Приглашаем посетить сайт

Английская литература (Краткая литературная энциклопедия)
Литература середины 19 в. (1830—70-е гг.).

Литература середины 19 в. (1830—70-е гг.).

Романтич. лит-ра во многом расчистила почву для последующего развития реализма. Особенно облегчил рождение реализма 19 в. историч. роман В. Скотта, воспроизводивший быт, классовую борьбу и различные социальные типы из всех обществ. слоев. Рост промышленного капитализма, первое массовое организованное политич. движение рабочего класса — чартизм — подготовили социальную почву для развития А. л. в период 30—50-х гг. 19 в. В публицистике точку зрения либеральной буржуазии выразил историк, критик и поэт Т. Б. Маколей (1800—59). Идеологию классов и обществ. групп, вытесняемых промышленным капитализмом, представлял Т. Карлейль (1795—1881), бичевавший пороки бурж. цивилизации, но искавший спасения от них в прошлом. Автор «Песни о рубашке» (1843) Т. Гуд (1799—1845) одним из первых ввел в поэзию 19 в. новую социальную тематику, связанную с критикой эксплуатации пролетариата. Революц. критика капитализма содержалась в публицистике чартистов, создавших свою пролет. прессу. Чартистская поэзия тоже отразила остроту социальных конфликтов эпохи. Поэт-рабочий Э. Эллиот (1781—1849) выступал с филантропич. позиций против установлений, лежавших тяжелым бременем на трудовом народе («Стихи против хлебных законов», 1831). Чартистское движение породило в А. л. зачатки поэзии пролетариата. Наряду с обилием массовых песен, посвященных темам социально-политич. борьбы, появляются произв. поэтов, более или менее органически связанных с организованным рабочим движением, — Т. Купер (1805—92), У. Линтон (1812—97), Э. Джонс (1819—62), автор «Песни низших классов», Дж. Масси (1828—1907), написавший революц. гимн «Красное знамя». Демократич. поэзия 30—40-х гг. не получила признания у бурж. критики и почти полностью ею игнорируется. Между тем она была не только знамением времени, но и предвестием грядущей подлинно нар. лит-ры.

Продолжателями традиций романтич. прозы были Т. Л. Пикок (1785—1866), Дж. Морие (1780—1849), Ф. Марриет (1792—1848), историч. романист У. Х. Эйнсуорт (1805—82). В творчестве Ч. Ливера (1806—72), П. Игана (1772—1849), Д. Джерролда (1803—57) развлекательные авантюрные мотивы и юмор сочетались с живыми зарисовками совр. быта. Социальные противоречия эпохи получили отражение у Б. Дизраэли (1804—1881), романы к-рого («Сибилла, или Две нации», 1845, и др.) содержали реакц. -романтич. критику бурж. цивилизации. Творчество Э. Булвер-Литтона (1803—1873) наглядно представляет эволюцию А. л. сер. 19 в. Начав с светского романа в духе романтизма, он перешел затем к сенсационному уголовному роману, испробовал силы в историч. жанре и завершил путь социально-бытовыми романами («Пелгам», 1828, «Последние дни Помпеи», 1834, «Кенельм Чиллингли», 1873, и др.).

