Приглашаем посетить сайт

Алымова Е. В. Барокко


Барокко

Реформация и Контрреформация в социокультурном контексте

http://creform.istfil.ru/?p=900

 

Во второй половине XVI века появились новые симптомы в области искусства и философии. Сходные черты характеризовали как контрреформационное, так и протестантское искусство. «Порвалась связь времен», и стройный разумный универсум Возрождения лишился своих четких очертаний. Земля, некогда центр Вселенной, утратила не только свое привилегированное место, но и покой и равновесие.

В это время появляется «новое искусство» (arte nuova), расшатывавшее поэтические каноны классики, говорившее на новом, «странном» художественном языке. Литературная манера поэтов и писателей второй половины XVI в. напоминает манеру представителей поздней римской риторики и поэзии: Авсония, Пруденция, Марциала, Апулея. В духе поздней римской словесности новая поэзия сближается с риторикой, а поэтика – с риторической теорией. Это «новое искусство» впоследствии получило наименование «барокко». Термин «барокко», такой же «странный», как и маркированный им феномен, происходит, вероятно, из слияния двух слов, сходных в одном – оба они указывают на «странность»: «барокко» – условное обозначение силлогизма схоластической логики, который приводит к ложному заключению, и «барокко» – жемчужина неправильной формы. С термином «барокко» конкурирует другой термин – «маньеризм», происходящий от итальянского слова maniera (манера). В одном из афоризмов «Карманного оракула» Бальтасара Грасиана манера определяется как «как дело сделано»: «Во всех делах важно “как”». Манера противопоставляется ставшему классическим стилю (Гёте). Барокко дало о себе знать во всех видах искусства. Теоретики «нового искусства» утверждали неразрывную связь музыки, слова и живописи.

Нарушая сложившиеся в эпоху Возрождения и ставшие классическими каноны и нормы, «новое искусство» неизбежно создавало свой собственный канон. Немецкий искусствовед Генрих Вёльфлин, один из первых, кто «открыл» барокко в живописи и архитектуре, сформулировал несколько принципов «нового искусства»: в произведениях художников и скульпторов контуры утрачивают четкость, нарушается «линейность», уступая место изогнутой линии, стремящейся в бесконечность, в результате исчезает восприятие плоскости. Это Вселенная не Птолемея, а Джордано Бруно. Основные положения поэтики барокко можно представить так: метафора как способ выражения всех явлений, она же ключ к их пониманию, остроумие как основа поэтического искусства проявляется в деформации привычных форм, что достигается гротеском и столкновением возвышенного и низкого, комического и трагического. Discordia concors (согласное несогласие) – этот барочный принцип хранит память о coincidentia oppositorum (совпадение противоположностей), принципе, выдвинутом Николаем Кузанским в эпоху расцвета ренессансной мысли.

Основу поэзии, как, впрочем, и всех искусств, теоретики барокко видели в метафоре. Риторика становится у них философией. С помощью метафор человек изощренного ума, он же – гений, способен охватить весь мир, который представлялся Божественной Метафорой. Мир как Метафора – это универсальный символ, который свидетельствует о сокровенном и невыразимом. Сам Бог творил мир как систему метафор и кончетто. Мир, понятый как Божественная Метафора, находит соответствие в творениях художника, остроумца, или гения, создающего, подобно Богу, свой метафорический универсум.

Энигматичность (загадочность) мира давала о себе знать на разных уровнях: иероглифы, знаки, эмблемы, аллегории, возвышавшиеся до «Символической Метафоры». Метафоре в поэтике барокко отведена роль венца остроумия и «матери Поэзии». Теоретики «нового стиля» (Тезауро, Перегрини, Паллавичини, Бартоли) устанавливают различные роды и виды Метафоры, которая возвышается над остальными риторическими фигурами (тропами) и подчиняет их себе. Среди риторических фигур, прежде всего, выделяется кончетто (concetto) – «концепт», «схватывающий» несхожее.

рассматривается как основное достоинство и проявление «острого ума», который для Тезауро оказывается синонимом гениальности.

Задача художника не в том, чтобы воспроизводить соотношения, наблюдаемые им в природе, и не в том, чтобы обнаруживать необходимые пропорции, но в создании нового и неожиданного, возникающего из соединения несоединимого. Итальянский поэт Мариино (маринизм) полагал, что если поэт не способен удивить, то он должен отправиться на конюшню. В кончетто проявляется творческая гениальность, божественность художника, способного превратить несуществующее в существующее. Необычная форма обращается к разуму, задает ему вопросы.

В трактате «Моральная философия» Эмануэле Тезауро демонстрирует, сколькими способами можно выразить одну и ту же мысль: «Звезды являются наиболее плотными и непрозрачными частями эфирного пространства, которые, отражая лучи солнца, становятся светящимися». Так сказал бы ученый, лишенный остроумия, примером ученого остроумия может служить такой вариант: «Звезды – глаза небесного Аргуса». В следующих сентенциях выражен тот же тезис, но метафорически: «Звезды – это зеркала эфира, которые, хотя и не оставляют светящегося следа, становятся ночными солнцами лишь тогда, когда солнце расточает им свои любезности», или «Звезды – светящиеся лампады вечного храма божия», или «Звезды – небесные фурии», «Звезды – печальные лики пылающей огнями траурной капеллы на погребении солнца», «Звезды – светлячки, порхающие в синеве небес», звезды – «светящиеся дыры небесного решета». В основании всех приведенных выше высказываний лежит «Метафора Пропорции», сущность которой заключается в том, что она сходное заменяет сходным, но принадлежащим другому семантическому ряду.

О стиле писателей и поэтов барокко, приверженцев Острого ума, Даниеле Бартоли (1608 – 1685 гг.), перу которого принадлежат два литературно-теоретических трактата «Литератор» и «Досуги мудреца», писал: «Этот стиль – удел душ возвышенных, так как, подобно индийской птице, названной райской, он никогда не прикасается ногою к земле, никогда не снижается, но вечно парит в небесах, ясных и великолепных». В то время, когда культура так далеко увела человечество от первозданной естественности, только этот стиль и может выразить переживания и мысли современного автора. «Литератор в настоящее время одарен столь изощренным вкусом, что желает не только, чтобы драгоценным был сладостный напиток (…), но чтобы и сосуд, в котором ему подносят это питье, и сама манера наливать его были бы его достойны».

«Создание и развитие информационного ресурса «Реформация и Контрреформация в социокультурном контексте», проект № 07-03-12119в
Декабрь 9, 2009 ·