Приглашаем посетить сайт

Роза, Сальватор. Энциклопедия «Кругосвет»

РОЗА, САЛЬВАТОР

Онлайн Энциклопедия «Кругосвет»

http://www.krugosvet.ru/enc/kultura_i_obrazovanie/
izobrazitelnoe_iskusstvo/ROZA_SALVATOR.html

РОЗА, САЛЬВАТОР (Rosa, Salvator) (1615–1673), итальянский художник, актер, литератор, представитель предромантических веяний в искусстве барокко.

Родился в Аренелле близ Неаполя 20 июня (или 21 июля) 1615 в семье землемера. Мальчиком был отдан в иезуитский коллегиум, где получил солидное гуманитарное образование. Покинув в 1632 коллегию, вел свободную жизнь в Неаполе, сочиняя серенады и приступив к занятиям живописью. Возможно, посещал мастерскую Х. де Риберы. Затем жил в Риме (1635–1637, 1637–1640, 1648–1673), Неаполе (1637) и Флоренции (1640–1648).

«бамбоччанти». Однако, по контрасту с последними, в его искусстве с годами возобладали более масштабные и сложно-драматические образы. Писал сумрачные по колориту батальные картины, «низкие жанры», посвященные изгоям общества, сцены колдовства, меланхолические философские аллегории. Вместе с тем проявил себя и как мастер религиозной и мифологической живописи, а также одаренный портретист и пейзажист, насыщая и эти композиции все той же тревожной меланхолией. Среди его картин – Блудный сын (1639–1649, Эрмитаж, Ленинград), Автопортрет (1640-е годы, Национальная галерея, Лондон), Демокрит, размышляющий о земной суете (1650, Художественно-исторический музей, Вена); Философы в лесу (варианты в разных музеях), Саул у Аэндорской волшебницы (Лувр, Париж), Астрея-Справедливость и пастухи (Художественно-исторический музей, Вена; все – 1650-е годы); Бренность человеческая (1651–1652, музей Фицвильям, Кембридж), многочисленные морские и лесные пейзажи. Плодотворно работал как офортист (с 1660), став одним из родоначальников жанра графических «каприччи», свободно-вариативных по сюжету.

Саркастичный фантазер, Роза сделал собственную жизнь предметом искусства: так, во Флоренции он образовал из кружка друзей салон пародийных театральных импровизаций под названием «Академия ушибленных» (Academia degli percossi). Сам выступал (с масками пройдох Ковьелло и Паскарьелло) в домашних инсценировках в духе комедии дель арте, активно участвовал в городских карнавалах. Снискал известность и как музыкант. Написал ряд стихотворных сатир (Поэзия, Живопись, Война, Музыка, Вавилон, Зависть), разоблачающих выспренний идеализм модного искусства и социальное лицемерие. Эти сочинения были изданы лишь посмертно, в 1695, и тут же внесены в Индекс запрещенных книг.