Приглашаем посетить сайт

Шабад А.: Бержерак-де (Литературная энциклопедия)

А. Шабад.
БЕРЖЕРАК-де

Литературная энциклопедия

умер в нищете.

Занимался математическими науками и философией, слушал лекции знаменитого Гассенди и имел общение с Томмазо Кампанелла, проживавшим последние годы жизни в Париже. В философском мировоззрении Б., как у его учителей, соединялись крайности. Он верил в необходимость духовного развития человечества под знаком точного знания, которым увлекался, но с этим уживались мистико-пантеистические доктрины Джордано Бруно, Агриппы Неттесгеймского и того же Кампанелла (т. е. каббала и астрология). К этому надо прибавить, что он принадлежал к либертэнам (см. «Французская лит-ра»), будучи в оппозиции к официальной религии и власти.

Свое политическое свободомыслие он выразил в трагедии «Agrippine» [1654], повлиявшей на Корнеля (см.). В лит-ре Б. остался «диким», не примкнув «организационно» к какой-либо лит-ой школе и рассорившись со всеми своими лит-ыми друзьями (в том числе с Мольером). Но заостренная пародийность, ирония, направленная против всех почти современных ему течений, наконец элементы травестии позволяют сблизить творчество Б. с творчеством бурлескных (см.) писателей.

Крупнейшие его произведения — прозаические фантазии-утопии: «Histoire comique des États et des empires du Soleil» (Комическая история государств Солнца, 1654), где пародируется «Город Солнца» Кампанеллы, и «L’autre Monde ou les États et Empires de la Lune» (Иной мир или государства Луны), посмертн. [1656].

Здесь чрезвычайно большую роль играет научно-фантастический элемент: развивая идею Кеплера и других ученых XVII в. о населенности луны, Б. (перевоплощаясь в своего героя) конструирует аппараты, преодолевающие влияние земного вращения (притяжение было еще неизвестно в 1650), и попадает на Луну. Одним из «государств» Луны является земной рай, населенный архангелами (что дает повод к беспощадным насмешкам Б. над католическим антропоморфизмом и наивными описаниями загробного мира); изгнанный из рая за еретические высказывания по поводу ангелологии, Б. попадает в государство «стихийных духов», о которых так много говорили розенкрейцеры (оккультное сообщество XVII в.) и др. мистические писатели. Духи изображаются в образе людей, ходящих на четвереньках; почти все время герой проводит в философских беседах, где трудно провести грань между иронией и серьезным тоном и где Б. излагает свою философию. В конце концов его, как пришельца, изгоняют обратно на землю. Здесь бурлеска не реалистична, как то было у Скаррона, а скорее символична.

Из прочих произведений Б. выделяется комедия-фарс «Le pédant joué» (Осмеянный педант, 1654), повлиявшая на Мольера (см.), заимствовавшего оттуда целых две сцены «Проделок Скапена». Лучшие образцы лирики Б. приводятся в комедии Ростана (см.) «Сирано де Б.» [1897], к-рая дает необычайно колоритное, но несколько одностороннее изображение Б., долгое время пользовавшегося лишь анекдотической известностью и только в XIX в. ставшего предметом внимания критики.

Библиография:

II. Gautier Th., Grotesques, P., 1844; Brun P., Savinien Cyrano de B., sa vie et ses oeuvres, P., 1894; Remy de Gourmont, Promenades littéraires, t. III, 1905; L’Autre Monde de C. de B., Kritisch hgg. v. Leo Jordan, Dresden, 1910 (с статьей, снабженной комментарием). Ср. также работы П. Лафарга, Кампанелла и Гуго Линдеман, Социализм во Франции в XVII-XVIII вв.; Lachèvre, Oeuvres libertines de Cyrano de Bergerac, P., 1921. Libertinage au XVII siècle. t. 8.).