Приглашаем посетить сайт

Алымова Е. В. Остроумие


Остроумие

Реформация и Контрреформация в социокультурном контексте

http://creform.istfil.ru/?p=915

Остроумие – одно из основных понятий поэтики барокко. «Остроумие, или Искусство изощренного ума» («Agudeza, y Arte de ingenio») – сборник латинских, испанских, португальских, итальянских и французских стихов, снабженных комментариями Бальтасара Грасиана (1601 – 1658 гг.). Первая редакция появилась в 1642 г., затем в 1648 г. последовала вторая. Это программное произведение для эстетики барокко, в котором изложены принципы новой риторики. «Остроумие» стало полемическим ответом Грасиана на книгу итальянского теоретика Маттео Перегрини (1595 – 1652 гг.) «Об остроумии» (1639). Перегрини считает, что остроумие относится только к форме высказывания и не касается мысли. С таким взглядом спорит Грасиан.

Трактат Грасиана открывается признанием того, что «изобретать трудно, а по прошествии стольких веков – почти невозможно», а так как «восхищает только талант оригинальный», то требуется изобретательная «смелость таланта» в «условном, вымышленном». Грасиан поставил перед собой задачу исследовать «природу остроумия» и тем самым преобразовать традиционную поэтику. Классическими со времен Ренессанса считалась поэтические принципы Аристотеля. Грасиан полагал, что для поэзии, рожденной острым умом, основания следует искать не в «Поэтике» Аристотеля, а в его «Риторике».

Древние создали искусство логики и риторики, но они не исследовали законы, которым следует острый ум. Теория остроумия – это детище Грасиана. Остроумие заключается в «изящном сочетании, в гармоническом сопоставлении двух или трех далеких понятий, связанных единым актом разума». Остроумие, хотя и апеллирует к разуму, но требует разума изощренного, оно не доказывает, а предоставляет такому разуму самому постичь единство несопоставимого и получить наслаждение от красоты мысли. Остроумие дает о себе знать как «необычное мастерство изощренного ума и великая способность создавать нечто новое». Сфорца Паллавичини (1607 – 1667 гг.) и Даниэле Бартоли (1608 – 1685 гг.) называют остроумие гениальностью. Гениальность, пишет Паллавичини в трактате «О добре», – это дар, который «состоит в способности соединять понятия и предметы, кажущиеся несоединимыми».

Острый, быстрый разум, способный охватить все противоположности и свести их воедино, возводится барокко в принцип.

Остроумие бывает простое и сложное. Простое остроумие выражается в каламбурах, метких сопоставлениях, в переосмыслениях привычных слов и понятий, в парадоксах, загадках, намеках. Сложное остроумие проявляет себя в вымышленных историях. Оно является принципом фикциональности и должно лежат в основании литературных произведений. Но существует еще и фигуративное остроумие, воплощение которого служат эмблемы – рисунки-загадки, сопровождаемые подписями, представляющими собой загадки или каламбуры. Грасиан, очевидно, был знаком с книгой Альчиати «Эмблемы».

«вкус». Грасиан исследует это понятие (gusto). О вкусе писали теоретики и до Грасиана. Например, диалог Николая Кузанского «Простец о мудрости» (1450) может считаться одним из первых в европейской философии сочинений, посвященных вкусу. Мудрость (sapientia) Кузанец трактует как «обладание способностью вкушать» (sapere) то, что превыше всякого познания. Согласно такому толкованию, вкус возвышается над «чувственным, рассудочным и умным», и даже определяет их.
О вкусе незадолго до Грасиана рассуждал Лопе де Вега в трактате «Новое искусство сочинять комедии в наше время», где вкус определяется как «наслаждение, доставляемое литературным произведением».
По Грасиану, вкус – это суждение особого рода, в его основании единство природной склонности и благоприобретенного воспитания: «Для вкуса, как и для ума, необходима культура».

Остроумие стало темой рассуждений еще одного теоретика «новой поэзии» XVII в. – итальянца Эммануэле Тезауро (1591 – 1675 гг.). В «Панегириках» (1633) Тезауро предложил свои взгляды на поэтическое искусство, которые получили развитие в главном, по мнению автора, трактате его жизни – в «Подзорной трубе Аристотеля», сочинении, которое с 1655 г. (первое издание) по 1704 г. выдержало шесть изданий.

– безобразным и от чего зависит суждение вкуса. Созидательной художественной силой Тезауро, как и Грасиан, считал остроумие. В остроумии, или гении, Тезауро видит человеческий аналог творческой силы Бога. Остроумию свойственны два качества – прозорливость и многосторонность. Первое выявляет скрытые свойства и связи вещей, второе соединяет все элементы, придавая целому неожиданный вид. Форма выражения остроумия – аллегория (иносказание), символ и метафора, причем именно метафору Тезауро провозглашает венцом остроумия и разрабатывает учение о Метафоре. К теме остроумия Тезауро обращается даже в трактате «Моральная философия» («La filosofia morale derivate dell’alto Fonte del grande Aristotele Stagirita»), где пишет: «Чтобы проявить Остроумие, следует обозначать понятия не просто и прямо, а иносказательно, пользуясь силою вымысла, то есть новым и неожиданным способом. Подобное выражение присуще поэтическим замыслам: они не истинны, но подражают истине». Остроумие не противополагается как веселое серьезному, как комическое трагическому, напротив, очень часто остроумие идет рука об руку с меланхолией. Барочное остроумие сродни романтической иронии.

«Создание и развитие информационного ресурса «Реформация и Контрреформация в социокультурном контексте», проект № 07-03-12119в
Декабрь 9, 2009 ·