Приглашаем посетить сайт

Алымова Е. В. Грасиан


Грасиан

Реформация и Контрреформация в социокультурном контексте

http://creform.istfil.ru/?p=903

– 1658 гг.) – иезуит по воспитанию, которому было уготовано поприще война Христова, стоящего на страже католической веры, человек, склонный к меланхолии и, по словам современников, обладавший «желчным характером», он, скрывавший свое истинное лицо под разными масками, подписывая свои сочинения чужими именами (единственное произведение, вышедшее в свет под настоящим именем автора – «Размышления о причастии»), стал тем автором, в чьих произведениях получил не только выражение, но и теоретическое обоснование новый стиль – барокко. Грасиан создал риторику остроумия и открыл тип «человека культурного».

Бальтасар Грасиан родился в семье врача. Весьма скромный достаток лишал родителей возможности дать детям хорошее образование. Все братья и сестры были отданы в монастыри разных орденов. Грасиан попал в иезуитский коллегиум и прошел все этапы иезуитского воспитания. Он специализировался в грамматике, риторике и философии. В университете Сарагосы изучал богословие. В 1651 г. он вернется в этот университет, где будет возглавлять кафедру Св. писания. А поначалу Грасиан служил преподавателем грамматики и риторики. С середины 30-х гг. XVII в. Грасиан начинает пробовать себя в литературе. Первое произведение «Герой» (1637) он подписывает именем своего родственника. Такой практике Грасиан будет следовать и дальше. В 1642 г. в первой редакции (вторая последовала в 1648 г.) выходит трактат «Остроумие, или Искусство изощренного ума» («Agudeza, y Arte de ingenio»). Разрешение на издание книги было получено от падре Хуана Батиста де Авила, служившего в Святой инквизиции. В 1647 г. свет увидел сборник афоризмов «Карманный оракул» («Oraculo manual»). Итог творческой деятельности Грасиана – роман в трех частях «Критикон» (1651 – 1657).

Генералитет ордена иезуитов с возмущение относился к литературной деятельности брата Грасиана. За систематическое нарушение орденской дисциплины и главного обета безоговорочного послушания Грасиан был лишен кафедры и возможности писать. В просьбе получить перевод в другой орден ему отказали. В меланхолическом уединении, которое, впрочем, было вынужденным, в бедности и посте провел он последний год своей жизни.

«нынче от одного мудреца больше требуется, чем в древности от семерых». Что в человеке натура (природа), а что – благоприобретено? В ту же эпоху Блез Паскаль напишет: «Привычка – наша вторая натура, и она-то сводит на нет натуру первоначальную». Натура и культура конституируют человека. Их взаимодействие интересует Грасиана. В «Критиконе», форма которого восходит к «античному роману», два героя – Андренио (простодушный) и Критил (умудренный) – и воплощают те «два стержня», на которых держится человек. Их путешествие по лабиринтам (излюбленная метафора барокко) жизни образует сюжет романа. Постепенно, по мере того, как «естественный человек» Андренио, который еще в младенчестве после кораблекрушения попал на необитаемый остров, погружается, ведомый «цивилизованным человеком» Критилом, в искусственный мир, в мир культуры, он утрачивает свое простодушие, им овладевает меланхолия как результат многознания. На пути героев встречаются дикие (аллегорические) животные, разгуливающие по городским улицам, волшебники, великаны. Некоторые аллегории, очевидно, восходят к «Божественной комедии» Данте. Можно усмотреть связь фантастического мира Грасиана с художественным миром Иеронима Босха. Барочная поэтика строится на игре ожидаемого, привычного, естественного и фантастического.

«Критикон» Грасиана не только одним из лучших произведений в мировой литературе, но и превосходным философским сочинением. Поэтика барокко и Грасиан, в частности, оказали влияние на модернистских писателей XX в.

«Создание и развитие информационного ресурса «Реформация и Контрреформация в социокультурном контексте», проект № 07-03-12119в
Декабрь 9, 2009 ·