Высшим пунктом развития А. л. данного периода был критич. реализм. Худож. энциклопедию англ. жизни в эпоху промышленного капитализма создал Ч. Диккенс (1812—70). Его романы («Оливер Твист», 1838, «Мартин Чезлвит», 1844, «Домби и сын», 1848, «Давид Копперфилд», 1850, «Холодный дом», 1853, «Тяжелые времена», 1854, и др.) охватывают жизнь и быт всех классов англ. общества сер. 19 в. Вдохновляемый идеалами гуманизма, Диккенс сосредоточил внимание на судьбах обиженных и угнетенных, отразив не только противоречия между бедностью масс и богатством аристократов-тунеядцев, но и классовую борьбу; между пролетариатом и буржуазией. Диккенс, несомненно, был наиболее народным писателем эпохи, хотя мировоззрению его была присуща мелкобуржуазная ограниченность, не позволившая ему возвыситься до признания необходимости революц. насилия. В реалистич. образах англ. буржуа Диккенс с огромной силой выразил протест всех слоев народа против капиталистич. гнета. В центре его произв. всегда стоят жертвы социальной несправедливости, к к-рым писатель полон глубочайшей любви. Особенно часто изображал Диккенс тяжелую судьбу детей. Художеств. палитра романиста отличалась необыкновенным богатством: добродушный юмор, тонкая ирония, меткая сатира, язвительные сарказмы, мягкий лиризм, патетика — все эти средства служили писателю для критики пороков бурж. общества и утверждения идеалов гуманности. Следуя вначале композиционным приемам, утвердившимся еще в 18 в., Диккенс, все время ища новой формы, пришел в последние годы к повествованию многопланового характера. Диккенсу присущ оптимизм, к-рый покоился на вере в добрые начала самой природы человека, способной победить зло. Морализаторство, свойственное Диккенсу, было в большей или меньшей степени присуще всем критич. реалистам Англии.

Ближайшими последователями Диккенса были писательница Э. Гаскелл (1810—65), автор романа «Мэри Бартон» (1848), и писательницы-сестры Ш. Бронте (1816—1855), автор романа «Джен Эйр» (1847), Э. Бронте (1818—48) и А. Бронте (1820—49), остро освещавшие социальные противоречия эпохи, акцентировавшие в основном социально-этич. конфликты. Хотя морализаторская тенденция характерна и для крупнейшего из современников Диккенса У. Теккерея (1811—63), нек-рые черты его прозы свидетельствуют о новом веянии в критич. реализме. Теккерей ограничил круг своего внимания бытом различных слоев господствующих классов и их ученой и неученой челяди. Сатирик по преимуществу, беспощадный и непримиримый по отношению к верхушке общества, Теккерей создал «роман без героя», как гласит подзаголовок его шедевра — «Ярмарка тщеславия» (1847—48), — показатель того, что писатель уже не верит в силу добра, заложенного в природе человека. Герои Теккерея — либо бессовестные хищники, либо недалекие простаки, к-рым автор сочувствует, но видит их бессилие («Нью-комы», 1853—55). Скептицизм, присущий Теккерею, сочетался с полной утратой иллюзий, с мрачным чувством бесперспективности обществ. развития, с утверждением тех настроений, к-рые возникли в конце 40-х — нач. 50-х гг.

Вместе с творчеством этих двух крупнейших реалистов выросла обильная лит-ра, впрочем уступавшая первым в силе обобщения. У. Коллинз (1824—89), сотрудничавший с Диккенсом в последние годы его творчества, обратил приемы реалистич. письма на создание сенсационных романов авантюрно-уголовного характера («Лунный камень», 1868, и др.). Ч. Рид (1814—84) сохранил верность гуманистич. тенденциям Диккенса, обличая бесчеловечные стороны учреждений капиталистич. государства, тюремного дела, системы призрения («Тяжелые деньги», 1863, «Фальшивая игра», 1869), но не способен был создать яркие образы. Ч. Кингсли (1819—75) отличался смелостью в критике социальной несправедливости, но снижал обличит. силу своих романов проповедью христ. социализма («Дрожжи», 1848, «Олтон Локк», 1850), у А. Троллопа (1815—82) социально-критич. мотивы растворены в растянутых бытовых описаниях провинц. жизни («Барсетширские хроники»: «Попечитель», 1855, «Домик в Оллингтоне», 1864, и др.). Но так или иначе, социально-критич. мотивы составляли основу реалистич. романа сер. 19 в., и это явилось отражением напряженной обществ. борьбы в Англии того времени.

