Приглашаем посетить сайт

Хлодовский Р. И.: Кьябрера

Кьябрера.

Краткая литературная энциклопедия.

КЬЯБРЕ́РА (Chiabrera), Габриелло (1552, Савона, — 1638, там же) — итал. поэт. Написал пять героич. поэм: «Готиада» («La Gotiada», 1582), «Флоренция» («Firenze», 1615), «Амедеида» («Amedeide», изд. 1654), «Форесто» («Foresto», изд. 1653), «Руджеро» («Ruggero», изд. 1656); трагедии: «Эрминия» («Erminia», 1622), «Анджелика в Эбуде» («Angelica in Ebuda»), «Гипподамия» («Ippodamia»); неск. пасторальных драм и мелодрам: «Похищение Кефала» («Il rapimento di Cefalo», 1600), «Ревнивый Полифем» («Polifemo geloso», 1622) и др., множество эклог, канцон, канцонетт, сатирич. «Бесед» («Sermoni») и др. Им написаны также «Пять диалогов об искусстве поэзии» («Cinque dialoghi dell’arte poetica») и собств. жизнеописание («Vita»).

условиях и под воздействием феод. -католич. реакции конца 16 — нач. 17 вв. Подобно Марино, К. считал, что поэзия должна ошеломлять читателя своими образами, стремился прежде всего к новаторству во что бы то ни стало. По его словам, он хотел стать Колумбом итал. поэзии («Vita»). Однако новаторство К. не пошло дальше формы и метрики. Вслед за П. Ронсаром, к-рый оказал на него влияние, К. пытался подражать в своих «героических канцонах» Пиндару, а в своих канцонеттах — др. -греч. анакреонтич. лирике, открытой Анри Этьенном. В своих «героических канцонах», воспроизводящих метрику и структурное членение пиндаровой оды (строфа, антистрофа, эпод), К. в напыщенных и торжеств. тонах воспевал как значительные (битва при Лепанто), так и мелкие события своего времени. Канцоны эти, как правило, холодны, надуманы и лишены подлинного пафоса. Лучше удавались К. канцонетты в анакреонтич. манере. В них тоже отсутствует искреннее поэтич. чувство, но они изящны и музыкальны. В «Беседах» К. в духе сатиры Горация, к-рому он здесь подражал, с незлобным юмором изображал совр. об-во, противопоставляя уединенную и независимую жизнь на лоне природы жизни при дворе. Поэзия К. оказала влияние на поэтов Аркадии.

Соч.: Opere, Venezia, 1757; то же, Venezia, 1805; то же, Mil., 1834; то же, Livorno, 1841; Poesie scelte, Mil., 1927.

storia e caratteri, Napoli, 1925; Belloni A., G. Chiabrera, Torino, 1931; Getto G., Un poeta barocco: G. Chiabrera, «Lettere italiane», 1954, VI.

Р. И. Хлодовский.