Приглашаем посетить сайт

Бергман Арни: Исландская литература

Исландская литература.

Краткая литературная энциклопедия.

́НДСКАЯ ЛИТЕРАТУ́РА — лит-ра исл. народа. Ее истоки восходят к устной поэзии, дошедшей до нас в записях не ранее 13 в. Эта поэзия разделяется на эддическую и скальдическую. Эдда (см. Эдда Старшая) представляет собой сб. мифологич. и героич. песен, бытовавших в устной традиции. Основой героич. песен являются события эпохи великого переселения народов (4—6 вв.), а мифологич. песен — сказания о языческих богах. Поэзия скальдов повествует в хвалебных песнях о королях и войнах, о событиях 9—13 вв. По форме поэзия скальдов отличается от эпич. простоты Эдды сложной системой аллитерации и рифм, традиц. условных перифраз (т. н. kenning). Первые записи на исл. яз. были сделаны в 1117—18 (не сохранились). В этот же период Ари Торгильсон (ум. 1148) пишет краткую историю Исландии. В 12 в. собираются и записываются предания о первых поселенцах и составляются биографии нек-рых норв. королей. Этим подготавливается почва для исландских саг, важнейшего вклада Исландии в мировую лит-ру. Из саг наиболее интересны т. н. родовые саги — прозаич. произв., связанные с устной нар. традицией. В родовых сагах удивительно для того времени реалистично повествуется о событиях периода расцвета родового общества. Интересны также т. н. королевские саги — рассказы из истории Норвегии до сер. 13 в. Лучшая из королевских саг — «Хеймскрингла» (ок. 1230) Снорри Стурлусона; он же автор Эдды Младшей — трактата о языческой мифологии и поэзии скальдов.

—14 вв. пишутся т. н. саги древних времен, повествующие в духе сказочной фантастики о событиях эпохи переселения народов или ранней эпохи викингов. Создаются и рыцарские романы — подражание переводным образцам. В 14 в. жил видный религ. поэт Эйстейдн Аусгримсон, автор знаменитой поэмы «Лилия». Но осн. лит. жанром, помимо религ. поэзии, становятся (вплоть до 19 в.) т. н. римы — стихотв. пересказы всевозможных романтич. сюжетов, отличающиеся сложной формой и архаич. поэтич. языком, унаследованным от поэзии скальдов. Ок. 1530 в стране появляется первая типография; однако вплоть до 2-й пол. 18 в. печаталась гл. обр. религ. лит-ра, светская же лит-ра распространялась в списках. В конце 16 в. началось собирание и изучение древних рукописей. Арнгримур Йоунсон (1568—1648) и Тормоудур Торвасон (1636—1719) писали на лат. яз. о древнеисл. лит-ре и истории. Виднейший поэт 17 в. Хадльгримур Пьетурсон — автор «Псалмов о страстях господних». Из прозаиков этого периода можно назвать Йоуна Оулафсона (1593—1679), описавшего свои путешествия в Индию; Йоуна Магнуссона (1610—96), автора «Истории моих страданий» — красочного описания страшной силы суеверий; епископа-писателя Йоуна Видалина (1666—1720). Творчество Эггерта Оулафсона (1726—68) открывает просветит. период в истории И. л. Его неоклассич., дидактич. поэмы — начало подъема исл. поэзии после длит. застоя. Просветит. тенденции сказались и у др. поэтов (Б. Грёндаля, Йоуна Торлауксона — переводчика Дж. Мильтона и Ф. Г. Клопштока). В конце 18 в. Сигурдур Пьетурсон (1759—1827), последователь традиций Мольера и Л. Хольберга, пишет первые исл. комедии. Благодаря таким произв., как «Книга путешествий» Эггерта Оулафсона и Бьярни Паульсона, «Летопись» Й. Эспоулина, расширяются знания о природе и истории Исландии. Организуются лит. об-ва (первое — в 1779). Но в 18 в. на развитии И. л. отрицательно сказывается разграбление страны дат. колониальной властью.

— за нац. самоутверждение и нац. культуру — сыграл журн. «Fjölnir» («Фьольнир», 1835—39, 1844—47). К писателям, сплотившимся вокруг этого журнала, принадлежал и нар. поэт Исландии Й. Хадльгримсон (1807—45), автор лирич. стихов, проникнутых романтич. любовью к родной природе и народу. Выдающимся романтиком был и поэт Б. Тораренсен (1786—1841), певец суровой исл. природы. К течению, тесно связанному с традициями и поэтикой рим, принадлежали С. Брейдфьёрд (1798—1846) и Х. Йоунсон (Боулу-Хяульмар; 1796—1875), автор острых сатирич. стихов. Представителями позднего исл. романтизма были: Г. Томсен (1820—96), писавший гл. обр. на историч. темы; Б. С. Грёндаль (1826—1907), поэт и автор юмористич. повестей; С. Торстейнсон (1831—1913), создатель патриотич. стихов и песен; наиболее выдающийся среди этих писателей — М. Йохумсон (1835—1920), автор одной из первых исл. романтич. пьес «Скуга-Свейди» (1864) и стихов, проникнутых любовью к народу и свободолюбием. Все они были отличными переводчиками антич. авторов, Шекспира, Гёте, англ. и нем. романтиков.

