Приглашаем посетить сайт

Родионова Е.С.: Проблема Корнель-Мольер

Е.С. Родионова. Проблема Корнель-Мольер

Сокращенно. Полностью читайте на сайте http://auteur.corneille-moliere.com/

Введение в проблему

Вопрос об авторстве комедий Мольера был поднят в начале XX века, и на сегодняшний день широко обсуждается как во Франции, так и за ее пределами. Согласно существующим гипотезам в число возможных авторов пьес, приписываемых Мольеру, входят такие французские драматурги, как П. Корнель и Ф. Кино. Наиболее жаркие дебаты разгорелись вокруг возможного написания П. Корнелем лучших комедий в стихах Мольера.

Гипотеза о принадлежности перу П. Корнеля произведений, приписываемых Мольеру, в трудах различных исследователей стала традиционно обозначаться как проблема «Корнель-Мольер».

Одним из последних исследований, результаты которого подтверждают эту гипотезу, стала работа Д. Лаббе, основанная на анализе лексического состава языка писателей [D. Labbé, 2003]. Однако анализ одного лишь лексического уровня не может служить достаточно достоверным критерием атрибуции текстов, поскольку именно лексический состав языка, связанный с темой повествования, лучше всего поддается имитации. Остальные исследователи творчества Мольера в разные годы приводили различные литературные и биографические доводы, подтверждающие ту или иную точку зрения [Louys, 1919; Poulaille, 1957; Wouters, 1990; Forestier, 2001]. Возникла ситуация, когда лингвистическая задача не может быть решена методами, базирующимися исключительно на филологическом анализе, или с использованием методов количественного описания лексического состава текстов.

Основной целью нашего исследования стало применение математического метода атрибуции анонимных и псевдонимных произведений для решения проблемы «Корнель–Мольер».

Краткое изложение истории вопроса

Проблема «Корнель – Мольер» была впервые затронута в 1919 году известным французским поэтом Пьером Луи, большим знатоком поэзии XVII века. Досконально изучив творчество великого французского драматурга Пьера Корнеля (1606-1684), автора 34 стихотворных пьес, он неожиданно для себя обнаружил большое сходство его стихов со стихами другого знаменитого драматурга Жана-Батиста Поклена (1622-1673), работавшего под псевдонимом Мольер. Театр Мольера составляют 33 произведения, написанных как в стихотворной, так и в прозаической форме. Исходя из стилистических характеристик работ двух драматургов, он приписал Пьеру Корнелю работу над такими шедеврами Мольера, как “Le Misanthrope”, “L'École des femmes”, “Tartuffe”, “Dom Juan”. Пьер Луи высказал предположение, что одной из причин, по которой Пьер Корнель мог отказаться от своих произведений в пользу актера Мольера, было его желание рассказать в комедиях о своей любви, жизни, чувствах, но сделать это анонимно, не раскрывая истинного своего имени.

Основные тезисы, намеченные в статьях Пьера Луи, были доработаны и обоснованы в 1957 году в книге романиста Анри Пулайля «Корнель под маской Мольера». Анри Пулайль пишет альтернативную биографию Мольера, начиная с его раннего детства. Исследователь сопоставляет факты биографий Мольера и Пьера Корнеля и доказывает возможность и несомненность этого творческого союза. В качестве основной причины, побудившей величайшего поэта своего времени Пьера Корнеля воспользоваться услугами Мольера, Анри Пулайль называет желание Пьера Корнеля свести счеты со своими многочисленными врагами, изобразив их в злободневных сатирических пьесах.

Эта работа не нашла в свое время отклика ни у простых почитателей таланта Мольера и Пьера Корнеля, ни у профессиональных мольеристов и корнелистов, и до 1990 года, когда проблема авторства театра Мольера была вновь поднята двумя адвокатами из Брюсселя, Ипполитом Вутером и К. де Вилль де Гуйе, лишь немногие исследователи французской литературы XVII века слышали о гипотезе П. Луи.

В своей работе Ипполит Вутер и К. де Гуйе подробно останавливаются на идейно-стилистических характеристиках таких пьес, как “Les Précieuses ridicules”, “Les Fâcheux”, “L'École des femmes”, “Tartuffe”, “Dom Juan”, “Amphitryon”, и, принимая во внимание также историю написания этих пьес, доказывают невозможность авторства Мольера. Создание длинного списка работ, подписанных Мольером, потребовало бы от него усиленной работы с утра до вечера, но Мольер никак не располагал таким количеством времени, поскольку постоянно работал в качестве директора театра, режиссера-постановщика и актера. Исследователи указывают также на затрудненное финансовое положение Пьера Корнеля, связанное с зависимостью от королевских денежных выплат. Именно финансовая зависимость от двора, по их мнению, заставила Пьера Корнеля высмеивать своих врагов под чужим псевдонимом. Помимо Пьера Корнеля, в числе возможных авторов, работавших под именем Мольера, они называют драматурга Филиппа Кино, чей стиль близок комедиям-балетам, приписываемым Мольеру.

