Приглашаем посетить сайт

Адмони В. Г., Крымова Н. И.: Норвежская литература

Норвежская литература.

Краткая литературная энциклопедия.

́ЖСКАЯ ЛИТЕРАТУ́РА — лит-ра норв. народа. От древнейшей Н. л. осталось мало памятников, но многие ее черты могут быть восстановлены по данным древнеисл. лит-ры, созданной переселенцами из Норвегии, развившими те традиции устного нар. творчества, к-рые они принесли с собой в Исландию. Это касается прежде всего уходящей корнями в глубины первобытнообщинного строя эддич. поэзии мифологич. и героич. содержания, но частично и прозаических саг. Само развитие древнеисл. лит-ры совершалось в тесном взаимодействии с Норвегией. Виднейшие исл. скальды и историографы подолгу жили в Норвегии при королевском дворе (напр., Снорри Стурлусон, 1178—1241). Древнейшими скальдами, зачинателями своеобразной скальдической поэзии были норвежцы (Браги Боддасон и др.). Норвежцы создавали скальдич. произв. и в более позднее время («Песня о Харальде» Торбьерна Хорнклови, «Песня о Хаконе» Эйвинда Финсона и др.). Сохранившиеся памятники чисто норв. происхождения связаны с развивающимся феод. строем и христианством. Наиболее значительные из них относятся к 13 в.: поэма «Сонное видение», описывающая загробный мир, и дидактич. диалог «Королевское зерцало». На норв. яз. создаются и местные уложения законов, религ. и историч. лит-ра.

—1523) в дат. колонию. Лит. языком в Норвегии становится дат. яз. Первая типография возникает лишь в 17 в. В 14—16 вв. существенные сдвиги происходят только в фольклоре; важнейшим новым жанром, широко распространившимся в Норвегии, была нар. баллада. Она создается частично как перевод и переработка баллады др. народов, но ряд произв. этого жанра носит чисто норв. характер (иногда к нар. песням относят и «Сонное видение»). Первые записи нар. баллад были сделаны еще в 14—15 вв. (первый сб. вышел лишь в 19 в.). В тот же период развивалась и нар. сказка, обладающая яркими нац. чертами. Первый сб. норв. сказок был издан также в 19 в. Начатки новой Н. л. появляются в 16 в. Они носят историч. или географич. характер и насыщены патриотич. духом; такова кн. «О норвежском государстве» (1567) А. Педерсена Бейера. Художественно значимые произв. возникают лишь в 17 в. Выделяется красочное описание норв. Севера, жизни крестьян и рыбаков в поэме П. Дасса (1647—1707) «Глас Нурланна» (1678—92). Преим. религ. содержание свойственно поэзии Д. Энгельбретсдаттер (1635—1716).

Значит. подъем Н. л. в 18 в., связанный с оживлением экономич. жизни и усилением нац. -патриотич. настроений, наиболее четко выразился в основании в 1772 в Копенгагене «Норвежского общества», к-рое ставило своей целью возрождение нац. Н. л. В том же году Ю. Н. Брун (1745—1816) создал первую норв. историч. трагедию «Эйнар Тамбешельвер». Но еще до того с произв. в рационалистич. духе выступил К. Туллин (1728—65). Писатели-норвежцы играли большую роль и в развитии дат. лит-ры, особенно крупнейший представитель сканд. Просвещения Л. Хольберг (1684—1754). В его комедиях дается яркая и правдивая картина жизни датского общества. Норв. истоки творчества Хольберга сказались не только в его трактатах, посв. Норвегии, но и в особом характере его демократич. и реалистич. тенденций. Здесь впервые в сфере лит-ры проявились те черты норв. социальной действительности, к-рые, как отметил Ф. Энгельс в связи с творчеством Г. Ибсена, формировали нац. тип «настоящего человека»: «норвежский крестьянин никогда не был крепостным, и это придает всему развитию... совсем другой фон» (Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., 2 изд., т. 22, с. 88).

