Приглашаем посетить сайт

Муравьев В. С.: Маньеризм

Маньеризм.

Краткая литературная энциклопедия.

МАНЬЕРИ́ЗМ (итал. manierismo, от maniera — прием, манера) — стиль европ. иск-ва 16—17 вв., проявившийся в живописи, лит-ре, архитектуре, музыке как выражение мировоззренч. кризиса Позднего Возрождения. М. порожден эпохой социально-политич., нравств., религ. неустойчивости, когда происходит осознание относительности понятий, представлений и идеалов во всех областях жизни. Ускоренное развитие бурж. отношений влечет за собой отчуждение и индивидуализм; в политике торжествует провозглашенный Н. Макиавелли принцип «гос. интереса», т. е. относительности всякого правопорядка; гео- и антропоцентрич. картина мира оказывается под угрозой. Идея предопределения (и сопутствующее ей отрицание свободы воли), сделавшаяся благодаря Реформации достоянием обществ. сознания, вызывает неуверенность, скептицизм, ощущение сверхъестеств. произвола, заброшенности, разобщенности. Католич. отзвуком этой идеи было углубление мистицизма и повышение экстатич. тонуса религии. Показательно меняется отношение к античности: идеал аттич. ясности и уравновешенности теряет притягательность, и сугубый интерес вызывают эллинизм, неоплатоники, александрийская культура. Вера в науку и познаваемую гармонию мира соседствует с увлечением оккультизмом и магией (Пико делла Мирандола, М. Фичино, Дж. Бруно, особенно нем. мыслитель Агриппа Неттесхеймский с его трактатами «Об оккультной философии», 1510, и «О недостоверности и тщете всех наук и искусств», 1527). Знамением времени становится исследование магич. таинств и «тайнописи природы». Аристотелевское указание об имитации природы в иск-ве нередко толкуется как задача воспроизведения иероглифич. криптограммы.

форму загадочных, магич. антиномий. Приобщение к диалектике бытия окрашивается субъективизмом, иррационализмом, спиритуализмом.

М. по существу своему вторичен: он возникает и созревает внутри иск-ва Высокого Возрождения как потребность самоосознания стиля, переосмысления изнутри целей и задач иск-ва в связи с изменившейся социально-историч. перспективой. Способом такого корректирующего осознания представляется своеобразная стилистич. интроспекция, разрушение замкнутой «классической» целостности, проблематизация худож. решения. На первый план выдвигается индивидуальная творч. инициатива («манера») художника, поиски «внутренней идеи» живописного или словесного образа, алхимия творчества. Иск-во М. существует за счет духовного напряжения: оно провоцирует взволнованность, взбудораженность чувств и разума, к к-рой призывал характерный мыслитель эпохи Дж. Бруно, называя ее «самоотверженным неистовством», и образец к-рой совсем в другом ключе дал М. Монтень в своих «Опытах», заглавие и стиль к-рых вполне отвечают духу М.

Вначале М. утверждается в изобразит. иск-ве: его признаки обнаруживают в поздних произв. Рафаэля и Микеланджело Буонарроти. Ученик «безупречного» А. дель Сарто — Я. Понтормо и ученик Микеланджело — Б. Бандинелли были уже законченными маньеристами. М. отличает острое, почти болезненное чувство истории, и не случайно начало истории иск-ва положили художники-маньеристы Дж. Вазари (он ввел в употребление самый термин «М.») и К. ван Мандер. Столь же напряженно маньеристы стремились к теоретическому, нормативному осмыслению явлений иск-ва. К концу 16 в. М. становится ведущим стилем европ. пластич. иск-в; в нач. 17 в. его решительно вытесняет барокко. Тот же процесс спустя почти полвека происходит в лит-ре. Лит. М. отличают предельная метафорич. насыщенность в сочетании с нарочито сниженным слогом, словесная эквилибристика, пристрастие к оксиморонам и антитезам, гиперболе и гротеску, парадоксальная заостренность поэтич. формул, неравномерность композиции, прерывистое развитие сюжета, «остраненность» исходной фабулы, причудливая фантастичность коллизий, контрастность описаний и персонажей.

Характерное для М. эксперимент. жанровое смешение и использование эффектов разных иск-в открывало перспективу радик. обновления прежних жанров (напр., романа, скрещенного с пасторалью, диалогами, мистерией и превратившегося в «поэтич. лабиринт») и способствовало появлению новых (так, история оперы датируется от произв. итал. маньеристов-«Эвридики», 1600, Я. Пери и «Орфея», 1607, К. Монтеверди; см. также ст. Эмблематика). Особым достижением М. является трагикомедия во всех ее разновидностях (ср. трактат итальянца Б. Гварини «Компендиум трагикомической поэзии», 1601). «Художественное изображение идеи» (М. М. Бахтин) — постоянная «сверхзадача» М. — вело к усилению амбивалентного начала во всех жанрах.

