал свои первые произв. Р. Грин (1560—92), но он же создал натуралистич. картины лондонского «дна» в серии памфлетов о мошенниках. Если Т. Лодж (ок. 1558—1625) в «Розалинде» (1590) еще следовал эвфуистич. манере, то Т. Нэш (1567 — ок. 1601) в «Злосчастном путешественнике» (1594) положил начало англ. плутовскому роману реалистически бытового плана. Наконец Т. Делони (ок. 1543—1600) выступил как первый бытописатель гор. ремесленной среды. Одновременно возникает сатирич. проза, осмеивающая пороки различных социальных групп. Представителями этого жанра были Т. Нэш, Т. Деккер (ок. 1570—1641), Т. Лодж. Самым демократич. видом лит-ры была драма для общедоступных театров, расцвет к-рой относится ко 2-й пол. 16 в. Несмотря на враждебность пуританской буржуазии, театр, пользуясь покровительством двора и знати, поддерживаемый нар. публикой, приобретает массовый характер. В это время и начинается преобразование англ. драмы, освобождение ее от ср. -век. тем, сюжетов и форм, освоение образцов античного, преим. рим. театра и итал. гуманистич. драматургии. Образцом для первых англ. комедий, написанных «по правилам» Аристотеля, послужил Плавт. Так были созданы «Ральф Ройстер Дойстер» (1551—53, изд. 1566) Н. Юдалла (1505—1556) и «Иголка кумушки Гаммер Гертон» (пост. 1556, изд. 1575) неизв. автора. Дж. Гаскойн в «Подмененных» (1566) следует образцу комедии Л. Ариосто, а Т. Сэквилл (1536—1608) и Т. Нортон (1532 — ок. 1584) создают, подражая Сенеке, первую англ. трагедию на нац. легендарно-историч. сюжет — «Горбодук» (1561). Расцвет англ. драмы эпохи Возрождения начинается во 2-й пол. 80-х гг. с появлением плеяды драматургов, прозванных «университетскими умами», т. к. они получили гуманитарное образование в колледжах и ун-тах. Дж. Лили создал изысканную придворно-аристократич. комедию, К. Марло (1564—93) и Т. Кид (1558—94) — трагедию, Р. Грин — романтич. драму и нар. комедию. Последние три драматурга с самого начала подвизались на сцене общедоступного нар. театра. Лили отличился в остроумном диалоге, Марло и Кид — в трагич. патетике, Грин — в изображении бытовых картин, полных нар. юмора. Наиболее значительным из этой группы был Марло — первый великий трагик в англ. драматургии, поэт титанич. масштабов, внесший в драму глубокие идейные проблемы. Его гл. тема — освобождение личности от оков любых авторитетов, стремление человека к безграничному господству над миром. Если у Кида трагедия представляла собой нагромождение кровавых ужасов, то Марло нащупал подлинные корни ренессансного трагизма: противоречие между стремлением к индивидуальной свободе и новыми узами, сковывающими личность в рождающемся бурж. обществе. При этом философская глубина сочеталась у Марло с новаторством формы: он создал основы новой драматич. композиции, построив действие вокруг личности титанич. героя, освободил речь в драме от оков рифмы и ввел белый стих. Марло явился создателем подлинно поэтич. драмы англ. Возрождения.

—1616), начавшему писать для театра ок. 1590 и на целых два десятилетия ставшего центр. фигурой англ. драмы эпохи Возрождения. Восприняв все ценное в творчестве своих предшественников, Шекспир поднял англ. драму на огромную высоту. Его творчество составляет вершину не только англ. гуманистич. лит-ры, но и всего европ. иск-ва Ренессанса. Драматургия Шекспира в совершенной худож. форме отразила сдвиги, происходившие в истории человечества, когда рушился многовековой феод. уклад и рождалось бурж. общество. Появление такого драматурга в Англии было закономерно, ибо в этой стране бурж. развитие совершалось в его классич. форме. Шекспир был поэтом народным и национальным. Его творчество, обращенное ко всем слоям населения, сочетало аристократич. тонкость с плебейским духом, психологич. глубину и яркую театральность, эпич. широту, проникновенный лиризм и ощущение драматизма действительности. Чутьем великого реалиста он постиг многое, что в тогдашней жизни не укладывалось даже в рамки новой философии; значительно глубже, чем она, Шекспир проник в противоречия эпохи, в характер человека своего времени. Он остается до сих пор непревзойденным мастером многостороннего изображения человеч. личности, сердцеведом, раскрывающим всю сложность духовного мира и чувств человека в конфликтах огромного обобщающего значения. Шекспир проявил свой талант во всех сценич. жанрах — комедии положений («Комедия ошибок», 1593, изд. 1623) и комедии характеров («Укрощение строптивой», 1594), романтич. комедии («Два веронца», 1594, изд. 