Приглашаем посетить сайт

Алымова Е. В. Натура и культура


Натура и культура

Реформация и Контрреформация в социокультурном контексте

http://creform.istfil.ru/?p=912

 

«Речь о достоинстве человека» Пико дела Мирандолы), означало актуализацию своей природы («быть» = «мочь»). Время рождения «человека культурного» – XVII век. «Натура и культура – два стержня, на коих красуются все достоинства. Одно без другого – полдела», – так звучит одно из изречений «Карманного оракула» Бальтасара Грасиана. Это собрание афоризмов впервые появилось в 1647 г. и было карманным как в прямом, так и в переносном смысле этого слова: изречения на каждый день, изданные миниатюрным форматом, чтобы быть всегда под рукой и наставлять читателя в деле воспитания самого себя.

Натура (genio) – это то, что дано человеку Природой, «изощренность ума» (ingenio) нужно в себе культивировать. «Изощренность ума» есть свидетельство зрелости человека как личности: «Человек рождается дикарем; воспитываясь, он изживает в себе животное. Культура создает личность, и чем ее больше, тем личность значительней» (87). «Человек культурный» становится «универсальным человеком». Оракул (93) возвещает: «И если Натура, дабы возвысить человека, сделала его неким сводом всего лучшего в природе, пусть искусство путем воспитания вкуса и ума сделает его малой вселенной». Теоретики эпохи барокко (Грасиан, Телезио) гениальным называли изощренный ум, противопоставляя его естественной мудрости: «Природа бросает нас на произвол судьбы – прибегнем же к искусству! Без него и превосходная натура останется несовершенной» (12). «Человек культурный» проявляет себя как «человек остроумный», это игрок, искусно скрывающий свою игру: «Высшая хитрость – скрывать хитрость» (219). Принцип simulatio/dissimulatio был известен еще в древности: «Вот до чего скрывает себя искусством искусство!» (Овидий «Метаморфозы», X, 252). Оракул словами Игнатия Лойолы учит: следует «применять все средства человеческие, словно бы не существовало божественных, и все божественные, словно бы не существовало человеческих. Правило великого учителя, комментарии тут излишни» (251). Вершина культивированного естества – «великий синдересис», «трон разума, основа мудрости», суть которого «в природном влечении лишь к тому, что согласно с разумом и сочетается с выбором единственно верного пути» (96).

В 1665 г. свет увидел еще один сборник афоризмов «Максимы и моральные размышления», автор его – принц Марсильяк, герцог Франсуа VI де Ларошфуко. Все максимы подтверждают одну – «Наши добродетели – это чаще всего искусно переряженные пороки». Автор максим разоблачает цивилизованную мораль и обнажает природу человека, скрывающуюся благодаря уловкам искусства. Одна из максим (245): «Высшая ловкость состоит в том, чтобы искусно скрыть свою ловкость» – удивительно созвучна афоризму «Оракула»: «Высшая хитрость – скрывать хитрость» (219). Как будто бы сказано одно и то же, однако, если для Грасиана dissimulatio – это проявление «изощренного ума», то для Ларошфуко – способ скрыть свое «самолюбие», человеческую форму проявления присущего всему живому инстинкта самосохранения. «Самолюбие» и страсти, сопутствующие ему, и есть основа человеческой природы.

«порче нравов» (Ж. -Ж. Руссо), а романтизм, переосмыслив барочную оппозицию, в которой главная роль отводится изощренности культивированного ума, вернет гения во власть природы. Естественность возвысится над искусственностью.

Исследование выполнено при финансовой поддержке РГНФ в рамках научно-исследовательского проекта РГНФ «Создание и развитие информационного ресурса «Реформация и Контрреформация в социокультурном контексте», проект № 07-03-12119в
· texts · ·