Приглашаем посетить сайт

Ошис В. В.: Нидерландская литература

Нидерландская литература.

Краткая литературная энциклопедия.

́НДСКАЯ ЛИТЕРАТУ́РА — лит-ра народа Нидерландов (Голландии). Исторически связана с лит-рой, развивавшейся с древних времен на той территории, к-рая под назв. «Нидерланды» объединяла совр. Голландию, Бельгию и Люксембург. С момента образования голл. бурж. республики (1579) понятие «Голландская литература» относится лишь к этой стране (в совр. Бельгии наряду с лит-рой на франц. яз. развивается флам. лит-ра).

Древнейшим лит. памятником на нидерл. яз. считают т. н. Каролингские псалмы (9 в.). С процессом роста и усиления христ. церкви развивалась в монастырях лат. письменность. Создателем куртуазного стиля в нидерл. и нем. лит-рах был Генрих фон Вельдеке (ок. 1140—1200). К нач. 13 в. благодаря росту торговли нидерл. города становятся крупными экономич. центрами, эволюция к-рых обусловила возникновение общенац. лит-ры. В Нидерландах, граничивших с Францией, появилось немало франц. рыцарских романов, повествующих о Карле Великом или повторяющих романы о короле Артуре и рыцарях Круглого стола (см. Артуровские легенды). Подлинно национальной Н. л. становится лишь после обработки на голл. яз. «Песни о Рейнарде» (т. е. Рейнеке-лисе) (ок. 1250). Автор ее — священник, называющий себя Виллем, — явный противник феодализма; лев, медведь, волк и др. звери, оставляемые в дураках хитроумной лисой, — карикатуры на рыцарей, а Рейнард воплощает бюргерское сословие с характерным для него пониманием жизни. Творчество выдающейся поэтессы Хадевейх (ок. 1200—69), знатной дамы, возглавлявшей общество молодых аристократок, носило мистич. характер. Крупным представителем бюргерской дидактич. лит-ры этого периода был Якоб ван Марлант (до 1235 — ок. 1300). Его «Цветы природы» — обозрение естественнонауч. представлений того времени, а «Историческое зеркало» — книга о древней истории и Нидерландах. В назидат. стихотв. диалогах «Первый Мартин» и «Второй Мартин» содержится глубоко нар. идея о том, что «мое» — «твое» — причина зла в мире, изобличается безнравственность знати; в произв. «Жалоба церкви» порицаются лень и корыстолюбие духовенства. Среди последователей Марланта выделяется Ян ван Бундале (ок. 1280—1365), к-рый в дидактич. поэме «Зеркало мирян» (1325—30) дал свод мировоззренч. принципов бюргера 14 в.; в его дидактич. стих. «Убеждения Яна» осуждаются пороки дворянства и духовенства.

В 14 в. в католич. церкви Нидерландов возникло реформаторское направление, представители к-рого вынуждены были писать просто и доступно для народа на его родном языке. Видным мастером мистич. жанра является Ян ван Рёйсбрук (1293—1381), автор трактата «Красота духовного брака». Автор поэмы «Поприще любви» Дирк Поттер (1370—1428) — ранний предшественник голл. Возрождения. Развитию бюргерской лит-ры способствовали бродячие «спрекеры», «дихтеры», «зеггеры» — нидерл. менестрели, гор. братства друзей иск-ва, «гильдии дураков», школяры, поднявшие нар. песню на большую высоту; благочестивые, веселые, а подчас и озорные песенки слышатся в городах и селах. Неотъемлемой частью нар. жизни становится театр. Церк. драма возникла в Нидерландах еще в 12 в., позднее развиваются мистерии на нар. яз. Из рыцарского романа вышли т. н. «абеле» — первые образцы светской драмы; в них звучат и моральные темы. В юмористич. «спроках», «бурде» (голл. фабльо) ярче всего отразился нар. дух. Крупным памятником нар. лирики явилась «Антверпенская книга» (изд. 1544), содержащая любовные, плясовые, застольные песни, полные земной радости.

—15 вв. возникли и в 16 в. достигли расцвета т. н. «камеры риторов» — об-ва редерейкеров, любителей лит-ры и театра. На публичных турнирах — «ланд-ювелах» — риторы состязались в чтении стихов и т. п., они развили поэтич. технику; в их пьесах выводились персонажи из среды мелкой буржуазии, прославлялись идеалы бюргерства — трудолюбие и деловитость, добродетель и скромность, осуждался гнет исп. феодалов и католич. церкви, поработивших Нидерланды с нач. 16 в. Деятельность «камер риторов» способствовала консолидации нар. масс накануне грядущей бурж. революции.