Худож. проза завоевала в Исландии свое место гораздо позднее, чем лирика. Первый исл. роман — «Юноша и девушка» (1850) Й. Тородсена (1818—68), в к-ром романтич. описание чувств сочетается с бытовым реализмом. В 80-х гг. 19 в. в Исландии появляется историч. роман. На развитие исл. реализма оказал влияние дат. критик Г. Брандес. Виднейшим представителем реализма в 19 в. был Г. Паульсон (1852—91), обличавший лицемерие и ханжество совр. об-ва. Э. Кваран (1859—1938) начал с критич. социальных произв., но постепенно превратился в проповедника христ. всепрощения и спиритизма. В 1897 в Исландии открывается первый постоянный театр, видным деятелем к-рого был драматург И. Эйнарсон (1851—1939), Й. Сигурйоунсон (1880—1919) прославился и за пределами Исландии как автор психологич. пьес на мотивы нар. преданий («Горный Эйвинд»). Он и его преемник Г. Камбан (1888—1945) жили в Дании. Первый писатель-социалист в Исландии — Т. Эрлингсон (1858—1914), автор лирич. стихов, а также сатирич. и бунтарских поэм. Близок ему по духу поэт-крестьянин Стефан Г. Стефансон (1853—1927) — представитель лит-ры исл. переселенцев в Канаде, автор больших поэм патриотич., антивоен., антикапиталистич. содержания. Важную роль в развитии И. л. сыграл ун-т, основанный в Рейкьявике в 1911, и ученые-литературоведы С. Нордаль и Э. О. Свейнсон.

—1940) воспевал природные богатства Исландии и технич. прогресс.

—1933) и Т. Гвудмундсон (1901). Получили признание и за пределами Исландии романисты Г. Гуннарсон (р. 1889) и К. Гвудмундсон (р. 1902). Укреплялся и расширялся лагерь прогрес. писателей, связанных с рабочим движением. Большое значение имели политически страстные и стилистически новаторские публицистич. «Письма к Лауре» (1924) Т. Тоурдарсона (р. 1889), где, критикуя представителей теософии, католич. церкви и христианства, писатель предсказывал гибель капиталистич. строя и замену его социалистическим. Несколько позже пришел к социализму крупнейший исл. писатель Х. К. Лакснесс (р. 1902), в творчестве к-рого острая социальная критика бурж. действительности сочетается с глубоким психологизмом и своеобразным юмором. Им написаны произв. на историч. темы — «Исландский колокол» (1943—46), «Сага о героях» (1952), из совр. жизни исл. народа — «Салка Валка» (1931—32), «Самостоятельные люди» (1934—35). В 1938 литературоведом К. Андрессоном (совм. с Лакснессом) организовано лит. об-во «Язык и культура». К этой группе передовых писателей примыкают новеллист Х. Стефаунсон (р. 1892); автор своеобразных лирич. романов О. Й. Сигурдсон (р. 1918); поэты Г. Бёдварсон (р. 1904), Йоуханнес ур Кётлум (р. 1899) и С. Хьяртарсон (р. 1906). Большую роль в развитии совр. исл. поэзии сыграл С. Стейнар (1908—1958), один из лучших поэтов-сатириков. После 2-й мировой войны многие писатели поднимают свой голос против посягательств амер. империализма на независимость страны, где в 1944 была провозглашена республика. Выросло новое поколение поэтов (Х. Сигфуссон, р. 1922; С. Дадасон, р. 1928, Й. Оускар, р. 1921), из к-рых одни находятся под влиянием модернизма Т. Элиота, другие связаны с прогрессивным творчеством П. Элюара, П. Неруды. Признание получили прозаик Т. Вильхяульмсон (р. 1925), драматург А. Богасон (р. 1917), публицист Й. Аурнасон (р. 1922).

«Islandske Maaneds Tidender» («Исландский ежемесячный вестник», 1773—76), журнал просветит. направления. В 1827 начал выходить журн. Исл. лит. об-ва «Skirnir» (Скирнир — мифич. лицо) — старейший журнал в Скандинавии. Журн. «Fjölnir» (Фьольнир — одно из имен бога Одина; 1835—39 и 1844—47) был рупором исл. романтизма. Большое значение для политич. и культурной жизни Исландии имел прогрес. журн. «Ný Félagsrit» («Новые общественные записки», 1841—73), редактором к-рого был вождь нар. -освободит. борьбы в Исландии Йоун Сигурдсон. Ежегодники «Verðandi» («Настоящее», 1882) и «Heimdallur» (Хеймдаллюр — мифич. лицо; 1884) были первыми изданиями, в к-рых публиковались реалистич. произведения. Самые солидные совр. бурж. журналы: «Eimreiðin» («Паровоз») и «Helgafell» («Святая гора»). Группа левых писателей издает журнал модернист. направления «Birtingur» (с 1953). Поборниками социалистич. идей были ежегодник «Rauðir pennar» («Красные перья», 1935—38) и «Tímarit Máls og Menningar» (журнал об-ва «Язык и культура», с 1938). Прогрес. писатели часто выступают в газ. Социалистической единой партии Исландии «Pjóðviljinn» («Народная воля»).

—1948, пер. с исл., М., 1957; Стеблин-Каменский М. И., Исл. лит-ра, Л., 1947; Einarsson S., A history of Icelandic literature, N. Y., 1957; Paasche F., Norges og Islands litteratur inntil utgangen av middelalderen, 2 utg., Oslo, 1957; Nordal S., Helgason J., Litteratur-historie, B. Norge og Island, Stockh., 1953; Beck R., History of Icelandic poets. 1800—1940, N. Y., 1950; Nordal S., Íslenzk menning, Reykjavik, 1942; De Vries J., Altnordische Literaturgeschichte, [Bd] 1—2, В., 1941—42; Schlauch M., Romance in Iceland, N. Y., 1934; Porólfsson B. K., Rímur fyrir 1600, Kaupmannahöfn, 1934; Jóцnsson F., Den oldnorske og oldislandske litteraturs historie, [bd] 1—3, 2 utg., Kbh., 1920—24; Ker W. P., Epic and Romance, 2 ed., L., 1908; Poestion J. C., Isländische Dichter der Neuzeit, Lpz., 1897.

Арни Бергман.