Приглашаем посетить сайт

Мокульский С.: Реньяр Жан Франсуа

С. Мокульский.РЕНЬЯР Жан Франсуа [Jean François Regnard, 1655—1709]

Литературная энциклопедия

РЕНЬЯР Жан Франсуа [Jean François Regnard, 1655—1709] — французский комедиограф, ближайший преемник Мольера (см.). Р. в Париже в семье богатого торговца. В молодости много путешествовал. Вел рассеянную светскую жизнь. Типичный представитель аристократизировавшейся верхушки торговой буржуазии, беззаботный эпикуреец, кутила, повеса и игрок, Р. смотрел на лит-ую работу как на развлечение.

начал с сочинения полуимпровизованных фарсов для театра «Итальянской комедии» с масками commedia dell’arte (см.). Параллельно Р. дебютировал в привилегированном театре «Французской комедии» пьеской «La sérénade» (Серенада, 1694). За «Серенадой» последовал «Le bal» (Бал, 1696) — одноактная буффонада в манере Скаррона (см.). Постановка «Le joueur» (Игрок, 1696) выдвинула Р. на первое место среди французских комедиографов. Комизм пьесы построен на частых переходах героя к любви от карт и к картам от любви, причем переходы эти не мотивированы психологически, а вводятся Р. только для смехотворного эффекта. Столь же поверхностны по обрисовке характеров и блестящи по комической изобретательности пьесы «Le distrait» (Рассеянный, 1697), «Democrite amoureux» (Демокрит, 1700) и особенно маскарадная буффонная комедия «Les folies amoureuses» (Любовные безумства, 1704).

Не довольствуясь постоянными заимствованиями у Мольера, Р. берет у Плавта («Mostellaria») сюжет одноактного фарса «Le retour imprévu» (Непредвиденное возвращение, 1700), а также «Les Ménechmes» (Менехмы, 1705), наиболее классической из его комедий. Последняя и популярнейшая комедия Р. — «Le légataire universel» (Единственный наследник, 1708).

В истории французской комедии Р. занимает место крупнейшего представителя развлекательной комедии положений (см. «Комедия»), лишенной серьезных моралистических и сатирических заданий. Глубокой принципиальности, философской глубине, крепкой буржуазной морали Мольера противостоят игривая поверхностность, беспринципность и имморализм Р., циническое презрение к семье, браку и мещанским добродетелям, «философия» наслаждения и безотчетного веселья. Все это — черты идеологии разлагающегося дворянства. Буржуа по происхождению, Р. является в основном не буржуазным, а дворянским художником, хотя в его комедиях заложено немало и буржуазных тенденций. Особенно примечательны в этом смысле его образы слуг и служанок, отличающиеся от мольеровских значительно большей активностью и напористостью. От его наблюдательности не ускользнуло формирование нового типа честолюбивого плебея, рвущегося к богатству и положению в обществе и взирающего с презрением на своих господ. Однако как дворянский писатель Р. не развивает этих тенденций. Дворянская установка Р. находит яркое выражение также в его приверженности классической доктрине.

Кроме комедий Р. оставил еще трагедию «Sapor», либретто оперы-балета «Le carnaval de Venise» [1699], автобиографический роман «La provençale» (изд. в 1731) и др.

Библиография: I. Критического собр. сочин. Р. не существует. Наиболее полные издания его сочинений — Ribou, 5 vv., 1731; G. Garnier, 6 vv., 1789—1790; Lequien, 6 vv., 1820; Crapelet, 6 vv., 1822; Michiels, 2 vv., 1854; Менехмы, или Близнецы, перев. В. И. Лукина, СПБ, 1763; Задумчивой, переложенный на российские нравы В. Лукиным, СПБ, 1769; Игрок, б. г.; Нечаянное возвращение, Москва, 1779; Серенада, или Музыкант поневоле, перев. М. Окулова, М., 1788; Единственный наследник, перев. В. Лихачева, Петербург, 1904.

Études sur le théâtre de Regnard, «Revue d’histoire littéraire de la France», 1903—1905; Guyot J., Le poète J. Regnard en son chasteau de Grillon, 1907.

III. Compaignon de Marcheville M., Bibliographie et iconographie des œuvres de J. F. Regnard, 1877.

С. Мокульский