Литература эпохи Возрождения.

(1465—1536). Пишутся многочисл. соч. на лат. и греч. яз., т. н. школьные драмы. В деле распространения нац. языка велики заслуги поэта Я. ван дер Нота (1540 — ок. 1595), испытавшего влияние «Плеяды» (сб-ки «Роща» и «Театр»), К. ван Мандера (1548—1606), автора «Книги о художниках», гуманиста Д. Корнхерта (1522—90), поэта, живописца и гравера, переводчика Цицерона, Гомера и Боккаччо, автора трактата «Этика, или Искусство правильно жить» и «Песни о заключенных» (1576), выражающей протест против исп. деспотизма. Ф. Марникс де Сент-Альдегонд (1540—98) создал яркую сатиру на католич. церковь «Улей святой римской церкви» (1569), а также песню «Вильгельмус», ставшую боевым гимном нидерл. бурж. революции 16 в. Нерешительность буржуазии Юж. Нидерландов и предательство дворянства привели к расколу страны (1579) и помогли Испании сохранить господство над юж. провинциями. Борьбу народа против исп. монархии отразили и песни гёзов-повстанцев («Десятый пфенниг», «О, нидерландцы, будьте начеку», «Давайте же выступим» и др.). Политич. и культурный разрыв с Севером имел трагич. последствия для южнонидерл. лит-ры.

Литература 17 в.

—1609) и освободит. войны против исп. абсолютизма было возникновение Республики Соединенных провинций — гос-ва судовладельцев, купцов и колониальных воротил. Идеологич. знаменем революции было учение кальвинизма. Голландия стала «... образцовой капиталистической страной XVII столетия...» (Маркс К. Капитал, т. 1, 1955, с. 755). В этих условиях происходит бурный рост всей культуры голл. об-ва, давший основание называть 17 в. ее «золотым веком».

В нач. 17 в. демократически настроенная мелкая буржуазия, перенесшая тягчайшие испытания в ходе революц. борьбы, стала играть видную роль в лит-ре. Крупнейший представитель демократич. крыла Н. л. — Г. А. Бредеро (1585—1618), поэт простых людей, озорной и в то же время благочестивый, грубоватый и подчас лиричный, сочинил «Фарс о корове» (1612), «Фарс о мельнике» (1613) в духе ср. -век. нар. «клухта» (голл. фарс), писал драмы и комедии, в к-рых даны реалистич. сцены послереволюц. гор. быта; лучшее его соч. — сатирич. комедия «Испанский брабантец» (1617). Близки по характеру к бредеровским пьесы С. Костера (1579—1665) «Тейскен ван дер Схилден» (1613) и др., чья деятельность сыграла выдающуюся роль в истории нац. драматургии.

Творчество крупнейшего голл. поэта 17 в. Й. ван ден Вондела (1587—1679) носит противоречивый характер. Вондел — автор остро злободневных героич. трагедий на историч. и библейские сюжеты. В драме «Пасха» (1612) изображена борьба голл. народа против исп. монархии. В драмах «Паламед» (1625), «Гейсбрехт ван Амстел» (1637), «Мария Стюарт» (1646), в стихотв. сатирах Вондел обличает политич. эгоизм и религ. нетерпимость.

«Люцифер» (1654) Вондел показывает антигуманистич. черты бурж. индивидуализма (церковники запретили постановку этой пьесы). Его произв. написаны в духе классицизма нидерл. гуманистов, но под влиянием контрреформации и с нек-рыми чертами барокко.