Важнейшие жанры Н. л. последней трети 18 в. и нач. 19 в. связаны с драматургией и лирикой. Классицистич. трагедию «Зарина» (1772) написал Ю. Н. Брун. Ю. Г. Вессель (1742—85) выступил с острой реалистич. пародией на нее: «Любовь без чулок» (1772). В лирике особенно сильна нац. -патриотич. линия (К. Фастинг, 1746—91; К. Фриман, 1746—1829; Ю. Вибе, 1748—82, и др.). Эпоха отделения Норвегии от Дании и начала насильств. унии со Швецией (1814) нашла первоначально выражение только в публицистике и лирике, продолжавшей традиции конца 18 в. и носившей преим. декларативно-риторич. характер. Лишь в 30-е гг. возникают качественно новые явления, отразившие усиливающуюся борьбу патриотич. сил Норвегии. Центр. фигурой этого времени является Х. А. Вергеланн (1808—45) — глава радикально-освободит. направления среди норв. молодежи, создатель новых форм лирики, сочетавшей социально-философскую и интимную тематику. Творчество Вергеланна (поэма «Мироздание, человек и мессия», 1830; сб. «Стихи, второй цикл», 1833) занимает особое место в романтич. поэзии 1-й пол. 19 в. Значительна его роль в развитии норв. лит. языка.

—73). В 40-е гг. он возглавил лит. движение, стремившееся к усилению нац. начала в культуре страны путем обращения к фольклору и к изображению крест. жизни и получившее наименование «нац. романтика». Хотя в этой романтике, широко представленной также в музыке и живописи, были сильны элементы внешней стилизации, и жизнь крестьянства представала в весьма идеализированном виде, все же ее роль в деле возрождения традиций норв. нар. культуры, собирания нар. песен, сказаний и т. д. была чрезвычайно велика. В годы обществ. подъема, особенно в конце 40-х гг., патриарх. -консервативная демократичность «нац. романтики» сочетается даже с участием в нац. -освободит. движении, но вскоре после подавления рабочего движения «транитов» (под руководством М. Тране), носившего утопич. характер, снова усиливается ее внешнестилизаторский характер. В конце 50-х и в 60-х гг. становление более правдивой и суровой лит-ры, рисующей национальное прошлое и крест. жизнь, совершается в процессе борьбы против канонов «нац. романтики», хотя с использованием многих ее завоеваний.

С «нац. романтикой» связаны все значит. норв. писатели 1-й пол. 19 в. Большую роль в подготовке этого движения сыграл Х. А. Бьеррегор (1792—1842), автор лирич. пьесы из крест. жизни «Горная сказка» (1824) и патриотич. стихотв. «Сыновья Норвегии» (1820). В меньшей мере черты «нац. романтики» заметны у М. К. Хансена, создателя норв. романа, частично на темы нац. истории. В наиболее полном виде черты «нац. романтики» представлены у поэта и драматурга А. Мунка (1811—84). Большое значение имели предпринятые П. К. Асбьёрнсеном (1812—85) и Й. Э. Му (1813—1882) издания нар. сказок и выпущенный М. Б. Ланстадом (1802—80) сб. норв. нар. баллад.

