Приглашаем посетить сайт

Томашевский Н. Б.: Кальдерон де ла Барка

Кальдерон де ла Барка.

Краткая литературная энциклопедия.

́Н ДЕ ЛА БА́РКА (полная фамилия — Кальдерон де ла Барка Энао де ла Барреда-и-Рианьо — Calderón de la Barca Henao de la Barreda y Riaño), Педро (17. I. 1600, Мадрид, — 25. V. 1681, там же) — исп. драматург. Принадлежал к старинному, но обедневшему дворянскому роду. Учился в иезуитской коллегии и Саламанкском ун-те, где изучал гражд. и канонич. право. В 1619—23 обратился к драматургии, с 1625 целиком отдался лит. деятельности. В 1637 посвящен в рыцари ордена Сантьяго. В 1638 участвовал в войне с Францией, в 1640 — в подавлении восстания в Каталонии. В 1651 принял священнич. сан; был тесно связан с двором. С 1665, после смерти своего покровителя Филиппа IV, писал преим. религ. пьесы. В 1680 составил список своих пьес, включавший 111 комедий и 70 ауто. Этот список послужил основой для первого посмертного т. н. полного собр. пьес К. де ла Б. (изд. 1682—91). К наст. времени известны 120 комедий, 78 ауто и 200 пьес малых жанров; нек-рые произв. не разысканы и известны только по названиям.

Творч. путь К. де ла Б. можно разделить на 4 периода. В «ученический» (примерно до сер. 20-х гг.) он под влиянием Лопе Ф. де Вега Карпьо создал «комедии плаща и шпаги»: «Любовь, честь и власть» («Amor, honor y poder», 1623, изд. 1637), «Мнимый звездочет» («El astrólogo fingido», 1624, изд. 1637), «Игра любви и случая» («Lances de amor y fortune», 1625, изд. 1636) и др., нац. -патриотич. драму «Осада Бреды» («El sitio de Breda», 1625, изд. 1636). «Синтетический» период (до сер. 30-х гг.) характеризуется стремлением к широким обобщениям, постановке философ. и этич. проблем, одноврем. разработке неск. тем в одной пьесе: «Стойкий принц» («El príncipe constante», 1628—1629, изд. 1636), «Жизнь — это сон» («La vida es sueñno», 1631—32, изд. 1636), «Сам у себя под стражей» («El alcaide de sí mismo», 1636, изд. 1650). В третий, «аналитический» период (до конца 40-х гг.) К. де ла Б. тяготел к концентрированной разработке отд. тем, раскрывая к. -л. ведущую черту в характере героя: «Врач своей чести» («El médico de su honra», 1635, изд. 1637), «Саламейский алькальд» («El alcalde de Zalamea», 1640—45, изд. 1651). Последний период можно назвать периодом «мелодраматических аллегорий», когда К. де ла Б. сочинял для пышных придворных празднеств пьесы с музыкой, пением, балетными номерами.

Параллельно со светскими пьесами на протяжении всей творч. жизни К. де ла Б. писал также ауто, к-рым он придал классич. форму, вдохнув в эти символич. -религ. пьесы, утверждающие к. -л. теологич. тезис, подлинную поэзию; среди ауто имеются философские, на мифологич. сюжеты с теологич. их истолкованием, на темы Ветхого завета, на легендарные и историч. сюжеты, вдохновленные притчами из Евангелия. Часто ауто К. де ла Б. представляют развернутую

автором «комедиями», не поддаются строгой жанровой дифференциации. Среди них можно выделить большую группу произв., тяготеющих к трагедии и называемых обычно «драмами». Св. 50 таких пьес могут быть условно по тематике разделены на драмы историч., философ., религ., библейские, мифологич. и «драмы чести». Одна из наиболее знаменитых морально-философ. драм — «Жизнь — это сон». Драма «Любовь после смерти» («Amar después de la muerte», 1633, изд. 1677) проникнута состраданием и живой симпатией к угнетенным. В религ. драмах — «Поклонение кресту» («La devoción de la cruz», 1630—32, изд. 1636), «Чистилище святого Патрика» («El purgatorio de San Patricio», 1634, изд. 1636) и др. — решаются теологич. проблемы. Широко известны «драмы чести» — «Врач своей чести», «Стойкий принц» и особенно «Саламейский алькальд», в к-ром чувство чести впервые выведено за пределы исключительно дворянской добродетели, выражено представление автора о «законности» и дано такое яркое изображение царившего в Испании беззакония, что, несмотря на полную лояльность К. де ла Б. по отношению к монархии и сословному обществ. порядку, пьеса воспринималась позднее как революц. призыв. Она шла с успехом и в годы франц. бурж. революции конца 18 в., и в осажденном фашистами Мадриде во время Нац. -революц. войны (1936—39). Социальные мотивы сильны и в др. пьесах, включая даже нек-рые ауто, напр. «Великий театр мира» («El gran teatro del mundo», ок. 1645).