—1647). Типичный представитель патрицианского слоя бюргерства, Хофт возглавил Мёйденский кружок писателей, ставший законодателем лит. -худож. жизни Голландии 17 в. В историч. трагедии «Герард ван Велзен» (1613) Хофт пытается интерпретировать героич. эпоху Нидерландов в духе бурж. республиканизма. К. Хёйгенс (1596—1687), пользуясь нар. языком, высмеивал в своих вольнодумных эпиграммах («Снелдихте», 1625) религ. фанатизм и пороки придворной жизни (сб. «Васильки», 1658); сочинял стихи назидат. и автобиографич. характера. Духом педантичного кальвинизма и мещанской моралью проникнуто творчество Я. Катса (1577—1660): «Зеркало старого и нового времени» (1632), поэма «Брак» (1625); нек-рые шутливые стихи его не лишены черт нар. юмора. Й. Антонидес ван дер Гус (1647—84) — автор эпич. песен о могуществе Амстердама и трагедии «Тразил» (1667), сюжет к-рой взят из истории Китая. С барочными тенденциями против канонов классицизма выступал Я. Фос (1620—67) — автор «кровавых трагедий». В этом же веке популярны плутовской роман Н. Хейнзиуса (1656—1718), пастушеский роман И. ван Хемскерка (1579—1656), стихи Я. Лёйкена (1649—1712) и Я. Зута (1614—74), близкие к философии Б. Спинозы и Я. Бёме.

Литература нидерландского просветительства.

об-ва эпигонски подражали франц. классицизму. На этом фоне контрастом было творчество П. Лангендейка (1683—1756), прозванного голл. Мольером, автора сатирич. комедий из жизни бюргерства: «Крелис Лоувен» (1715), «Математики» (1715) и др. Позднее возникает движение, стимулируемое прогрес. идеями англ. и франц. Просвещения. Так, поклонник публицистики англ. журналов Ю. ван Эффен (1684—1735) издавал журн. «De Hollandsche Spectator» («Голландский обозреватель», 1731—35), где в умеренном тоне высмеивал нравы бюргерства. Интерес представляют стихи Х. К. Пота (1689—1733). Братья Вилем ван Харен (1710—68) и Онно Звир ван Харен (1713—79) стремились возродить прогрес. традиции Н. л. В поэме В. ван Харена «Падение Фризо» (1741) поднимается на щит героич. прошлое нидерл. народа. В драме О. З. ван Харена «Агон» (1769) был впервые выражен протест против колониальной политики Голландии. Революц. мотивами проникнуты и его «Песни гёзов» (опубл. под назв. «За отчизну», 1769). Начавшаяся во 2-й пол. 18 в. борьба демократич. элементов голл. об-ва против оранской династии и патрициев отражала интересы ремесленников и части бюргерства, а также значит. части интеллигенции. Отголоском этой борьбы явилось развитие сентиментализма. Подражанием «Вертеру» И. В. Гёте был роман Р. Фейта (1753—1824) «Юлия» (1783); ему же принадлежат стихи в духе англ. «кладбищенской поэзии». Идеологами голл. демократии в 18 в. были Элизабет Волф-Беккер (1738—1804) и Агье Декен (1741—1804). Авторы педагогич. и вольнодумных сочинений, они прославились эпистолярным романом «Сара Бургерхарт» (1782), проникнутым идеями просветительства; в романе подвергнуты острой критике несправедливые обществ. порядки. Свободолюбивые стихи

(«Песни Зеландуса об отечестве», 1785, и др.) писал Я. Беллами (1757—86). В его статьях, как и в критич. соч. Х. ван Алфена (1746—1803) («Беседы о поэтике», 1782) и Й. Кинкера (1764—1845), утверждаются эстетич. идеи голл. предромантизма.