«нац. романтики» имело место еще в период ее расцвета, во время социальных потрясений 1848—51. Группа молодых писателей (П. Боттен-Хансен, 1824—69; О. Винье, 1818—70; Г. Ибсен, 1828—1906) в острых, гротескных сатирах (особенно в пародийной пьеске Г. Ибсена «Норма, или Любовь политика») осмеяла как половинчатость норв. либерального и крест. движения, так и выспренность и фразерство «нац. романтики». Однако затем в творчестве Винье и особенно Ибсена «нац. романтика» временно начинает преобладать. Со 2-й пол. 50-х гг. борьбу против «нац. романтики» с позитивист. позиций, под лозунгами объективизма и историзма, начинают вести Э. Ю. Сарс (1835—1917), П. Боттен-Хансен и др., входившие в кружок «ученых голландцев». Особенно важным было размежевание с «нац. романтикой» и переход к более реалистич. иск-ву крупнейших писателей — Ибсена и Б. М. Бьёрнсона (1832—1910). Развитие их творчества первоначально совершается в рамках «нац. романтики»; свои сюжеты они черпали из сканд. прошлого и крест. жизни. Но если раньше для «нац. романтики» была характерна ориентация на манеру нар. песни и сказки, то в пьесах «Воители в Хельгеланне» Ибсена, в драме «Между битвами» (1858) и повести «Сюнневе Сульбаккен» (1857) Бьёрнсона возрождается более суровый и сдержанный стиль древних саг. Само изображение сканд. старины и совр. крест. быта становится менее идеализированным, углубляется психологич. обрисовка персонажей.

В 60-е гг. Ибсен и Бьёрнсон окончательно порывают с «нац. романтикой». Ибсен создает народно-историч. трагедию «Борьба за престол» (1864) и стихотв. драмы-поэмы большого масштаба: «Бранд» (1866) и «Пер Гюнт» (1867), в к-рых очерчена широкая картина мира и дана гневная критика убожества совр. жизни, половинчатость типич. человека бурж. общества. «Бранд» и «Пер Гюнт» — своеобразные произв. философской поэзии, сочетающие романтико-символистич. и реалистич. черты. Психологич. углубленностью отличается и драматич. трилогия Бьёрнсона «Сигурд злой» (1862). Непосредственное изображение совр. жизни в негиперболич., «человеческих» масштабах и с переходом от поэзии к прозе имеет место у Бьёрнсона в комедии «Новобрачные» (1865), а у Ибсена — в «Союзе молодежи» (1869). Именно здесь намечается переход к критич. реализму, к-рый становится господствующим в Н. л. с сер. 70-х до нач. 90-х гг.

наличии прочных демократич. традиций. Значит. роль сыграли призывы дат. критика Г. Брандеса, выступившего на рубеже 70-х гг. с требованием обновления сканд. лит-р и преодоления их романтич. традиций, а также влияние рус. и франц. лит-ры. Начало критич. реализму в Норвегии положили пьесы Бьёрнсона «Редактор» и «Банкротство» (обе 1875), остро поставившие проблемы совр. жизни. Однако пороки общества воспринимались Бьёрнсоном как болезненные отклонения от здоровой социальной и моральной нормы, к-рая, в конечном счете, в этих пьесах побеждает. К такой концепции совр. действительности близок во многом в «Столпах общества» и Ибсен. Но уже эта драма, в целом, несравненно резче, чем названные пьесы Бьёрнсона. А в последующих драмах Ибсена, начиная с «Кукольного дома» (1879), показано глубокое неблагополучие всего уклада совр. жизни, невозможность счастливого разрешения ее внутр. конфликтов. Ибсен достигает этого, широко применяя в своих драмах аналитич. построение, т. е. отправляясь от непосредственно данной на сцене картины жизни к ее истокам и внутр. сути. Он превращает свои пьесы в напряженные, монолитные единства с подчеркнутой значимостью каждой детали и с выдвижением на передний план внутреннего, идейного содержания конфликтов. Более радикальная критика совр. действительности дана и в нек-рых пьесах Бьёрнсона, особенно в «Короле» (1877), обобщенность этой пьесы достигается символичностью и гротескностью ряда персонажей и сцен. Большим драматизмом и психологич. глубиной отличается его пьеса «Свыше наших сил» (1 ч., 1883).

Предвестником реалистич. романа в Н. л. явился роман Я. К. Коллетт (1813—95) «Дочери амтманна» (1854—55). Большой успех имел первый роман Ю. Ли (1833—1908) «Предусмотрительный» (1870), сильный своим психологич. рисунком и тонкими зарисовками жизни норв. Севера. Убедительность психологич. характеристики и точность в описании различных сфер жизни «охраняется в романах Ли 80-х гг., богатых социально-критич. мотивами («Пожизненно осужденный», 1883; «Семья из Гилье», 1883; «Мальстрем», 1884; «Дочери командора», 1886; «Майса Йонс», 1888, и др.); они проникнуты социальным состраданием, связывающим Ли с Ч. Диккенсом.

