Приглашаем посетить сайт

Английская литература (Краткая литературная энциклопедия)
Литература конца 18 в. — начала 19 в.

Литература конца 18 в. — начала 19 в.

Одним из первых романтиков был У. Блейк (1757—1827), чье стремление к непосредственности воплотилось в образе лирич. героя с детски чистым и вместе с тем острым восприятием действительности. Блейку присуще особое видение мира как сочетания реальных фактов и невидимых мистич. сил. Политич. радикализм Блейка проявился в критике социальной несправедливости, в пророчествах о грядущем обновлении жизни.

Конец 18 в. ознаменовался в А. л. появлением произв., отражавших кризис системы компромисса между дворянством и буржуазией, назреванием революц. настроений. Почвой для этого было недовольство нар. масс губительными последствиями промышленного переворота 2-й пол. 18 в. Высшим выражением политич. радикализма в А. л. 90-х гг. 18 в. было творчество У. Годвина, публициста и романиста, провозгласившего программу реформ, близкую к утопич. социализму. Своими романами («Калеб Уильямс», 1794, и др.) и публицистикой Годвин оказал значит. влияние на передовую обществ. мысль Англии конца 18 — нач. 19 вв. Однако деятельность Годвина и группировавшихся вокруг него литераторов — Мэри Уолстонкрафт (1759—97), Т. Холкрофт (1745—1809), так же как и выступления англ. «якобинцев», были быстро подавлены правящими классами. Политич. реакция сомкнулась с идейной реакцией против франц. революции и связанного с ней просветительства. В лит-ре это получило выражение в творчестве поэтов т. н. «озерной школы», явившихся зачинателями романтизма в А. л., — У. Вордсворта (1770—1850), С. Колриджа (1772—1834) и Р. Саути (1774—1843). Эти три поэта вначале приветствовали революцию во Франции, но якобинская диктатура побудила их резко изменить позиции. Отвергнув просветительскую веру в разум, они провозгласили культ чувства, доходя в этом до апологии всего иррационального; в то же время они выступали против капиталистич. цивилизации, воспевая уходящий мир сельской жизни. Опираясь на нек-рые новаторские элементы поэзии 18 в., представители «озерной школы» провозгласили необходимость поэтич. реформы, что было декларировано У. Вордсвортом в предисловии ко 2-му изд. «Лирических баллад» (1800), написанных им совм. с Колриджем. Утверждение примата чувства, воспевание людей, не испорченных пром. цивилизацией, сочеталось у Вордсворта с требованием приблизить язык поэзии к живой повседневной речи. Поэты «озерной школы» изменили технику стиха, возродив метрику балладной поэзии и версификацию эпохи Возрождения и 17 в. Описательной и дидактич. поэзии 18 в. романтики противопоставили лирико-эпич. поэмы и медитативные стихи (стихи-раздумья). Эта реформа принесла расцвет поэзии. Наиболее популярным поэтом-романтиком нач. 19 в. был В. Скотт (1771—1832), чьи поэмы «Песнь последнего менестреля» (1805), «Мармион» (1808) и др. полны описаний ср. -век. нравов и обычаев. Поэтич. произв. В. Скотта составляют как бы переходную ступень к новой форме романа, в к-рый вошли аксессуары романтики и, главное, историзм. Созданный этим писателем историч. роман возник под воздействием сдвигов, происшедших в Шотландии и Англии благодаря последствиям пром. переворота 18 в. и бурной динамике событий первой бурж. революции во Франции и наполеоновских войн. Ощущение нового всемирно-историч. перелома вызвало потребность осмысления опыта многовекового развития народов. Обетованной землей историч. романа явилась Шотландия, где скрестились напластования разных социальных формаций: пережитки родового строя и феод. отношений, зачатки капитализма («Роб Рой», 1818). Метод историч. романа В. Скотт распространил на др. эпохи европ. истории: от завоевания Англии норманнами («Айвенго», 1820) до последних якобитских восстаний в сер. 18 в. («Уеверли», 1814). Как и консервативные романтики, В. Скотт симпатизировал феод. патриархальности, но искал компромисса между элементами многовековой культурной традиции и утверждавшимся бурж. укладом. В композиц. отношении историч. роман В. Скотта унаследовал принцип построения авантюрного сюжета, какой был в романах 18 в., но там герои действовали на фоне устойчивого бурж. быта, здесь же они оказывались в самом центре эпохиальных историч. событий, и личные их судьбы также определялись ходом этих событий.