«королевством» под властью Луи Бонапарта (брата Наполеона I), а после 1810 попросту франц. вотчиной. Слабость голл. буржуазии и ненависть к бонапартизму привели к тому, что изгнанных представителей оранской династии призвали в 1813 как законных монархов. Лит-ра этих лет, если не считать отд. проявлений подлинного патриотизма, пресна, сентиментальна, подчас риторична. Таково преим. творчество В. Билдердейка (1756—1831), представителя консервативного романтизма. Единств. примечат. поэтом явился А. Х. В. Старинг (1767—1840). Эпоха голл. королевства в 19 в. не благоприятствовала развитию лит-ры. Страна была экономически отсталой. Если в нач. 19 в. еще появляются писатели, отражающие протест народа против франц. господства и захватнич. политики Наполеона (поэты Я. Хелмерс, 1767—1813; К. Лотс, 1765—1834), то в дальнейшем в Н. л. преобладает влечение к мелочному бытописанию, поэзии домашнего уюта и мещанского довольства (напр., Х. Толленс, 1780—1856; И. да Коста, 1798—1860). Творчество поэта П. Генестета (1829—61) проникнуто религ. идеями («Первые стихи», 1851, «Последний из первых», 1861). Романтик Я. ван Леннеп (1806—68) собирает историч. легенды (сб. «Нидерландские легенды», 1828—47), пишет историч. романы в подражание В. Скотту, в к-рых идеализирует реакц. стороны средневековья («Декамская роза», 1836, и др.), возрождает «камеры риторов»; Х. Я. Схиммел (1823—1906) пишет в духе романтизма В. Гюго историч. драмы и романы. Особую известность получает сб. рассказов с поверхностно реалистич. зарисовками голл. жизни — «Камера Обскура» (1839) Н. Бетса (1814—1903), оказавшего влияние на развитие Н. л. Анна Луиза Босбом-Туссен (1812—86) пишет романы о революц. борьбе Нидерландов 16 в. против Испании. Значит. явление Н. л. во 2-й пол. 19 в. — творчество Э. Й. Потгитера (1808—75), для к-рого характерно романтич. увлечение былым величием Голландии, идеей возвращения «золотого века» (сб. рассказов «Проза, 1837—45», 1864; сб. «Поэзия», т. 1—2, 1868—74). Критик К. Бюскен Хюет (1826—86) зло высмеивал мещанское малодушие и лицемерие; историк культуры, он был первым пропагандистом классич. рус. лит-ры в Голландии. Вершиной критич. реализма в Н. л. 19 в. было творчество Э. Д. Деккера (1820—87), известного под псевд. Мультатули. Революционер мысли, он в своем романе «Макс Хавелаар» (1860), в кн. «Письма любви» (1861), «Идеи» (т. 1—7, 1862—77), в драме «Школа князей) (1872) поднимается до широких социальных обобщений, клеймит циничный голл. колониализм, подвергает уничтожающей критике собственнич. мораль бурж. общества.

В лит-ре 80-х гг. 19 в. молодые поэты создают новую, сугубо индивидуалистич. поэзию. Одним из ее зачинателей был поэт Ж. Перк (1859—81), автор сб. сонетов «Матильда» (изд. 1882), ставшего эстетич. манифестом группы «Молодая Голландия», главным выразителем к-рой был В. Клос (1859—1938). К «восьмидесятникам» относятся также поэты и прозаики Л. ван Дейссел (1864—1952), Ф. ван Эден (1860—1932), А. Вервей (1865—1937). В романе Ф. ван Эдена «Маленький Иоханнес» смело обнажены пороки бурж. общества, но его критика ослаблена идеей «непротивления злу». В творчестве романиста Л. Куперуса (1863—1923), отразившего тяжелую жизнь рабочего класса, сталкиваются прогрессивные и реакц. тенденции. Его романы «Элин Вер» (1889), «Судьба» (1890) написаны под влиянием Э. Золя. Натурализм с его положит. и отрицат. сторонами, основоположником к-рого в Н. л. был М. Эмантс (1848—1923), находит последователей в лице Й. де Местера (1860—1931) и Ф. Кунена (1866—1936). Этот натурализм вызывает эстетич. реакцию, нашедшую воплощение в неоромантизме. Его представители — А. ван дер Леув (1876—1931) и А. ван Схендел (1874—1946) разоблачают в стихах, пьесах, романах и рассказах бурж. царство эгоистич. интересов.

В. В. Ошис.

—1924). В романе «Город бриллиантов» (1904) он реалистически рисует нищету и тяжкий труд фабричных рабочих, а в драмах «Гибель „Надежды“» (1900), «В трудах и молитвах» (1903) и др. — бесчеловечные методы капиталистич. эксплуатации. В своих последних драмах и романах Хейерманс перешел на позиции реформизма. Делу пролетариата посвятили свое творчество поэты Г. Гортер (1864—1927) и Хенриетта Роланд-Холст ван дер Схалк (1869—1952), сотрудничавшие в органе СДРПН «Nieuwe Tijd» («Новое время»), а с 1907 — в левой газ. «Tribune» («Трибуна»), получившей положит. оценку В. И. Ленина (см. Соч., т. 16, с. 124). Несмотря на политич. ошибки, допущенные ими особенно после 1917 (гл. обр. в публицистич. соч.), их заслуги перед лит-рой неоспоримы. Лучшие произв. Роланд-Холст — сб-ки «Вновь рожденные» (1902), «Дорога вверх» (1907), стихотв. драмы «Жертва» (1921), «Дети» (1922). В поэтич. творчестве Гортера выделяется сб. «Пан» (1912), написанный в революц. духе. Их произв. последнего периода содержат религ. -мистич. настроения. С революц. позиций выступал поэт А. ван Коллем (1858—1933), приветствовавший в своих гимнах Октябрьскую революцию 1917 и грядущий коммунизм. Еще в 1891 Коллем посвятил жизни рабочего класса сб. «Русские мелодии», где подверг критике царизм. В 1918 Коллем опубл. сб-ки «Песни трудовой солидарности» и «Мятежные песни».

