Приглашаем посетить сайт

Пахсарьян Н.Т.: Барокко

Н. Т. Пахсарьян.
БАРОККО

Литературная энциклопедия терминов и понятий. — М.: Интелвак. — C. 70 – 74, 363 – 366, 802 – 804, 823 – 826, 885 – 887 (1,3 п.л.).

БАРОККО (вероятнее всего от порт. barrocco - жемчужина неправильной формы) - одно из направлений в искусстве и литературе 17 века, сохранившееся и развивающееся в некоторых странах (Германия, Австрия, Италия, Россия) и в эпоху Просвещения. Слово “Б.” существовало на нескольких языках - португальском, итальянском, латыни, испанском - задолго до этого периода и имело несколько различных значений (одна из фигур силлогизма в схоластическом рассуждении, вид финансовой операции, жемчужина неправильной формы), каждое из которых включало переносный смысл “странного, неправильного, экстравагантного” и имело пренебрежительный оттенок.

К явлениям искусства (музыке, архитектуре) Б. стало прилагаться уже во второй половине 18 столетия, а в 19-м появились первые труды искусствоведов (Я.Буркхардт, 1865; Г.Вельфлин, 1888), в которых Б. расценивалось как явление, возникшее на закате Ренессанса, но уже не трактовалось абсолютно негативно. В 20 веке началась эстетическая реабилитация Б как направления в архитектуре, живописи, музыке. Довольно долго термин Б. не применялся к литературным явлениям или применялся лишь спорадически, в немногих отдельных исследованиях 19 века (Д.Кардуччи, 1860, Э.Порембович, 1893).

Окончательное узаконивание понятия Б. не только в сфере искусствоведения, но и в истории литературы осуществилось в 1930-е, а в 1950-60-е в литературоведении возникает научная мода на Б. Ее появление очевидно связано с определенной перекличкой художественного мировидения “катастрофического” 20 столетия с мироощущением людей бурного, военного 17 века - начала Нового времени, в котором наш современник быстрее и легче “узнает себя”(Э.Харт), чем в искусстве и литературе более ранних этапов. Чувство близости, похожести духовной атмосферы периода развития литературы Б. интеллектуально-психологическому климату 20 века порождает на всем его протяжении выход в свет сочинений в стиле так называемого необарокко, объясняет популярность самого слова, иногда появляющегося даже в заголовках произведений (см., напр., “Концерт барокко” А.Карпентьера), открывает закономерность высокого исследовательского интереса к Б..

Однако современные ученые вынуждены констатировать: появившееся к настоящему периоду “громадное число работ о барокко лишь напустило туману в его теорию” (Clement M. Une poetique de crise: poetes baroques et mystiques - P. - 1996. - P.10). Многими специалистами термин “Б.” понимается весьма широко. Одна концепция, восходящая к работе Э.д’Орса, рассматривает Б. как константу любого стиля, как его кризисную заключительную стадию, выделяет эллинистическое Б., средневековое Б., классицистическое Б., романтическое Б. и т.д. - всего более двадцати видов (D’Ors E. Lo Barocco. - Madrid - 1935). Другая, выдвинутая Г.Гатцфельдом, рассматривает Б. как обобщающую категорию, в которую входят подвиды: маньеризм, классицизм и бароккизм (рококо) (Hatzfeld H. Estudios sobre el barroco.- Madrid - 1973 - P.53).

Исследования, в которых Б. выступает как историческое, локализованное в определенных хронологических рамках понятие, также достаточно разноречивы. Даты существования Б. колеблются от предельно широких (1527-1800) до достаточно узких (1600-1650). Б. понимается то как художественный стиль, направление определенного историко-культурного периода (Б.Р.Виппер. Искусство ХУП века и проблема стиля барокко // Ренессанс. Барокко. Классицизм. - М.- 1966), то как “стиль эпохи”, т.е. обозначение культурного периода в целом, как тип культуры (см.: Friedrich C.J. Das Zeitalter des Barock. - Leipzig - 1954; Rousset J. La litterature de l’Age baroque en France. Circe et le Paon.- P. - 1954).