«озерной школы», так и роман В. Скотта проникнуты в основном консервативными тенденциями. В противовес этому в романтизме возникло новое течение, связанное с возрождением прогрессивных обществ. тенденций. Ирландец Т. Мур (1779—1852) воспел героич. прошлое своей порабощенной страны («Ирландские мелодии», 1807—35). Но своего наивысшего расцвета революц. романтизм достиг в творчестве Дж. Г. Байрона (1788—1824) и П. Б. Шелли (1792—1822). Весь арсенал поэтич. средств Байрон поставил на служение задачам борьбы против политич. реакции в Англии и на континенте, поддерживая нац. -освободит. движения Ирландии, Испании, Греции, Италии и первое стихийное движение рабочего класса Англии — восстание «луддитов». Творец интимной и политич. лирики, мощных лирико-эпич. поэм («Чайльд Гарольд», 1812—18, «Корсар», 1814), сатир («Бронзовый век», 1823), романтич. трагедий («Марино Фальеро», 1821), философских драм («Манфред», 1817, «Каин», 1821), стихотворного романа («Дон Жуан», 1819—24), Байрон создал волнующий образ героя-бунтаря, восстающего против политич. несправедливости, ханжеской морали господств. классов и самого бога. Свободолюбие Байрона носило печать индивидуализма. Призывая к борьбе против деспотич. режимов своего времени, даже если она не сулила успеха, Байрон вносил в свою поэзию трагич. тональность, ноту пессимизма, героизацию одинокой титанич. личности, ведущей неравную борьбу и предпочитающей смерть рабской покорности. Поэзия Байрона прозвучала на всю Европу революц. набатом, а подвиг поэта, павшего в борьбе за освобождение Греции от тур. ига, явил всему миру пример высокого гражд. мужества. П. Б. Шелли был менее популярен при жизни, но его поэтич. слава возросла после смерти, ибо как мыслитель он более оптимистически устремлен в будущее. Воспитанный на идеях Годвина, Шелли был первым поэтом, вдохновлявшимся идеалами социализма, хотя и утопического. Лирику Шелли отличала вера в грядущее торжество социальной справедливости и утверждение гармонии человека с природой (стихи, поэмы — «Возмущение ислама», 1818, «Освобожденный Прометей», 1820). В поэзии Шелли возникает новый тип героя — революционера, безраздельно отдающего себя служению человечеству, борьбе против земных и небесных тиранов, при этом лишенного пессимистич. трагизма байроновских героев. «Гениальный пророк Шелли», как его назвал Энгельс, явился предтечей социалистич. поэзии 19—20 вв. (Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., 2 изд., т. 2, с. 462).

—1821), вдохновенно воспевший радость жизни и красоту природы («Эндимион», 1818, «Гиперион», 1820, «Оды к осени», 1820). Хотя политич. лирика занимает сравнительно мало места в творчестве Китса, она свидетельствует о его сочувствии освободит. движениям эпохи. Тираноборч. мотивы составили осн. содержание творчества и У. С. Лендора (1770—1864), примыкавшего к кругу романтиков.

— вторая после Возрождения вершина расцвета английской поэзии, никогда больше не поднимавшейся до таких высот. Последний этап романтизма в А. л. отмечен развитием жанра эссе. Л. Хант (1784—1859), Ч. Лэм (1775—1834), У. Хэзлитт (1778—1830), Т. Де Куинси (1785—1859) сделали эссе средством выражения глубоко личного взгляда на жизнь, нередко прибегая к эксцентричности и парадоксам. Их юмористич. зарисовки характеров и быта подготовили в нек-рой мере почву для реалистич. прозы сер. 19 в. Хант и Хэзлитт использовали эссе также в целях политич. борьбы, выступая под знаменем радикализма.