Тенденции «восьмидесятников» продолжают поэты П. К. Баутенс (1870—1943) и Я. Х. Леополд (1865—1925), творчество к-рых косвенно отразило острую классовую борьбу в Нидерландах. В стихах А. Роланд-Холста (р. 1888), М. Нейхофа (1894—1953) ведущие темы — обреченность, одиночество личности, возмущение лицемерием бурж. интеллигенции и цинизмом капиталистич. порядка вещей. Ина Будье-Баккер (р. 1875) в романе «Бедность» (1909) реалистически описала тяжелую жизнь простых людей. Схендел эволюционировал от романтич. неудовлетворенности действительностью (роман «Влюбленный бродяга», 1904) к реалистич. изображению жизни «маленьких людей» (роман «Фрегат „Иоганна-Мария“», 1930, пьеса «Голландская драма», 1935). К экспрессионистскому крылу в Н. л. принадлежат Х. Марсман (1899—1940) — автор сб-ков «Обретенный рай» (1927), «Храм и крест» (1940), Х. де Фрис (р. 1896). Стихи и проза корабельного врача П. Слауэрхофа (1898—1936) (романы «Запретное царство», 1932, «Жизнь на земле», 1934) проникнуты чувством безысходности. Экономич. кризис 30-х гг. и приход к власти фашизма в Германии лишь углубил пессимизм многих молодых нидерл. писателей. Примечательно, что даже в религиозных кругах (как протестантских, так и католических) и в связанной с ними лит-ре раздаются робкие голоса протеста против усиливающейся реакции; выделяется голос поэта и критика-антифашиста, ныне проф. лит-ры католич. ун-та А. ван Дёйнкеркена (р. 1903). Возродившийся нидерл. колониализм нашел мужеств. противника в лице писательницы М. Секели-Люлофс (1899—1958), автора романов «Каучук» (1931), «Кули» (1932), «Другой мир» (1934). Прогрессивные критич. тенденции можно обнаружить в романах о жизни рабочих католич. писателя А. Колена (р. 1897).

1888), Ж. де Брабандера (р. 1900), Иды Герхарт (р. 1905) и др. был нелегальный трехтомный сб. стихов «Новый песенник гёзов» (1944). Оккупация и война вызвали к жизни серию новых антифаш. книг: А. Косман (р. 1922) написал роман «Поражение» (1950), М. Деккер (р. 1896) — «Сапог на шее» (1945). Социальные мотивы, экзотика и приключенч. темы уживаются в романах А. ден Доларда (р. 1901), борца за мир, автора книги, направленной против атомного оружия. Прогрес. направленность отличает также социальные и историч. романы С. Вестдейка (р. 1899), несмотря на их пессимистич. тенденции. С обличением атомной войны выступил М. Деккер в пьесе «У мира нет прихожей» (1949). Анна ван Гох-Каулбах в романе «Страна солнца» рисует реалистич. картину жизни разл. классов голл. общества после войны. Анна Бламан — автор антибурж. романов «Женщина и друг» (1942), «Жизнь в одиночестве» (1948). Популярностью пользуется романистка Вилли Корсари (р. 1900), к-рая наряду с бульварной беллетристикой пишет и реалистич. книги, посв. судьбам людей в эпоху 1-й мировой войны и войны с нем. оккупантами («Те, кто были с нами»). Лирика и стихотв. драмы Ж. де Брабандера и Э. Хорника (р. 1910) изобличают духовную нищету совр. капитализма.