[...] ...возможно говорить о барокко как о “стиле эпохи” (Михайлов А.В. Поэтика барокко: завершение риторической эпохи // Историческая поэтика. - М. - 1994 - С. 329). По-разному определяют исследователи и связь искусства и литературы Б. с религиозными движениями 17 столетия: в одних трудах Б. - порождение католической Контрреформации (Croce B. Der Begriff das Barock. - Zurich - 1927), даже конкретно “иезуитский стиль”, “искусство Тридентского собора”, в других - напротив, художественное явление, противостоящее контрреформационной идеологии ( так трактовалось Б. в тех советских исследованиях, которые ставили целью идеологическую реабилитацию направления), в третьих - Б. развивается и в среде католиков, и в среде реформаторов, не имея определенной конфессиональной прикрепленности, а скорее вырастая на почве того религиозного - и политического, и социального - конфликта, которым отмечен конец Ренессанса (Морозов А.А. Проблемы европейского барокко // Вопр. лит-ры. - М. - 1969 - №12).

Искусство и литература Б. действительно более активно развиваются в те периоды Нового времени, когда кризисное состояние общества усиливается (в общем - это преимущественно последняя треть 16 -первая половина 17 века, конкретнее -1580-1660), и в тех странах, где политическая и социальная стабильность менее прочна или нарушена (Испания, Германия). Б. - порождение глубокого исторического, мировоззренческого, социокультурного, нравственно-психологического кризиса в период перехода от Возрождения к Новому времени. Оно вырастает на почве острого внутреннего переживания внешних катаклизмов, переосмысления прежней картины мира, переоценки человеческих возможностей, привычных идей и ценностей.

В художественном видении Б. не только Земля не является центром Вселенной (следствие глубоко усвоенной и развитой 17 веком коперниканской картины мира), но и человек - не венец творения (критике этой идеи способствуют новые религиозные течения - протестантизм, янсенизм). Мир и жизнь человека в мире предстают чередой непримиримых оппозиций, антиномий, они находятся в постоянном борении друг с другом и постоянно меняются, оборачиваются иллюзией, кажимостью. Окружающая человека реальность оказывается сном и драматичнее всего, что он не может уловить границы между одним и другим состоянием, понять, в каком положении он находится в тот или иной момент (см. пьесу П.Кальдерона “Жизнь есть сон”). Непознаваемость подвижной, дисгармонической, хаотической действительности, в которой пребывает человек - “мыслящий тростник” (Б.де Паскаль), предоставленный житейским бурям, “атмосфера сомнения” (Ж.-П.Ренгар), в которую он погружен, вызывают жадный интерес к таинственному, волшебному, мистическому, которым заведомо нет окончательной разгадки. Человека Б. мучит ощущение непрочности, непостоянства, изменчивости жизни, он обращается то к традиции античного стоицизма, то эпикурейства, и эти начала не только антиномично противопоставлены, но и парадоксально слиты в пессимистическом ощущении жизни как пути бед.

Новому мироощущению литература Б. находит образно-стилевые соответствия, “избегая говорить слишком ясно” (Б.Грасиан), сталкивая и контаминируя трагическое и комическое, прекрасное и уродливо-бурлескное, возвышенное и низкое, “быть” и “казаться”, используя метафоры и парадоксы, питая пристрастие к изображению метаморфоз, превращений и переодеваний. Б. часто рисует мир как театр: прямо вводя театральные сцены в произведения ( в том числе и сценические - прием “театра в театре”), прибегая к декоративным и пышным изобразительным средствам (нанизывание изощренных метафор, создание образов-эмблем, гиперболизация и утрировка языковых контрастов). Само слово в Б. несет прежде всего функцию “представления”, а метафоры и иносказания являются “способом образования особого строя сознания” (.М.Лотман).

