Приглашаем посетить сайт

Боброва Н. В. Философско-эстетические взгляды Джонв Беньяна, английского писателя XVIIвека.

Философско-эстетические взгляды Джонв Беньяна, английского писателя XVIIвека.

Эта работа опубликована в сборнике научных трудов «Естествознание и гуманизм» (2005 год, Том 2, выпуск 5), под редакцией проф., д. б. н. Ильинских Н. Н.

Джон Беньян, родившийся в 1628 году, явился свидетелем глубоких потрясений в политической сфере Англии – революции и последующей Реставрации, что наложило отпечаток на его творчество, равно как знакомство с произведениями предшественников, среди которых «Практика благочестия» (Godhonouring Practice, 1602) Л. Бейли, «Простой путь на небеса» (Plain Man’s pathway to Heaven, 1607) А. Дента, а также «Остров Мэна» (The Isle of Man) (1627) Р. Бернарда, произведения М. Лютера.

«Милосердие, изливающееся на голову грешника» (Grace Abounding, 1666), «Странствование паломника» (The Pilgrim's Progress,1677), «Жизнь и смерть мистера Бэдмена» (The life and death of Mr. Badman, 1682), «Священная война» (The Holy War, 1685).

Беньян принадлежал к секте баптистов, и религия была для него моральным кодексом, который требовал не отречения от мирских благ, но правильного их использования. Таким образом, цель писателя – это спасение, возрождение после мрачной жизни, полной грехов и преступлений против собственной совести. Главное для Беньяна – это путь исправления, постоянная деятельность, работа над собой в соответствии с заветами Бога. Прежде чем вступить на путь самосовершенствования, необходимо проникнуться идеей божественного, источник которого находится в Библии. Основные положения его учения можно представить в виде перечня правил поведения нравственного человека. Писатель требует от себя и других, прежде всего, поворота к Богу, к осознанию его роли в жизни человечества вообще и отдельного индивидуума, в частности. По мнению английского исследователя Чивера, Беньян «следовал заповедям в своем пути к Богу, считая, что только так возможно достигнуть успокоения», то есть соблюдал все заповеди без исключений, принеся в жертву привычные занятия и приятные дела.

Человеческая жизнь – это борьба естественного начала с соблазнами и избавление от бремени грехов. Человек желает телесных удовольствий и избегает страданий. Так как помимо животной натуры он обладает нравственностью, то осознает, что для него существует правильное и неправильное. Религия, обязательство перед Богом побуждает человека выбирать одно и отвергать другое. Противоборство вышеназванных склонностей мучит человеческую душу и его разум. Для того чтобы выполнить требование Творца, человек должен противостоять своим естественным наклонностям. Беньян настаивает на том, что воля и вера – два главных средства на пути к исправлению. Не следует забывать и о разуме, который является даром божьим, именно с его помощью человек стремится к добру, а не к злу. Другими словами, Беньян следует основным философским учениям XVII столетия, говоря о том, что только истинная вера способна привести человека к постижению сущности Бога, а разум позволяет познать земную жизнь. В этих воззрениях, несомненно, видна аналогия с учением Б. Спинозы (1632 – 1677), а во взгляде на человека как малую частицу мира есть сходство с философией Б. Паскаля (1623 – 1662).

Вероятно, Беньян интуитивно пришел к такому убеждению, так как, судя по биографическим сведениям и его произведениям, с учениями своих современников он знаком не был. С другой стороны, пуританизм как определенная идеология, несомненно, нес в себе философскую основу, и это давало возможность протестантам знакомиться с философскими идеями эпохи.

В «Небесном скорочетце, или описании человека, стремящегося к небесам и достигающего оных» (Christian Behaviour, 1663) Беньян дает практические советы желающим достигнуть нравственного совершенства и обрести истинную веру. Эти наставления предполагают освобождение от греховных мыслей, гордости, сластолюбия, опасение распутий, уводящих с прямой дороги; способность не отвлекаться от главной цели; бесстрашие; следование кресту как главному указателю; молитву. Выполнение представленных условий приведет человека к Богу, а значит, освободит его от бренных желаний и даст истинную духовную свободу.