«... За последние 20 лет, — писал Ф. Энгельс в 1890, — Норвегия пережила такой подъем в области литературы, каким не может похвалиться за этот период ни одна «грана, кроме России» (Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., 2 изд., т. 37, с. 351).

—1906). Его романы, написанные сжато, со строгим отбором деталей и сдержанной эмоциональностью, в целом составляют эпопею развития типич. норв. города от более патриарх. времен («Шкипер Ворше», 1882; «Гарман и Ворше», 1880) до широкого развития капиталистич. отношений. Особое внимание обращает Хьелланн на измельчание личности в изображаемую эпоху: трилогия романов об Абрахаме Левдале «Яд» (1883), «Фортуна» (1884), «Праздник Иванова дня» (1887). В последнем романе Хьелланну удается даже предвосхитить нек-рые черты надвигающегося империализма с его демагогией и насилием. Радикализм и свободомыслие Хьелланна вызвали недовольство не только среди прямых реакционеров, но и в умеренных кругах партии «Венстре», выступавшей с лозунгами реформ. По резкости своей позиции близок к Хьелланну К. Эльстер Старший (1841—81), автор романа «Опасные люди» (1881).

—1905). С большой силой изображает судьбу крест. парня в городе А. Гарборг (1851—1924) в романе «Крестьяне-студенты» (1883). Острой и гротескной была драматургия Г. Хейберга (1857—1929). В поэзии выделяется творчество П. Сивле (1857—1904), социально насыщенное и патриотическое.

Многие писатели 80-х гг. значит. место отводили биологич. стороне человеч. существования. Эта линия получила развитие в нек-рых соч. А. Скрам и Г. Хейберга. В наиболее чистом виде биологизм, сочетающийся с обостренным интересом к миру деклассированных и с крайним индивидуализмом, характерен для т. н. «движения богемы» (Х. Йегер, 1854—1910; Й. Д. И. Хансен, 1854—95, и др.). Это движение, выступившее с резкой критикой норв. критич. реализма, вскоре распалось, не оставив заметных следов, но к концу 80-х — нач. 90-х гг. в Норвегии возникают другие лит. явления, противопоставляющие себя критич. реализму, а в творчестве крупнейших писателей этого направления происходят существ. сдвиги. Все это было выражением того перелома, к-рый совершался под влиянием надвигающейся эпохи империализма. Хьелланн как художник вообще замолкает. В проблематике Ибсена и Ли при полном сохранении гуманистич. содержания на передний план выдвигается глубинная жизнь человеч. души, особенно наличие в ней темных, иррациональных сил — «троллей». Перенос действия во внутр. мир человека и переход к моральной проблематике намечается у Ибсена еще в «Дикой утке» (1884) и в «Росмерсхольме» (1886), но эти черты усиливаются начиная со «Строителя Сольнеса» (1892). Среди произв. Бьёрнсона этого периода особенное значение имеет 2-я ч. пьесы «Свыше наших сил» (1895).

К внутр. жизни человека обращаются и писатели, вступающие в это время в лит-ру. Но у них иррациональное начало нередко окружается ореолом, в то время как у Ибсена и Ли оно рассматривается как враждебная сила. Выдающимся представителем нового поколения писателей был К. Гамсун (1859—1952), сочетавший мастерство психолога с выразительностью в описании природы и внешних форм жизни, лиризм — со строгостью в отборе деталей. Из первых его соч. выделяются романы «Голод» (1890), «Мистерии» (1892), «Пан» (1894), «Виктория» (1898). Природу и внутр. мир человека Гамсун противопоставляет не только таким проявлениям капиталистич. действительности, как обнищание большинства, распад связей между людьми, индустриализм и урбанизм, но также всем формам демократич. развития общества. Политич. реакционность позиции Гамсуна особенно ярко проявилась в его драматургии («У врат царства», 1895, и др.). В дальнейшем Гамсун все чаще обращается к жизни норв. Севера, рисуя патриарх. формы человеч. существования как идеальные (особенно в монумент. романе «Соки земли», 1917). В 30-е гг. происходит сближение Гамсуна с фашизмом, за что позднее он подвергся резкому осуждению общественности. Совр. норв. критика признает огромное дарование писателя и рассматривает его творчество как одну из вершин Н. л.