1598), пасторали («Как вам это понравится», 1599, изд. 1623), бытовой комедии («Виндзорские проказницы», 1598, изд. 1602), романтич. трагедии («Ромео и Джульетта», 1595, изд. 1597), проблемной драме («Венецианский купец», 1596, изд. 1600; «Мера за меру», пост. 1604), романтич. авантюрной драме («Цимбелин», 1609, изд. 1623), историч. драме («Ричард III», 1592, изд. 1597; «Генрих IV», ч. 1—2, 1597, изд. 1598—1600), но самым великим воплощением его творческого дарования были социально-философские трагедии «Гамлет» (1601, изд. 1603), «Отелло» (1604. изд. 1622), «Король Лир» (1605, изд. 1608), «Макбет» (1606, изд. 1623) и др. В отличие от склонного к индивидуализму Марло, Шекспир вдохновлялся не идеей противоборства личности и общества, а идеалом гармонии между человеком и его социальным окружением. Но будучи реалистом, он раскрыл в своих трагедиях невозможность подобной гармонии для строя жизни, основанного на эгоизме, стяжательстве, всеобщей войне «всех против всех». Конфликты его драм отразили как ломку старых патриархальных жизненных устоев, освобождение личности от ср. -век. пут, так и утверждение жестоких норм частнособственнич. уклада, неприкрыто-эгоистического и хищнического в своем существе, трагич. сознание того, что несправедливый строй жизни искажает прекрасный облик человека. Это сделало ситуации драм Шекспира жизненно реальными для всех последующих периодов бурж. развития. Вместе с тем идеал чистой, незамутненной человечности, составляющий духовный стержень творчества Шекспира, делает его творчество близким обществу, освободившемуся от угнетения человека человеком.

реализма с романтикой, присущее эпохе Возрождения, сказываются у Т. Деккера и Т. Хейвуда (1573—1650). В трагич. силе к Шекспиру приближался один из драматургов нач. 17 в. Дж. Уэбстер (ок. 1580?—1625). Совершенно новое направление драмы было утверждено Б. Джонсоном (ок. 1573—1637), мастером социальной сатиры, отвергнувшим романтику Шекспира и его приверженцев во имя строго однолинейной типизации характеров и ситуаций с ясно выраженной нравств. оценкой людей и обществ. условий («Всяк в своем нраве», 1598, изд. 1601, «Вольпоне, или Лиса», 1607, и др.). В плане общеевроп. лит-ры Джонсона следует считать предтечей Мольера. Но и Джонсон еще овеян авантюрным духом Возрождения; в теории он явился одним из первых провозвестников классицизма, но в своей драматургич. практике он был свободен от догматич. узости, присущей этому направлению во 2-й пол. 17 в. Поклонником антич. худож. норм был и Дж. Чапмен (1559—1634), переводчик «Илиады», понятой им в духе ренессансных идеалов, автор бытовых комедий, близких к сатирич. комедиям Джонсона, а в трагедии стремившийся к шекспировской глубине раскрытия противоречий между личностью и обществом. Повседневный бурж. быт с его комич. и драматич. чертами в нач. 17 в. получил отражение в нек-рых пьесах Т. Деккера, Т. Хейвуда, Т. Мидлтона (1570—1627), но больше всего у В. Джонсона. В конце первого десятилетия 17 в. в англ. драме получает развитие романтич. -авантюрное направление, представленное в первую очередь Ф. Бомонтом (1584—1616) и Дж. Флетчером (1579—1625), утвердившими жанр трагикомедии, возродившими романтич. комедию и т. н. кровавую драму. Их гуманизм носил ярко выраженную аристократич. окраску, они сознательно противопоставляли себя демократич. направлению в драме. К ним был близок сотрудничавший с Флетчером Ф. Мессинджер (1583 — ок. 1640), творчество к-рого представляет собой переходную ступень к последнему этапу англ. ренессансной драмы. В 20—30-е гг. 17 в. театр все более утрачивает связь с народом, и это сказывается на всем идейном содержании драмы. Сохраняя антибурж. направленность, она, однако, противопоставляет корысти буржуазии не нар. -гуманистич. идеалы, а мораль гедонизма и дворянского эпикурейства. Это видно как у Мессинджера, так и у Дж. Шёрли (1596—1666), У. Роули (1585—1642) и др. авторов, уровень мастерства к-рых свидетельствует о несомненном упадке драмы. В последние десятилетия ренессансного театра особенно выделяются два автора — С. Тёрнер (ок. 1589—1626) и Дж. Форд (ок. 1586—1640), в чьих трагедиях звучат отголоски ренессансной проблематики, но ощущается кризис гуманизма, не находившего больше опоры в массах народа, попавших под влияние пуританства — носителя революц. настроений в период изжившего себя абсолютизма. С началом англ. бурж. революции пуританский парламент закрыл все театры (1642) и этим был положен конец драме эпохи Возрождения.