Англ. поэзия сер. 19 в. представлена именами трех «викторианских» поэтов. Из них А. Теннисон (1809—1892) был эпигоном романтизма, создавшим лирич., лирико-эпич. и медитативные стихи и поэмы, отличавшиеся мелодичностью, богатством образов, метрич. разнообразием. Офиц. поэт «викторианской» Англии, он стремился воплотить нравственные и социальные идеалы буржуазии («Королевские идиллии», 1859, «Энох Арден», 1864). Его современник Р. Браунинг (1812—89) стремился к раскрытию средствами поэзии тончайших и сложнейших психологич. мотивов. Его интересовали образы людей большой страсти, выдающиеся мыслители, художники, душевный мир к-рых он обнажал в моменты острых драматич. событий и конфликтов. Наиболее оригинальный жанр его поэзии — драматич. монолог, стихотворный рассказ от первого лица, основанный на острых сюжетных ситуациях («Парацельз», 1835, «Сорделло», 1840). Его жена Э. Б. Браунинг (1806—61) — поэтесса глубоко гуманных устремлений (стих. «Плач детей», 1843, и др.).

С 60-х гг. 19 в. в А. л. возникает ряд новых явлений. Продолжатель традиций реалистич. романа Джордж Элиот (Мэри Эванс, 1819—80), сохраняя интерес к живым описаниям социального быта, переносит центр тяжести романа в сферу духовной жизни и в переживаниях мятущихся героев раскрывает неудовлетворенность своих современников бездушием бурж. общества («Адам Вид», 1859, «Мельница на Флоссе», 1860, и др.). Острые социальные темы в сочетании с глубоким психологизмом характерны также для Дж. Мередита (1828—1909), автора стихов и романов «Испытание Ричарда Февереля» (1859), «Эгоист» (1879), «Карьера Бьючема» (1876). Глубокое освещение многих социальных и культурных проблем в духе мелкобурж. радикализма, меткость социально-психологич. наблюдений и характеристик, однако, не сочетается у этих писателей с той выразительностью, к-рая придавала такую жизненность образам Диккенса и Теккерея. Произв. этих писателей сохраняют присущую англ. критич. реализму морализаторскую тенденцию, но вместо больших сатирич. образов мы находим здесь гл. обр. иронич. освещение пороков светского общества, что особенно характерно для Мередита. Еще в 40-х гг. 19 в. возникли первые ростки англ. эстетизма, но его развитие относится преим. к 60—70-м гг. Чисто эстетич. критика бурж. общества нашла свое выражение в деятельности т. н. «братства прерафаэлитов» — группы поэтов и художников, ориентировавшихся на образцы раннеренессансного искусства. Д. Г. Россетти (1828—82) в своих картинах и стихах культивировал мотивы чувственной любви, окрашенной в мистич. тона («Небесная подруга», 1850, и др.). Более глубокий социальный смысл имела эстетич. критика капитализма в искусствоведч. трудах и публицистике Дж. Раскина (1819—90) и в поэзии У. Морриса (1834—96), обращавшегося к древним эпич. преданиям, чтобы найти в них образы деятельных героев, цельные и мужественные характеры (поэмы «Жизнь и смерть Язона», 1867, «История Сигурда Волсунга», 1876). Вызовом по отношению к ханжеской бурж. морали была полная гедонистич. мотивов поэзия Э. Фицджеральда (1809—83) — перевод «Рубайат» Омара Хайяма (1859). Дж. Томсон (1834—82) противопоставил «викторианскому» оптимизму поэзию, проникнутую глубоко пессимистич. взглядом на жизнь (поэма «Город ужасной ночи», 1874). Большое значение имело творчество А. Ч. Суинбёрна (1837—1909), возродившего дух романтики и отдавшего дань политич. радикализму, в стихах, посвященных нац. -освободит. движению в Италии (сб. «Песни перед восходом солнца», 1871), и сатирах против Наполеона III. Ритмич. богатство стиха, яркая образность делают его последним выдающимся представителем поэтич. школы, осн. романтиками конца 18 — нач. 19 вв. Но в целом поэзия Суинбёрна окрашена в тона декадентства и эстетства. Лучшие традиции публицистич. критики получили в 60—70-е гг. новое выражение у М. Арнолда (1822—88), критиковавшего англ. бурж. общество за отсутствие в нем подлинной духовной культуры и филистерство.

© 2000- NIV