их творчество начинает проникаться ощущением дисгармоничности совр. мира. Т. Де Фрис (р. 1907) — автор романов «Земля-мачеха» (1936), «Пастух, бей волков» (1946), историч. трилогии «Крещение огнем» (1948—54), романа-эпопеи «Февраль» (1961) об антифашист. забастовке рабочих Амстердама. А. ван дер Вен (р. 1916) в романе «Дикий праздник» (1952) осуждает расизм в США. Идеи социалистич. обновления отстаивает Соня Принс (р. 1912), автор романа «Зеленый мундир» (1949), описывающего ужасы гитлеровского концлагеря и освобождение его узников Сов. Армией, а также сб. стихов «Хлеб и розы» (1953).

В конце 50-х гг. 20 в. нек-рые писатели успешно работают над историч. романами. Колониальной теме посвящен роман «Советник» (1958) Х. Фридериси (1960—62), новеллы А. Клеркса, М. Секели-Люлофс, окрашенные экзотикой произв. Марии Дермоут (1888—1962): «Бриллиантовый гребень» (1956) и др., идиллич. произв. Клары Леннарт (р. 1904). Мрачные впечатления 2-й мировой войны лежат в основе романа В. Херманса (р. 1921) «Темная комната Дамокла» (1958). О жестокости нацистов и преследовании евреев в годы оккупации повествуют романы «Ночь жирондистов» (1957) историка Я. Прессера (р. 1899) и «Горький мел» (1957) писательницы Марты Минко (р. 1920). Все решительнее заявляет о себе проза психологич. реализма в экзистенциалистском духе — названное произв. Херманса, путевой дневник «На пути к концу» (1963) Г. К. ван хет Реве (р. 1923). Социальные коллизии и проблема молодежи в совр. жизни, кафкианское смешение вымысла и реальности — содержание лаконичных романов А. Космана (р. 1922) «Левша» (1955), «Обращение» (1957), «Преступление» (1961). Трагич. судьба совр. обезличенного «имперсонального» человека подается как мировая катастрофа в сб. новелл Х. Мюлиса (р. 1927) «Черный свет» (1956), в романе «Свадебное ложе из камня» (1959), в автобиографич. романе «Корм для психолога» (1961). Я. Линд — автор романов «Деревянная душа» (1962), «Бетонный ландшафт» (1963). Конфликты детей и взрослых, села и города с меланхолич. юмором рассматривает в романе «Лидия и лебедь» (1963) И. Рютинг. Ф. Р. Лидел в усложненной символич. форме передает социально обусловленный драматизм положения личности в капиталистич. об-ве (роман «Шпалы», 1957). Трудной жизни «маленького человека» посвятил романы «Сидр для бедных» (1960), «Русалка» (1962) Х. Хасе (р. 1918). К молодым писателям относятся С. Нотебом (р. 1933) — автор романа «Рыцарь умер» (1963); Эллен Вармонд (р. 1930) — автор сб. стихов «Резервация страусов» (1963); В. Бракман (р. 1922) — автор романов «Зимнее путешествие» (1961), «Дорога домой» (1962); Р. ван де Велде (сб. рассказов «Висельник», 1966).

«Встреча» (1953), «В положении обвиняемого» (1958); юмористич. рассказы С. Кармиггелта (р. 1913) — сб-ки «Квартет» (1956), «Омнибус» (1951); роман А. Морриена (р. 1912) «Человек и ангел» (1964); сб. стихов В. Брандта (псевд. В. Клостера; р. 1909) «Между камнем и бамбуком» (1956) и др.

Важное лит. явление 50—60-х гг. — «экспериментальная» поэзия. Если Г. Каувенар (р. 1923), Б. Афьес (р. 1914), М. Васалис (р. 1909) используют традиции классицизма и романтизма, то экспрессионистич. и сюрреалистич. крайностями, прихотливыми ассоциациями, «иррационализмом» слова увлекаются Л. Фроман (р. 1915), автор поэмы «Введение в пустоту» (1955), сб-ка «126 стихов» (1964), Люсеберт (псевд. Л. Свансвейка, р. 1924), перу к-рого принадлежат сб-ки «атональных стихов», но с общественной проблематикой — «Апокриф» (1953), «Альфавиль» (1955), «Амулет» (1957); Г. ван дер Графт (р. 1920), чьи богоискательские стихи опубл. в сб-ках «Птицы и рыбы» (1954), «Слова о хлебе» (1956), «Луна над островом» (1957); прозаик и поэт Х. Клаус (р. 1929) и др. Однако в творчестве нового лит. поколения (Я. Волкерс, С. Полет, А. Марья, Я. Кремер и др.) стремление экспериментировать все более вытесняется поисками серьезного жизненного содержания и новой реалистич. формы.