«Жизнь и смерть мистера Бэдмена» осуждает аморальное поведение современников, считает, что размывание нравственных ценностей является следствием неправильного государственного устройства. Надежды на радикальные перемены с помощью силы не оставляли писателя до тех пор, пока он не осознал, что реки крови убитых сограждан – вот тот поток, который захлестнул Англию. Беньян резко меняет свою точку зрения на происходящее: зло не сломить злом, общество должно преобразовываться на мирных началах путем совершенствования каждого отдельного человека. Социальный идеал Беньяна будет воплощен в повести «Путь паломника». Он связан с Небесным Градом (The Celestial City), куда в итоге попадает главный герой произведения Христиан. В этом городе нет ни зла, ни боли, ни продажности, ни корысти, ни обмана, ни лицемерия, там все равны, и выше всех – только Бог.

Эстетическое кредо писателя выражено во вступлении к повести «Путь паломника» - «апологии» (apology - англ. «извинение) в котором он объясняет, почему выбрал аллегорический способ описания действительности, и в предисловии к повести «Жизнь и смерть мистера Бэдмена». В апологии он показывает, что главным источником вдохновения для него является Священное Писание, оно становится этическим и эстетическим образцом, именно там он заимствует многие идеи и образы. В предисловии к «Мистеру Бэдмену» он стремится донести до людей свое убеждение, что искусство и литература заключают в себе освобождение от грехов, особенно если строятся на религиозной основе. Он надеется, что его книга повлияет на тех, кто ведет такую жизнь, как Бэдмен. Беньян говорит, что долг каждого писателя критиковать и «to cry out against this deadly plague, yea, to lift up their voice as with a trumpet against it, that men may be awakened about it, fly from it, as from that which is the greatest of evils» (кричать о смертельной чуме, трубить, чтобы люди очнулись и бежали от величайшего зла), которое поработило Англию. Он сравнивает себя и своих собратьев по перу с теми, кто, увидев охваченный пламенем дом, сообщает об этом людям и включается в борьбу по спасению чужого имущества. Люди отравлены смертельным ядом греха, который ведет душу и тело к разрушению. Беньян считает, что наблюдать за этим и бездействовать – против английского народа.

Беньян призывает писателей объединиться и громить испорченную мораль своих соотечественников тем оружием, которое является самым эффективным, – словом. Страницы произведений должны обличать преступления таких, как мистер Бэдмен, и восхищаться такими, как Христиан. Писатели должны «показывать людям путь к богу, либо дорогу в Ад» , они не должны приукрашивать жизнь, а язык пусть будет доступен всем. При этом аллегории рассматриваются Беньяном как элементы, способствующие проникновению сознания читателя в глубь вещей.

стиле и принадлежности его творчества к барокко или реализму. С точки зрения В. И. Березкиной и А. А. Смирнова, Беньян является барочным писателем. Беньян привлекает барочные средства (аллегории, эмблемы, сложные метафоры) для обрисовки нравственных исканий целого поколения людей. Свою точку зрения исследователи подтверждают тем, что писателю свойственны недосказанность, подтекст, сложная образность, жанровая мозаичность произведений.

В пользу барокко как творческого метода Беньяна свидетельствует и мнение В. Кожинова, полагавшего, что, несмотря на выражение этим направлением духа обреченности и распада, в прозаическом герое содержится жизненная сила, бодрость, жизнерадостность и энергия борьбы за свое существование. Р. М. Самарин находил в повестях писателя черты реализма, которые существовали в «изображении динамики общественной жизни, в создании сатирических картин английского общества в «Пути паломника». Нам представляется бесспорным, что в творчестве Беньяна находят свое выражение барочные и реалистические тенденции.

«эпической простотой», а цитаты из Библии и Евангелия вносят в прозу Беньяна характерный для английской литературы XVII века библейский колорит. Считается, что Беньян одним из первых в английской литературе создал реальный разоблачающий портрет мошенника и лицемера, прибравшего к своим рукам Англию» и сумел дать с помощью аллегории показать живую и правдивую картину английской действительности в лице ее многих характерных представителей, несущих в себе некоторые существенные черты национального характера.