Широкое распространение получила в нач. 90-х гг. лирика импрессионист. характера: С. Обстфеллер (1866—1900), В. Краг (1871—1933). Сходные черты представлены и в романах Т. Крага (1868—1913). Однако уже в конце 90-х гг. и в нач. 1900-х гг. усиливается реалистич. линия, хотя и не достигающая глубины и силы лит-ры 80-х гг. Развивается «областная» лит-ра и лит-ра психологич. реализма. Обе эти линии соединяются в творчестве У. Дууна (1876—1939), среди соч. к-рого особое место занимает 6-томная эпопея — семейная хроника «Жители Ювика» (1918—23). Сложным сплавом разнородных черт отличается творчество Ю. Бойера (1872—1959), сочетающего эпич. широту с большой эмоциональностью, социально-критич. направленность с глубокой душевной интроспекцией и смутными, полумистич. чаяниями.

социальный вопрос. Л. Хьелланн и Б. Бьёрнсон открыто поддержали забастовку рабочих 1889. С развитием пром-сти в лит-ру вступает в качестве ее нового героя рабочий. Впервые он появляется у Ю. Фалькбергета (1879—1967), чье творчество, формировавшееся под влиянием М. Горького, посвящено жизни и борьбе горняков: романы «Черные горы» (1907), «Жертва огня» (1917), «Кристианус Секстус» (1927—35), тетралогия «Ночной хлеб» (1940—59) — отклик на события современности. К. Упдаль (1878—1961) писал о сезонных рабочих-строителях, о развитии рабочего движения: «Танец среди теней» (1911—24); О. Бротен (1881—1939)

выпустил в 1910 сб. рассказов «Около завода» из жизни рабочих и продолжал эту тему в романах и пьесах. Большое место в Н. л. занимают произв. С. Морена (1871—1938) из жизни лесорубов, рыбаков и с. -х. рабочих («Черная река», 1907, и др.), а также серия романов С. Т. Болстада (р. 1884): «Эпоха», «Мы из лесов», «Новое поколение».

В нач. 20 в. выступает группа рабочих-писателей — М. Брот, автор романа «Из глубины» (1908), Ю. Эстбю, писавший поэтич. и философские эссе, Т. Ауэрдаль (стихи «К действию», «Сигнал к штурму», «От Марата до Ульянова» и др.). 1-я мировая война, общий кризис капитализма рождают пессимистич. настроения в лит-ре. Это ощущается в произв. С. Унсет (1882—1951), Н. Ролль-Анкер (1873—1946), возмущенной примиренчеством церкви по отношению к военному психозу, С. Хуля (1890—1963), автора романа «Плеяды» — о городе, превращенном войной в развалины, и о строительстве гигантского крематория, привлекающего множество туристов. В годы между двумя войнами (1918—39) в Норвегии существуют всевозможные лит. течения. Нек-рые писатели отдают дань фрейдизму, в т. ч. А. Саннемосе (1899—1965), к-рый дебютировал в Дании, но с 1929 жил в Норвегии и писал на норв. яз., автор психоаналитич. романов: «Беглец пересекает свои следы» (1933), «Оборотень» (1958) и др. Расцветает творчество Г. Вильденвея (1886—1959) — лирика, воспевавшего в стихах радости жизни и любви (сб. «Падающие звезды», 1926, и др.). В эти же годы создано лучшее произв. С. Унсет, принесшее ей мировую славу: «Кристина, дочь Лавранса» (1920—22), где на фоне норв. средневековья развертывается борьба женщины за свои человеч. права. Т. Весос (р. 1897) создает эпос о крестьянах Телемарка: романы «Большая игра» (1934) и «Женщине нужен дом» (1935).