Первая голл. газета «De Amsterdamsche Courant» («Амстердамские куранты») появилась до 1618. Первый журнал на голл. яз. — «Boekzaal van Europe» («Книжный магазин Европы», затем под разл. назв., 1693—1863). В нач. 18 в. выходит неск. лит. журналов на франц. яз. Первым значит. лит. периодич. изд. на голл. яз. был еженедельный журн. «De Hollandsche Spectator» («Голландский обозреватель», 1731—35), созданный Ю. ван Эффеном по образцу журнала англ. просветителей Дж. Аддисона и Р. Стила. Голл. журнал сыграл выдающуюся роль в пропаганде идей Просвещения и демократизации языка. В 1741—1800 появилось ок. 30 изд. подобного типа: «De Philantrope» («Филантроп», 1756—63, в 1763—74 под назв. «De Denker» — «Мыслитель») и «De Spectatoriaale Schouwburg» («Театральный обозреватель», 1775—91), пропагандировавший просветит. драматургию, — оба под ред. К. ван Энгелена; «De Poëtische Spectator» («Поэтический обозреватель», 1784—86) поэта Я. Беллами и «De Post van den Helicon» («Почта Геликона», 1789—95) под ред. Й. Кинкера — журналы, выступавшие против классицистских канонов и крайностей сентиментализма.

«Vaderlandsche Letteroefeningen» («Отечественные литературные опыты», 1761—1875), «Vriend des Vaderlands» («Друг отечества», 1827—41) — выступают за возрождение нац. лит. традиций. В 1834 А. Дрост, Р. Бакхёзен ван ден Бринк и др. основали журн. «De Muzen» («Музы»), освещавший развитие нац. и зарубежной лит-ры, воспитывавший вкус к иск-ву. После закрытия журнала (вышло всего 6 номеров) его программу продолжал ежемесячный журн. «De Gids» («Вожатый», с 1837). В теч. 30 лет журнал был знаменем либерализма в Н. л. и своей критикой оказал значит. влияние на творчество совр. писателей: Я. ван Леннепа, А. Босбом-Туссен и др. В 1865 из редакции журн. вышли его основатель Э. Потгитер и К. Бюскен Хюет, затем Х. Схиммел, и «Вожатый» утратил былое значение. В 1852—89 Г. Гезелле, А. Тейм и др. выпускали «Volksalmanak voor Nederlandsche Katholieken» («Народный альманах для нидерландских католиков»), помещавший преим. небольшие историч. новеллы религ. содержания.

«De Nederlandsche Spectator» («Нидерландский обозреватель», 1856—1908), несмотря на участие в нем Р. Бакхёзен ван ден Бринка, Л. Мюлдера, К. Восмара и др. видных литераторов, не смог повторить роли «Вожатого». В 1875—80 М. Эмантс проложил путь натуралистич. методу в голл. лит-ре на страницах своего журн. «De Banier» («Знамя»). В 1885 В. Клос, Ф. ван Эден, А. Вервей и др. основали журн. «De Nieuwe Gids» («Новый вожатый», 1885—1943) — общественно-политич. и лит. орган «восьмидесятников». Раскол внутри редакции между сторонниками «иск-ва для иск-ва» (Клос) и социальной, даже социалистич. ориентации лит-ры (Дейссел, ван дер Гус) привел к тому, что в 90-х гг. журнал уступил ведущую роль радикальному еженедельнику «Kroniek» («Хроника», 1895—1907). Л. ван Дейссел и А. Вервей организовали в 1894 «Tweemaandelijksch Tijdschrift» («Двухмесячный журнал»), куда на первых порах примыкали также Х. Роланд-Холст и Ф. ван Эден; после 1902 преобразован в ежемесячный журн. «De Twintigste Eeuw» («Двадцатый век»), выходивший до 1908. В 1897—1901 Г. Хейерманс выпускал в Роттердаме журн. «De Jonge Gids» («Молодой вожатый»), отстаивавший с. -д. взгляды; позднее он вместе с Г. Гортером, Х. Роланд-Холст, А. ван Коллемом вошел в редакцию органа СДРПН «Nieuwe Tijd» («Новое время», 1896, после 1916 назывался «De Socialistische Gids» — «Социалистический вожатый»). Журн. «De Beweging» («Движение», 1905—19) привлек мн. молодых литераторов. Влиянием в нек-рых лит. кругах пользуются также кальвинистские «Onze Tijdschrift» («Наш журнал», 1897—1911), «Opwaartsche Wegen» («Вышние пути», 1923—40) и католич. журн. «Van onzen Tijd» («О нашем времени», 1901—20).