Творческая задача писателя Б. - волновать и удивлять читателя (“Поэта цель - чудесное и поражающее. Кто не может удивить..., пусть идет к скребнице” - Д.Марино). Одновременно Б. стремится выразить сложность мира во всей ее полноте: громоздкая композиция многих произведений, обилие персонажей, сюжетных линий, конфликтов, событий, разнообразие “декораций”, в которых они происходят, обширные ученые комментарии, которые часто сопровождают тексты романов (“Сумасбродный пастух” Ш.Сореля, “Ассенат” Ф.фон Цезена), драм ( “Папиниан” Грифиуса) призваны превратить эти произведения в подобие универсальной энциклопедии.

“обдуманно-головокружительный” (Ж.Женетт) повествовательный лабиринт. “Рассудочная экстравагантность” (С.С.Аверинцев) Б. связана с тем, что это искусство риторическое, не ставящее перед собой задачу непосредственного, прямого отражения действительности. Б. всегда учитывает, хотя и варьирует - неожиданно, даже парадоксально, - литературную традицию. Эта литература использует “готовое слово” (А.В.Михайлов) - и в своей “высокой”, этико-философской, любовно-психологической, “трагической” линии (П.Кальдерон, О.д’Юрфе), и в “низовой”, нравоописательной, бурлескно-сатирической, “комической” линии (Ф.Кеведо, Ш.Сорель, Г.Гриммельсгаузен).

Б. представлено в европейской литературе не только этими двумя основными стилевыми линиями, но и множеством течений: культизм и консептизм в Испании, маринизм в Италии, либертинаж и прециозность во Франции, “метафизическая школа” в Англии, “светское” и “религиозное” Б. и т.д. Это направление имеет определенные национальные особенности в каждой стране: испанское Б. - наиболее философски-напряженное, смятенное, французское - наиболее аналитически- интеллектуальное, в Германии - наиболее эмоционально-аффектированное и т.д.

хотя к становлению эстетики Б. безусловно имеют отношение Т.де Вио, Ш.Сорель во Франции, Д.Донн в Англии, Д.Марино в Италии, Г.Гриммельсгаузен в Германии и т.д. Эстетика Б. полнее всего представлена в Италии (“Подзорная труба Аристотеля” Э.Тезауро, 1655) и Испании (“”Остоумие, или искусство быстрого разума” Б.Грасиана, 1642): оба теоретика обращают основное внимание на понятие “острого ума” как основы изобретательности художника слова, утверждают роль интуиции в художественном творчестве.

Система жанров в Б. не обладает законченностью и стройностью, как в классицизме, однако жанровые предпочтения писателей достаточно ясны: это пасторальная поэзия, драматические пасторали и пасторальный роман, галантно-героический роман с исторической тематикой, аллегорический роман, философско-дидактическая лирика, сатирическая, бурлескная поэзия, комический роман, трагикомедия, философская драма.

Лит.: Голенищев-Кутузов И.Н. Литература Испании и Италии эпохи барокко // Его же. Романские литературы. - М. - 1975; Славянское барокко. Историко-культурные проблемы эпохи. - М. - 1979; Виппер Ю.Б. О разновидностях стиля барокко в западноевропейских литературах XVII века // Его же. Творческие судьбы и история. - М. -1990; Ортега-и-Гассет. Воля к барокко // Его же. Эстетика. Философия культуры. - М. -1991; Михайлов А.В. Поэтика барокко: завершение риторической эпохи // Историческая поэтика. - М. - 1994; Женетт Ж. Об одном барочном повествовании // Его же. Фигуры: В 2-х т. -М.- 1998.- Т.1; Tapie V.-L. Le Baroque - P. - 1961; Dubois C.-G. Le baroque. -P. -1973; Hatzfeld H. Estudios sobre el barroco. - Madrid. -1973; Roston M. Milton and the Baroque. - Pittsbourgh - 1980; Questionnement du baroque. Louvain - Bruxelles -1986; Hoffmeister G. Deutsche und europaische Barockliteratur. Stuttgart - 1987; Chedozeau B. Le baroque. P - 1989; Europaische Barock-Reception. T.1-2. Wiesbaden - 1991.