Приглашаем посетить сайт

Плавскин З. И.: Кевендо-и-Вильегас

Кевендо-и-Вильегас.

Краткая литературная энциклопедия.

КЕВЕ́ДО-И-ВИЛЬЕ́ГАС (Quevedo y Villegas), Франсиско (26. IX. 1580, Мадрид, — 8. IX. 1645, Вильянуэва-де-лос-Инфантес) — исп. писатель-сатирик. Принадлежал к знатному дворянскому роду, был универсально образованным человеком. Находился при дворе, где быстро приобрели известность его сатирич. стихи. В 1611, после дуэли с придворным, был вынужден покинуть Испанию. Вернулся в Мадрид после смерти Филиппа III (1621). В 1639 арестован по обвинению в сочинении обличит. памфлета против короля и его фаворитов, провел 4 года в заключении и вскоре умер.

от борьбы; гуманистич. мечта о «просвещенной» монархии — с идеалами «христианского гуманизма» (трактат «Политика бога, правление Христа и тирания сатаны», ч. 1—2, написан 1617—26, опубл. 1626—39); критика социальных пороков — с неверием в возможность их устранения и пессимистич. оценкой будущего человечества. В сатирич. стихах и прозе, в сатирич. романсах и «летрильях» (приветствия или письма в стихах) К. -и-В. создал сатирико-бытовую панораму Испании 17 в., нарисовал картину всеобщего разложения нравов, погони за богатством, обмана и эгоизма, царящих в обществе. Бытовая сатира часто перерастает у него в сатиру морально-философскую и социально-политическую. Таковы «летрилья» «Всемогущий кабальеро дон Динеро» («El poderoso caballero es don Dinero», до 1605), разоблачающая всеобщее корыстолюбие, сонет «О плохом правлении Филиппа IV» («Al mal gobierno de Felipe IV», 1625) и «Меморандум...» («Memorial...», 1639), раскрывающие гибельность политики монархии, и др. Наиболее ярко социально-политич. сатира К. -и-В. проявляется в цикле «Сновидения» («Sueños», написаны 1607—23, опубл. 1627), где дано грандиозное сатирич. изображение Испании. К этому циклу, запрещенному инквизицией, примыкают по замыслу и манере «Рассуждение о всех дьяволах» («Discurso de todos los diablos», 1628) и сб. новелл «Час воздаяния, или Разумная фортуна» («La hora de todos y la fortuna con seso», 1635, опубл. 1650); здесь видны характерные особенности худож. метода К. -и-В., его склонность к реалистич. гротеску. Те же обличит. мотивы звучат и в плутовском романе «История жизни пройдохи по имени дон Паблос» («Historia de la vida del Buscón, llamado don Pablo», 1606—09, опубл. 1626, рус. пер. 1950), в к-ром дана автобиография плута, проходящего через различные социальные сферы и всюду наблюдающего разложение нравов и власть золота. В романе раскрывается пессимистич. философия автора, его неверие в способность человека встать на путь добродетели. Это придает реализму романа жестокий и мрачный колорит. К. -и-В. неоднократно выступал с критикой гонгоризма, но сам отдал дань близкому к этому течению концептизму.

—2, Madrid, 1958—60; Epistolario completo, Madrid, 1946; в рус. пер. — История жизни пройдохи по имени дон Паблос, пример бродяг и зерцало мошенников, вступ. ст. К. Н. Державина, М. — Л., 1950.

Лит.: Кржевский Б. А., Ф. Кеведо о Моск. Руси XVII в., в его кн.: Статьи о заруб. лит-ре, М. — Л., 1960; Astrana Marín L., Ideario de don F. de Quevedo, Madrid, 1940; Bellini G., Quevedo satírico, Mil., [1961]; Espina A., Quevedo, Madrid, 1945; Gómez de la Serna R., Quevedo, B. Aires, [1952]; González Palencia A., Del «Lazarillo» a Quevedo, Madrid, 1946; Mérimée E., Essai sur la vie et les œuvres de F. de Quevedo (1580—1645), P., 1886; Aportación a la bibliografía de Quevedo. Homenaje del Instituto nacional del libro español, Madrid, 1945.

З. И. Плавскин.