—29), принявший эстафету от Т. Ауэрдаля и др. Своему девизу: «поэт должен черпать материал в рабочем классе и выражать его настроения, чувства и мысли» — Нильсен был верен всю свою короткую жизнь. Осн. тема его сб-ков стихов «На каменистой почве» (1925), «До свидания!» (1926) и «Будни» (1929) — тяжкая жизнь рабочего, рыбака, шахтера. В программном стих. «Голос революции» поэт требует высоких моральных качеств от коммуниста. После пребывания в Сов. Союзе он пишет стихи о Кремле, о Москве. Погибший в борьбе с нем. фашистами Н. Григ (1902—43) в пьесе «Наша слава и наше могущество» (1935) обвинял норв. судовладельцев в том, что они наживались на фрахте судов в 1-ю мировую войну, а моряки гибли, становясь жертвами англ. и нем. торпед; в пьесе «Поражение» (1937) о Парижской Коммуне 1871 Григ утверждал величие идей коммунизма. В пьесе «Но завтра...» (1936) рабочие химич. завода протестуют против производства воен. материалов, объявляют забастовку. Основатель антифашист. журн. «Veien frem» («Путь вперед», 1936—37), Григ обличал исп. фашистов и, требуя свободы исп. народу, в очерках и статьях призывал Норвегию помочь Испании, предвидя, что в противном случае ее ждет та же участь. Вокруг Нильсена и Грига, осваивавших метод социалистич. реализма, группировалась целая плеяда революционно настроенных писателей: А. Поше Осен (р. 1901), автор боевой песни о Красном знамени, сб-ков стихов «Серп и молот» (1921), «Отель Европа» (1933) о безработных, Х. Крог (1889—1962), автор пьесы «Мы великие» (1919) об эксплуатации женского труда. А. Эверланн (р. 1889) пишет стихи против империалистич. войн, призывает к борьбе с фашизмом (сб. «Красный фронт», 1937).

И. Хагеруп и др.). В стране нелегально распространялись произв. Н. Грига, И. Хагеруп. После освобождения страна, вступившая в Атлантич. пакт, наводняется приключенческой, гангстерской, преим. амер. лит-рой. Нек-рые писатели выступают апологетами амер. образа жизни (напр., Эверланн). Растерянность, разочарование, вызванные послевоен. обстановкой, приводят к созданию мистич., упаднических книг, исполненных страха перед будущим, самопрезрения (романы «Стареющий Орфей» П. Брекке, «Я влюблен в другую» С. Хуля). Однако продолжают развиваться и передовые традиции Н. л. В ряде послевоен. книг остро и резко поднимается социальная тема. Э. Болстад (р. 1905) в романе «Спекулянт» (1947) предупреждает против заключения т. н. плана Маршалла, в романе «Красная бегония» (1947) требует усиления борьбы с туберкулезом, в пьесе «Патриоты» призывает не забывать уроков оккупации, бороться за мир. И. Свинсос (р. 1909) в романе «В тени копра» (1949) описывает кризис и безработицу 30-х гг.; В. Ронген (р. 1906) посвящает роман «Большая Ма» (1960) подъему рабочего движения в 20-х гг. Антивоен. тема звучит в романе У. Нурдро «Девушка в мягких ботинках» (1953). Е. Бьёрнебу в романе «Дурной пастырь» (1960) гневно обвиняет капитализм в росте преступности среди молодежи. А. Омре (р. 1887) в трилогии «Бродяга Миккель» (1955), «Черный Поль» (1956) и «Эк и Ко» (1957) разоблачает бесчеловечную сущность капитализма. Йоханна Бугге-Ульсен (р. 1900) в романе «Тине» (1961) рассказывает о зарождении рабочего движения в Бергене. Авторы этих реалистич. произв. стремятся доказать необходимость перестройки общества, порождающего социальную несправедливость.