В приложении к этой книге находится работа выдающегося этнолога Ф. Верно. Проведя лексикографическое и стилистическое исследование пьес, он обнаружил большое сходство текстов Корнеля и Мольера: сходство словаря, стихосложения и стиля. Например, в пьесах Мольера им были обнаружены нормандские термины и большое число терминов и выражений, связанных с юриспруденцией, которые мог использовать только Пьер Корнель, житель Руана и блестящий юрист. Кроме того, в них содержатся цитаты из мало известных произведений на латыни и ссылки на религиозную литературу, которая отсутствует в библиотеке Мольера и которую, несомненно, хорошо изучил набожный Пьер Корнель. Между текстами пьес Мольера и Пьера Корнеля Ф. Вернауд находит такие совпадения, как ссылки на Аристотеля и Горация, упоминания Армении или армян, использование редкого имени Никандр и другие.

Современные литературоведы и театральные деятели отзываются об этих исследованиях очень критично и приводят свои контраргументы. Наиболее полный критический обзор основных положений сторонников сотрудничества Мольера и Пьера Корнеля был проведен заведующим кафедрой исследований театра XVII века в Сорбонне Ж. Форестье. По его мнению, театр Мольера является достаточно однородным по своему составу, несмотря на обилие жанровых подвидов: в любой большой комедии Мольера можно найти влияние фарсов. Способность Мольера писать большое количество пьес в сжатые сроки Ж. Форестье объясняет тем, что многие из его работ представляют собой короткие дивертисменты и написаны в прозе.

Однако у сторонников атрибуции Пьеру Корнелю пьес Мольера, помимо идейно-стилистических и биографических аргументов, появилось первое математическое доказательство.

В 2001 году профессор Института политических исследований в Гренобле, специалист по анализу речи Доминик Лаббе предложил математический метод атрибуции, заключающийся в вычислении «межтекстового расстояния». В 2003 году он применил новый метод при исследовании лексического состава театров Мольера и Пьера Корнеля. Вычисление «межтекстового расстояния» позволило ему атрибутировать Корнелю около 18 комедий, подписанных Мольером.

Исследование Доминика Лаббе получило широкую огласку во Франции и за ее пределами и вызвало огромный интерес со стороны специалистов различных областей знаний – как математиков, так и литературоведов. Кроме того, работа Лаббе послужила толчком к новым исследованиям проблемы авторства театра Мольера.

Еще через год вышла в свет книга Дени Буасье, представляющая собой наиболее полное и структурированное досье по делу Мольера. Вслед за предыдущими исследователями творчества Мольера и Корнеля, Дени Буасье утверждает, что пьесы, составляющие его театр, были получены им тремя путями: часть пьес была составлена его сотрудниками из французских, испанских и итальянских комедий; другая часть была куплена у различных поэтов, нуждавшихся в деньгах, или у их вдов; и, наконец, какая-то часть пьес была заказана у Корнеля.

Гипотеза о тайном сотрудничестве Мольера и Корнеля стала столь популярна, что официально вошла в историю литературы: в 2005 году в учебное пособие по истории французской литературы был включен соответствующий параграф под заголовком «Написал ли Корнель пьесы Мольера?».

Проведенный обзор истории вопроса атрибуции театра Мольера свидетельствует о все возрастающем интересе к данной проблеме и о существовании разных подходов к ее решению.

Результаты исследования

автора.

Подавляющее большинство анализируемых пьес, а именно 10 из 13, с разной степенью вероятности были атрибутированы Пьеру Корнелю. Именно ему принадлежит наиболее значительная роль в коллективной работе группы авторов. По детерминированной атрибуции с очень большой степенью вероятности (больше 0,95) ему оказались атрибутированы такие шедевры Мольера, как “Le dépit amoureux”, “L'École des maris”, “Les Fâcheux”, “L'École des femmes”, “Tartuffe”, “Les Femmes savantes”.

élicerte”, “Pastorale comique”.

Интересно, что большинство исследователей, доказывающих авторство П. Корнеля, особое внимание при стилистическом и идейном анализе уделяли именно пьесам “Tartuffe”, “Les Fâcheux” и остальным наиболее значительным произведениям в стихах Мольера (Louys, 1919; Poulaille, 1957; Wouters, Ville de Goyet, 1990). Гипотеза об авторстве Корнеля этих произведений нашла свое подтверждение в настоящем исследовании.

Филиппу Кино с вероятностью 0,68 оказалась атрибутирована одна пьеса “L'Étourdi”. Театр Филиппа Кино создавался с 1653 по 1686 годы, и из 30 его пьес лишь три представляют собой комедии. Известно, что пьеса “L'Étourdi”, первая из стихотворных работ Мольера, была написана в 1655 году, но лишь в 1658 году произошла ее постановка в театре Пти-Бурбон. Таким образом, предполагаемое время написания этой пьесы совпадает с периодом написания Ф. Кино трех его комедий: с 1653 по 1665 годы.