Приглашаем посетить сайт

Павлов Д. Ковчег времени


Ковчег времени

журнал «Сириус»

http://www.ciriuc.ru/index.php/625

 

проследовало посольство этого герцогства в Персию и ему оказывалось всяческое содействие.

Было бы правильно, если бы русский царь ответил немецкому правителю не меньшей благодарностью. Миссия, которую выполнило здесь посольство, оказалась чрезвычайно важной для России.

«Так как эта река, по моему заключению, одна из величайших, длиннейших и важнейших в мире, то я прилежно наблюдаю ее...» — эти слова о Волге были написаны одним из участников посольства, ученым Адамом Олеарием. Он оставил потомкам известную книгу «Описание путешествия в Московию» — теперь уже классический источник по истории России XVII века.

о мире и внешних связей государства, понимали все. В 1634 году герцог Шлезвиг-Голштинский обратился с просьбой к московскому царю о помощи в делах посольства, о провозе товаров через Россию на Восток. С этой целью было снаряжено посольство, в состав которого и был включен ученый Олеарий. Европейские карты к востоку от Москвы были полны белых пятен, а описания путешествий содержали рассказы о северных племенах, впадающих в зимнюю спячку, и о людях, у которых нет головы, а лицо — прямо на груди. Олеарий с иронией излагал это: он не верил в подобные рассказы и предпочитал все увидеть сам. А вот ужасные по европейским понятиям морозы, нападение в лесу на путников бешеного медведя — все это были уже реальности трудного путешествия. Олеарий ежедневно рисовал. Вернувшись, он напечатал гравюры с видами сотен попутных городов и сел. Астрономическими приборами он установил их координаты, составил подробный план Москвы. Увы, наши соотечественники в то время не считали нужным описывать свою жизнь. Вероятно, им казалось, что в этом нет ничего интересного — итак, мол, все знаем.

Немцы через Новгород приехали в русскую столицу, были приняты царем. Посольство разрешение получило: торговле ничего уже не препятствовало. Началось путешествие на Восток. Такова основная канва событий, подаривших нам литературный и художественный памятник истории нашего государства, народов, его населяющих.

«Фридрих» был по-настоящему необыкновенным. По свидетельству самого Олеария, во всех попутных городах население толпами выбегало на берег посмотреть на него, таких еще не бывало на Руси. Когда же голштинцы выплыли в Каспийское море, то персияне говорили, что Кюльзюм — так тогда называли Каспийское море — не видал еще столь большого судна. Согласитесь, редкая характеристика простого, казалось бы, транспортного средства.

Корабль «Фридрих» был построен нижегородскими или балахнинскими плотниками под началом западноевропейского мастера Михаила Кордеса, впоследствии ставшего его капитаном. Судно дожидалось своих пассажиров в Нижнем Новгороде, куда немцы добирались из Москвы по мелководным рекам на небольших кораблях. «Фридрих» на их фоне казался просто великаном. Он имел три мачты, 24 весла. В длину достигал 120 футов — это около 37 метров. И при этом у него было плоское дно, и осадка в воде составляла лишь семь футов. «Он был устроен преимущественно для плавания по реке Волге, — пишет Олеарий. — Чтобы мы были в состоянии переходить через песчаные перекаты и мели, которых здесь имеется много, и в случае, если бы ветер оказался попутным, могли продвигаться и без парусов. Наверху на корабле, в каютах и внизу, в трюме, устроены были различные каморки, в которых послы и свита их могли удобно расположиться и иметь кухню и помещение для провизии».

«Фридрих» вышел из Нижнего Новгорода со 125 пассажирами 30 июля 1636 года и 15 сентября прибыл в Астрахань. Корабль был нагружен различными товарами для Персии и снабжен пушками, другим огнестрельным оружием на случай нападения разбойников, которые на протяжении веков грабили на Волге проходящие суда. Плавание было крайне трудным. В конечном счете глубокой осенью — 14 ноября — «Фридрих» был разбит бурей о камни в Каспийском море. Его обломки шторм выбросил на берег Дагестана. Большая часть экипажа и почти все товары погибли. Такова история.

И все же сооружение «Фридриха» — значительная веха в истории русского кораблестроения. Это был корабль не просто по тем временам самый крупный, но способный ходить и по реке, и по морю. В своем роде «Фридрих» стал предтечей целого класса современных судов плавания «река — море». Русские плотники получили уникальную возможность ознакомиться с опытом западных мастеров.

Вспомним, что и сам Петр I отправлял людей из России учиться к лучшим мореходам и корабелам того времени. Еще один важный момент: Волга в XVII веке впервые по-настоящему становится самой важной транспортной артерией страны. После взятия Казани и Астрахани это уже внутренний путь. И на нем требовались долговечные, прочные, простые и унифицированные транспортные средства. До «Фридриха» по Волге ходили клади, насады, досчаники, струги, коломенки, каюки... Груз они поднимали совсем небольшой. А о том, чтобы на них удобно чувствовали себя люди, никто даже не задумывался. Стоит ли говорить, что на таких кораблях невозможно было дойти до той же Персии или Западной Европы и вернуться обратно в Московию.

«Фридрих» навсегда принадлежит русской истории и еще по одной причине. Именно с его борта Адам Олеарий смотрел на Россию. Он делал на нем свои по-немецки обстоятельные записи о ее экономике, об обычаях ее народов — русских, татар, марийцев, чувашей, стремясь разобраться во всем до мелочей. Рисовал города с такой точностью, что сегодня по его рисункам краеведы изучают расположение и вид конкретных домов. Рисунки Олеария попали в учебники истории, по которым учатся сегодняшние российские школьники! И «Фридрих» стал своего рода машиной времени: с его помощью мы видим «главную улицу России», города, наших соотечественников такими, какими они были в допетровские времена. 17 августа 1636 года участник посольства, в будущем знаменитый немецкий поэт Пауль Флеминг, во время остановки в устье Камы сочинил сонет на палубе «Фридриха»:


По всей Руси идет
Лишь разговор о нем
И нашей славной доле...

Пусть нам готовит путь,
Чтоб от опасностей
Могли мы отдохнуть

Дмитрий ПАВЛОВ