Приглашаем посетить сайт

Скакун А. А.: Дискурсы, жанры и стили в культуре раннего Нового времени

А. А. Скакун.
Дискурсы, жанры и стили в культуре раннего Нового времени

Мировая культура XVII-XVIII веков как метатекст: дискурсы, жанры, стили. Материалы Международного научного симпозиума «Восьмые Лафонтеновские чтения». Серия “Symposium”, выпуск 26. СПб.: Санкт-Петербургское философское общество, 2002. С. 9-10

http://anthropology.ru/ru/texts/skakun/metatext_01.html

В контексте европейской истории начало XVII в. отмечено становлением качественно иной социальной, научной и культурной парадигмы. Средневековые и ренессансные принципы окончательно подтверждают свое несоответствие духу времени — времени колоссальных открытий и перемен в человеческой жизни. Необходимость кардинальных изменений оказывается настолько очевидной, что это сказывается в самых разнообразных областях креативной деятельности представителей вида Homo sapiens, непосредственно оправдывающих свое «биологическое» наименование. В самом деле, довольно трудно назвать сферу человеческих интересов, в истории которой XVII век не стал бы эпохой мировоззренческого переворота или хотя бы не породил множество принципиально важных инноваций. В истории культуры такие инновации были связаны в том числе с формированием особого дискурса, становлением иной стилистики и генезисом новых жанров.

века по отношению к прошлому и начала становления новоевропейской футурологии (то есть своеобразного гипотетического диалога с будущим), то внутренняя полемичность всё равно окажется важнейшей составляющей культуры раннего Нового времени. XVII век ведет диалог внутри себя, пытаясь выработать собственные гносеологические принципы и определить свои эстетические пристрастия. В естествознании соперничают индуктивный метод Ф. Бэкона и дедуктивный метод Р. Декарта, в физике — волновая теория света Х. Гюйгенса и корпускулярная теория И. Ньютона, в философии — сенсуалистские и рационалистические воззрения, а в художественной культуре этого столетия происходит сложнейшее взаимодействие барокко и классицизма. По всей видимости, именно понятие диалога является основополагающим при определении специфики дискурса XVII века.

Кроме того, в период раннего Нового времени формируется принципиально иная, по сравнению с предшествующими, эстетическая система, напрямую связанная с политическими и социальными процессами, происходившими в современности. При всей нарочитой теоретизированности барокко и в особенности классицизма эти два художественно-эстетических направления возникли во многом благодаря рецепции обыденной социальной практики. Кризис гуманистического мировоззрения и ренессансной теории ценностей, разочарование в социальном прогрессе и справедливости, необходимость обретения новой идеологии и методологии, активный поиск иных художественных форм и принципов, становление абсолютной монархии во многих западноевропейских государствах непосредственно способствуют возникновению как барокко, так и классицизма — первых в истории мировой культуры полноценных художественно-эстетических систем.

Помимо всего вышеизложенного, XVII столетие было ознаменовано серьезными изменениями, происходившими в родовидовой иерархии сферы художественной культуры. С одной стороны, многие традиционные жанры в это время претерпевают существенную трансформацию, обретая иное формальное обличие или же звучание. С другой стороны, XVII век относится к чрезвычайно активным периодам в плане формирования новых жанров. Тем самым, в течение этого столетия, по сути дела, возникает особая жанровая парадигма, основанная на новом дискурсе и новой стилистике. Поэтому изучения культуры как XVII века, так и последующего времени в русле новейших представлений о дискурсивности и метатекстуальности может оказаться весьма полезным и продуктивным начинанием.