Антивоен. настроения демократич. кругов выражал журн. «De Stem» («Голос», 1921—42, с 1946 под назв. «De Nieuwe Stem» — «Новый голос»), подобно «Движению», поднимавший общественно-политич. проблемы. Ареной экспрессионист. поэзии стали журн. «Het Getij» («Прибой», 1916—24) и «De Vrije Bladen» («Свободные листки», 1924—40, возобн. в 1946); прозе отдал свои страницы журн. «Forum» («Форум», 1932—35). В 1925 основан католич. ежемесячник «De Gemeenschap» («Община», 1925—41). Вокруг этих пяти журналов в 20—30-е гг. группировалась большая часть литераторов. С 1939 выходит журн. «Kroniek van Kunst en Kultuur» («Хроника искусства и культуры»), где даются обзоры прогрес. мировой лит-ры.

«Podium» («Подиум», с 1944), «Gard Sivic» («Гражданская гвардия», с 1957), пропагандирующие модернистскую лит-ру. Прогрес. характер носит лит. -критич. журн. «Het Boek van Nu» («Книга сегодня», с 1948), «Maatstaf» («Масштаб», с 1953). Событиям лит. жизни посвящают свои материалы центр. орган КПН газ. «De Waarheid» («Правда», с 1940), созданная в Амстердаме во время нем. -фашист. оккупации, теоретич. журн. КПН «Politiek en Cultuur» («Политика и культура», с 1945), иллюстр. журн. об-ва «Нидерланды — СССР». К журналам, занимающимся историей лит-ры, принадлежат «Spiegel der Letteren» («Зеркало лит-ры», с 1957), «Forum der Letteren» («Форум литературы», с 1960) и «Merlyn» («Мерлин», с 1962).

«Библиотека для чтения», 1838, т. 27, № 3—4; его же, Опыт нидерл. антологии, СПБ, 1844; Болдаков И. М., Нидерл. лит-ра в средние века, в кн.: Всеобщая история лит-ры..., под ред. В. Ф. Корша, т. 2, СПБ, 1885, с. 673—703; Кирпичников А. И., Очерк истории нидерл. лит-ры, там же, т. 4, СПБ, 1889, с. 284—316; Волевич И. В., Совр. лит-ра Нидерландов, М., 1962; Ольгин Вл., История нидерл. лит-ры, «Вопр. лит-ры», 1967, № 2; Jonckbloet W. J. A., Geschiedenis der Nederlandsche letterkunde, 4 uitg., deel 1—6, Groningen, 1895—96; Knuvelder G., Handboek tot de geschiedenis der Nederlandse letterkunde, 4 dr., deel 1—4, ’s-Hertogenbosch, 1967; Brandt-Corstius J. C., Geschiedenis van de Nederlandse literatuur, Utrecht, 1959; Vooys C. G. N. en Stuiveling G., Schets van de Nederlandse letterkunde, Groningen, 1966; Geschiedenis van de letterkunde der Nederlanden, deel 1—7, Brussel, [1944—52]; Donker A., Karaktertrekken der vaderlandsche letterkunde, Arnhem, 1947; Leopold L., Nederlandse schrijvers en schrijfsters, deel 1—2, Groningen, 1960—61; Sivirsky A., Het beeld der Nederlandse literatuur, deel 1—2, Groningen, 1959—1960; Brachin P., La littérature néerlandaise, P., 1962; Brandt-Corstius J. C. en Jonckheere K., De literatuur van de Nederlanden in de moderne tijd, Amst., 1959; Graaf J. de, Le réveil littéraire en Hollande et le naturalisme français (1880—1900), Amst. — P., 1937; Knuttel J. A. N., Onze letteren in de middeleeuwen, Amst. — Antw., 1958; Romein-Verschoor A., Silt and sky..., Amst., 1950; Stuiveling G., Een eeuw Nederlandse letteren, Amst., 1958; Gielen Y., Belangrijke letterkundige werken, deel 1, ..., 1966.