Положит. потенциал М. в полной мере реализован в творчестве Т. Тассо (чей «Освобожденный Иерусалим», 1581, приходилось оборонять от ожесточенных нападок «аттицистов») и весьма ощутимо — в творчестве М. Сервантеса, Кальдерона де ла Барки, К. Марло, У. Шекспира, Сирано де Бержерака. На таланты более мелкие М. порой оказывал губит. влияние и принимал облик псевдоинтеллектуализма, пустой вычурности, словесного излишества.

—81); центральной его фигурой общеевроп. масштаба — Дж. Марино, плодовитый новатор и виртуоз стиха, давший имя итал. варианту М. (маринизм). Среди его последователей выделяются Дж. Лубрано, Дж. Артале, Л. Лепорео. Расцвет М. в лит-ре относится к нач. 17 в. Пышные плоды он принес в Англии, в творчестве поздних «елизаветинцев» и «поэтов-метафизиков» (термин С. Джонсона, укорявшего их в «насильственном сближении самых разнородных идей»): Дж. Донна, А. Марвелла, Дж. Херберта, Р. Крэшо и др. (см. «Метафизическая школа»). Их поэтич. достижения во многом определили традиции англ. лирики.

В Испании М. получил назв. гонгоризма по имени поэта Гонгора-и-Арготе, поздние соч. к-рого отличались принципиальной метафорич. затемненностью, «иероглифич.» загадочностью. Горячим сторонником его поэзии был Сервантес, не менее горячим противником — Лопе де Вега. Независимо от Гонгоры влиянием М. отмечены поэтич. медитации Хуана де ла Круса (1542—91).

«Поэтическое искусство» (1555). М. отнюдь не совпадает с понятием «прециозного стиля» (см. Прециозная литература). Почти не затронуты влиянием М. поэты «Плеяды». Крупнейшие франц. маньеристы 17 в. — Т. де Вио и Л. де Нёфжермен. В Германии запоздалое, но сильное воздействие М. испытали представители т. н. второй силезской школы поэтов, особенно Х. Г. фон Гофмансвальдау и Д. К. фон Лоэнштейн.

К сер. 17 в. влияние М. идет на спад; но именно в это время появляются осн. программные маньеристские трактаты. В 1639 в Болонье выходит «О способах проникновения» М. Перегрини, где перечисляются семь источников «истинно поэтического»: «невероятное, двусмысленное, противоречивое, темная метафора, преувеличение, остроумие, софизм». Основополагающим считается трактат представителя концептизма (одна из поздних исп. форм М.) Б. Грасиана-и-Моралеса «Остромыслие и искусство изощренного ума» (1642). Превознося Гонгору, Грасиан утверждал эстетику «противоположения» и «диссонанса» и считал эзотерич. метафору «королевой словесных фигур», а ключевое для всего М. понятие внутр. словесного образа (concepto interno) определял как «акт понимания, изъясняющий связи между предметами». Нем. ревнителем М. был Г. Ф. Харсдёрфер, автор «Поэтического самоучителя».

— как идейной напряженностью, так и пафосом социального и религ. нонконформизма (он был осужден на Тридентском соборе, сер. 16 в., барокко же Контрреформация приняла на вооружение). Эти взаимодействующие стили, однако, порой трудно различимы (что вызывает незатухающие дискуссии с 1920-х гг.). Тем не менее М. признается органич. частью Позднего Возрождения и необходимым посредствующим звеном между классицизмом Высокого Возрождения и стилем барокко.

«Маньеризм» и «барокко» как термины лит-ведения, «Рус. лит-ра», 1966, № 3; Аникст А. А., Концепция маньеризма в искусствознании XX в., в кн.: Сов. искусствознание. 76, в. 2, М., 1977; Sypher W., Four stages of Renaissance style, [N. Y.], 1955; Scrivano R., Il manierismo nella letteratura del Cinquecento, Padova, 1959; Hocke G. R., Manierismus in der Literatur, Hamb., 1959; Manierismo, Barocco, Rococò: concetti e termini, Roma, 1962; Hauser A., Der Manierismus, Münch., 1964; Lange K. P., Theoretiker des literarischen Manierismus, Münch., 1968; Weise G., Il manierismo. Bilancio critico del problema stilistico e culturale, Firenze, 1971; The meaning of mannerism, Hanover, 1972; Macchioni Jodi R., Barocco e manierismo nel gusto Otto — Novecentesco, Bari, 1973.