Комедии в собств. смысле слова могут быть разделены на комедии назидательные (напр., «Чтобы избавиться от любви, надо этого желать» — «Para vencer a amor, querer vencerle», 1633, изд. 1654), новеллистические и составляющие большинство «комедии плаща и шпаги», среди к-рых выделяют бытовые и «дворцовые». Большинство комедий К. де ла Б. тяготеет к т. н. «высокой комедии» и характеризуется выбором героев только из дворянской среды, строгим соблюдением героями кодекса дворянской чести, приподнятостью и патетизмом стихотв. речи. Комедии К. де ла Б., наиболее близкие к традициям Лопе Ф. де Вега Карпьо, отличаются более обнаженной моральной основой, большей назидательностью, изощренной стихотв. техникой и изысканным языком, нередко близким к гонгоризму.

М. Сервантес, дает К. де ла Б. основание для пессимистич. переоценки самой природы человека, якобы вечного источника зла и жестокости. Единственным средством примирения с жизнью является христ. вера с ее требованием обуздания гордыни. В творчестве писателя противоречиво сочетаются мотивы Возрождения и барокко.

Творчество К. де ла Б. получило широкую известность в Европе с нач. 19 в., когда нем. романтики создали восторж. культ писателя. В России знакомство с ним относится еще ко времени Петра I; романтич. увлечение пьесами К. де ла Б. получило выражение в переводах и постановках 1-й пол. 19 в. Во 2-й пол. 19 в. на рус. сцене шли «Врач своей чести» и «Ересь в Англии» (1866), «Саламейский алькальд» (1886). Большой интерес представляли экспериментальные постановки «Поклонения кресту» (1910) и «Стойкого принца» (1915), осуществленные Вс. Мейерхольдом, а также «Жизнь есть сон» (1914) — А. Таировым. На сов. сцене представлены мн. комедии К. де ла Б. («Дама-невидимка», «С любовью не шутят», «Спрятанный кавальеро», «Сам у себя под стражей» и др.) на рус. и др. языках народов СССР.

—3, Madrid, 1959; Teatro selecto, ed. por M. Menéndez y Pelayo, v. 1—4, Madrid, 1909—10; Autos sacramentales, ed. A. Valbuena Prat, [v. 1] — 2, Madrid, 1942; Comedias religiosas, ed. A. Valbuena Prat, Madrid, 1930; Comedias, ed. J. E. Hartzenbusch, v. 1—4 («Biblioteca de autores españoles», v. 7, 9, 12, 14), Madrid, 1944—45; в рус. пер. — Соч., пер. и вступ. ст. К. Д. Бальмонта, вып. 1—3, М., 1900—12; Пьесы, предисл. Н. Б. Томашевского, т. 1—2, М., 1961.

Лит.: Меринг Ф., Судья из Заламеи, в его кн.: Лит. -критич. работы, т. 1, М. — Л., 1934; Петров Д. К., О трагедиях Кальдерона, «ЖМНП». 1901, кн. 1; Шепелевич Л. [Ю.], Драматич. творчество Кальдерона, в его кн.: Историко-лит. этюды, сер. 1, СПБ, 1904; Alonso Cortés N., Algunos datos relativos a D. Pedro Calderóon, «Revista de filologia española», Madrid, 1915, t. 2; Constandse A. L., Le Baroque espagnol et Calderón de la Barca, Amst., 1951; Cotarelo y Morí E., Ensayo sobre la vida y la obra de don P. Calderóon de la Barca, Madrid, 1924; Frutos Cortés E., Calderón, Barcelona, 1949; его же, La filosofía de Calderón en sus autos sacramentales, Zaragoza, 1952 (Diss.); Hilborn H. W., A chronology of the plays of Calderón, Toronto, 1938; Kommerell M., Beiträge zu einem deutschen Calderón, [Bd] 1, Fr./M., 1946; Margraff N., Der Mensch und sein Seelenleben in den Autos sacramentales des Don Pedro Calderón de la Barca, Bonn, 1912 (Diss.); Menéndez у Pelayo M., Calderón y su teatro, Madrid, 1881; Parker A. A., The allegorical drama of Calderón, Oxf. — L., 1943; Ríos de Lampérez, De Calderón y de su obra, Madrid, 1915; Rubió y Lluch A., El sentimiento del honor en el teatro de Calderón, Barcelona, 1882; Sánchez de Castro F., Calderón. Estudio crítico, Madrid, 1881; Shergold N. D. and Varey J. E., Los autos sacramentales en Madrid en la época de Calderón, 1637—1681, Estudio y documentos, Madrid, [1961]; Valbuena Prat A., Calderón. Su personalidad, su arte dramático, su estilo y sus obras, [Barcelona], 1941; его же, Los autos sacramentales de Calderón, «Rev. Hisp.», 1924, v. 61; Breymann H. W., Die Calderon-Literatur, Münch. — B., 1905.

Н. Б. Томашевский.