Приглашаем посетить сайт

Поснов М. Э. История Христианской Церкви

История Христианской Церкви

http://www.kursmda.ru/books/history_posnov.htm

Церковная историография

Если в первый период, как уже отмечено, было собственно лишь собирание фактов, накопление церковно-исторического материала и появлялись только самые несовершенные опыты обработки его, то во 2-ой период происходит всестороннее, критическое изучение готового материала и систематическое построение прошлой жизни Церкви.

Главною причиною научного подъема была реформация, стремление оправдать и защитить громадное религиозное движение. При этом естественно явились тенденции, столь вредившие научности работы. Первым церковно-историческим трудом на протестантской почве были "Магдебургские центурии" (1559-1574 г.), коллективный труд, под руководством Матея Флоция, обнимавший 13 столетий и имевший целью доказать всю необходимость дела Лютера, соответствие его с первыми христианскими веками и наоборот - решительное уклонение от них католичества.

"Анналами" Цезаря Барония в 12-ти томах (Котае, 1588-1607), доведенных до 1198 г., с приложением многих важных документов.

В XVII в. пробуждается особый интерес к историографии в католической Церкви во Франции. Янсенитски-настроенный, богато одаренный С. Тильмон составил "Memoires pour servir a l'historie ecclesiastique des six premiers siecles," в 16-ти томах (Париж 1693-1712). Это сочинение есть чрезвычайно искусная мозаика из источников, и дает монографии об отдельных личностях, сектах и соборах.

"Histoire ecclesiastique" до 1414 г., Париж 1691-1720. Догматико-полемическое направление центуриаторов к концу XVII в. оттесняется практически-религиозным.

† 1714) одновременно напавший и на католическую церковь и на протестантскую ортодоксию, помог церковной истории освободиться от догматического господства. В своем сочинении "Unparteische Kirchen und Ketzergeschichte "(до 1688. В. 1-2. Zurich, 1699) Арнольд становится на сторону еретиков, притесняемых и гонимых официальными представителями Церкви; в них он видит свет, наоборот, в официальной Церкви - только духовную смерть.

† 1755) выступает представитель уже новой церковной истории, освобождает церковную историю от несвойственных ей элементов и пролагает путь уже к прагматическому пониманию церковной истории. Его учеником был Шрекк († 11812), оставивший ценные церковно-исторические труды.

XVIII в. был началом рационализма в богословии, первым виновником которого считается еврей Соломон Землеер († 11791). Сверхъестественный элемент последователями его был изгнан, и всё в церковной истории стремились объяснить из обычных человеческих побуждений и действий. В смысле этого субъективного прагматического освещения писал А. Т. Шлиттлер ("Grundriss der Geschichte der dmstiichen Kirche." Gottingen, 1782) и Генке. Иаков Планк (11832), причисляемый к тому же направлению, основательнее их и менее субъективен.