Приглашаем посетить сайт

Кожанова Т.О.: К вопросу о комическом во французском романе барокко

Т. О. Кожанова.
К ВОПРОСУ О КОМИЧЕСКОМ ВО ФРАНЦУЗСКОМ РОМАНЕ БАРОККО

Францiя та Украiна, науково-практичный досвiд у контекстi диалогу нацiональних культур. X Мiжнародна конференцiя: матерiали. Днiпропетровськ, 2004. С. 307 - 310.

Говоря о комическом во французском романе XVII века, как правило, имеют в виду комический роман низового барокко (Сорель, Фюретьер, Скаррон). Также некоторые исследователи выделяют тип «амальгамного» барочного романа (Л. Я. Потемкина), в котором, однако, высокое и низкое существуют как две независимые друг от друга стихии (романы де Ланнеля, Марешаля, л’Эрмита). При этом романы высокого барокко (любовно-психологический и галантно-героический) априорно считаются находящимися вне данной проблематики. Но закрыть глаза на проблему отнюдь не значит ее решить.

О правомерности вопроса о комическом в высоком романе барокко нам позволяют говорить сами принципы барочной эстетики, подразумевающей столкновение высокого и низкого, комического и трагического. Безусловно, мы не можем рассматривать комическое в любовно-психологическом и галантно-героическом романах с тех же позиций, что и в романе комическом. Но и смех бывает разный, о чем писал еще А.Бергсон. Б. Дземидок выделяет, по крайней мере, два типа комизма (элементарный, искрящийся беззаботным весельем, и сложный, юмористическо-сатирический), В. Я. Пропп пишет о смехе насмешливом, добром, злом, жизнерадостном, обрядовом и т. д. С другой стороны, эстетическая категория комического не сводится только к смешному (Л. Н. Столович).

Примером высокого романа, по отношению к которому можно и должно говорить о проблеме комического, является «Астрея» Оноре д’Юрфе (1607 – 1627), одно из наиболее ярких произведений высокого барокко XVII века, стоящее у истоков французской любовно-психологической прозы и оказавшее заметное влияние на формирование прециозного и галантно-героического романов. В рамках нашей работы обозначим лишь формы и функции комического в «Астрее».

Если в романе низового барокко «мир повернут к герою прежде всего бытовой стороной частной жизни» (Л. Я. Потемкина), что и является источником разнообразных форм комического в произведении, то пасторальный роман д’Юрфе рисует нам идеальное сообщество пастухов, с одной стороны, и придворное общество Марсильи, с другой, в описании которых практически отсутствуют бытовые детали. Однако «дематериализация» существования героев, а также их высокое социальное положение не исключают комическое из структуры произведения. В «Астрее» можно найти элементы комедии интриги, с характерными для нее переодеваниями – узнаваниями, qui pro quo (история Дианы и Филандра), а также черты комедии идей. Пример тому – многочисленные споры Гиласа и Сильвандра о различных положениях доктрины идеальной любви, в которых каждый из пастухов пытается остроумными доводами опровергнуть противника. Остроумие как неотъемлемое качество благовоспитанного человека (honnête homme) присуще большинству героев «Астреи» (диалоги Сильвандра и Филиды, Сильвии и Клидамана и т.д.).

поучать может и религия» (предисловие к «Сильванире»). Однако при более внимательном анализе можно заметить, что комический элемент порой носит дидактический характер (история Галатеи), что сближает «Астрею» с комическим романом низового барокко, основной задачей которого являлось веселое, но поучительное осмеяние нравов. За установкой на рекреативность стоит нечто большее, чем авторская забота о занимательности произведения. Комическое в романе д’Юрфе приобретает особую важность в свете представления о меланхолии, которая в XVI веке считалась признаком гениальной натуры, а в XVII веке расценивалась как зло, болезнь эпохи, с которой следует бороться. Причиной «черного настроения» главным образом являлась любовь, вызывавшая мучительные страдания, а порой даже безумие героя. Как отмечает Л. Гьяварини, именно в целях борьбы с меланхолией автор «Верного пастуха», Гварини создает и теоретически обосновывает жанр трагикомедии, основными чертами которого являются «сложная интрига, счастливая развязка, опасности, но не смерть, удовольствие, но не грусть, смех, но не чрезмерный». Примечательно, что д’Юрфе задумывает свое произведение как пасторальную трагикомедию.

из первых значительных произведений начала века, в котором отрицается меланхолия: «сам ход интриги, изгибы которой позволяют показать все последствия горькой страсти, медленно, но верно готовит читателя к конечному разрешению изначального кризиса». Однако «горькая страсть» заложена в самих принципах любовной доктрины пастухов, которая подразумевает полное подчинение влюбленного своей избраннице со всеми вытекающими отсюда последствиями. Поэтому, чтобы преодолеть меланхолическое настроение недостаточно просто показать опасность отчаяния любви, необходимо, прежде всего, устранить его причину, но это означает замахнуться на сами основы пасторального мироздания! Единственный, кто осмеливается «посягнуть на святое», это фривольный и легкомысленный пастух Гилас, тонкий и ироничный критик пасторальных ценностей. Подмечая все недостатки доктрины любви, высмеивая слишком абстрактные ее положения, Гилас открывает двери сатирической продукции на «Астрею», и в первую очередь, пародии Сореля «Экстравагантный пастух» (1633). Сложным представляется вопрос об авторской позиции в романе, однако порой автор явно встает на сторону своего ироничного героя.

Подробный анализ форм и функций комического в «Астрее» - дело дальнейших исследований, нам хотелось лишь обратить внимание на важность данной проблемы в изучении романа, а также на сам факт правомерности постанговки вопроса о комическом в романах высокого барокко.