Прочное место в послевоен. лит-ре занимает социальный репортаж. Продолжаются традиции Н. Грига, написавшего «Испанское лето» (1937) о гражд. войне в Испании и об участии в ней скандинавов. Л. Линдбек, автор «Батальона Тельмана» (1938), выпускает документ. повесть «Тысяча норвежских кораблей» (1945), в к-рой говорится о том, что ни один из тысячи норв. судов, бороздивших океаны мира в период гитлеровской оккупации, не вернулся, несмотря на щедрые посулы оккупантов, в Норвегию. Возникает желание ближе познакомиться с сов. страной, сов. людьми. Писатели Ю. Борген, У. Дальгар, артист Х. Я. Нильсен и др. пишут кн. «Из Ленинграда в Армению» (1947), Л. Линдбек — книгу «Мы были в Советском Союзе» (1951), артист и писатель У. Грепп создает книгу о сов. Узбекистане «Положа руку на сердце» (1957).

«За шкафом стоит топор» (1945) и «Последняя полька» (1964) пытается обнажить психологию оккупанта. Роман «Беглецы» С. Эвенсму (р. 1912) посвящен несгибаемому, мужеству заключенных в тюрьму антифашистов. В романе «Тропа любви» (1946) Ю. Борген предупреждает против возрождения фашизма; в одном из лучших своих романов «Голубая вершина» (1964) он от имени всей Европы вопрошает каждого из своих героев: «а что сделал ты?». Тему Сопротивления поднимает И. Свинсос в романе «Пять лет» (1951). В. Вигерюст пишет на эту тему детектив «Герой Сонгдёлы» (1962). Одним из лучших романов 1964 критика единодушно признает книгу С. Хёльмебакка «Страшная зима» — трагич. повесть о страданиях населения под гнетом гитлеровских оккупантов, о помощи норвежцев сов. военнопленным, об освобождении сев. Норвегии Красной Армией.

«Дальше» (1945). Высокой поэтичностью и мужественной гражданственностью отмечены и последующие ее сб-ки: «Седьмая ночь» (1947), «Плывет мой корабль» (1951), «Из кратера сердца» (1964) и др. Ее стихи для детей пронизаны юмором, она умно и ласково вводит ребенка в мир: «Как странно» (1950), «Маленькая петрушка» (1962). Выходят стихи Г. Р. Андерсена, написанные в эмиграции: «Боевые стихи из Норвегии» (1943), «Норвежский голос» (1944). Артист, писатель и литературовед Э. Арман выпускает сб. сатирич. стихов «Никто не умнеет от беды» (1951), в к-рых высмеивает бурж. нравы, клеймит тех, кто стремится развязать новую войну. Тур Йонсон выступает с яркими лирич. произв., преим. из жизни крестьян: «Зрелость во мраке», «Гора у голубого озера» и др. Ю. Борген создает в 50-х гг. трилогию «Маленький лорд», где показывает бурж. лицемерие; биографич. роман «В царстве детства» (1965) и др. Т. Недреос описывает в романе «Музыка голубого колодца» (1960) мечты девочки-подростка, разбиваемые непониманием взрослых, ее первые столкновения с ложью, ханжеством. Е. Бьёрнебу пишет роман «Мечта и колесо» (1964) о конфликте между мечтой и действительностью. Ф. Альнес (р. 1932) посвящает роман «Колосс» трагически завершившимся попыткам героя найти себя, понять себя и свою любовь. Нек-рые писатели излишне откровенно описывают свои сексуальные переживания: «Песня о красном рубине» Агнар Мюкле (1956), «Лине» (1959), «Иоахим» (1961) Аксель Енсен. Роман А. Енсена «Эпп» — яркий пример «лит-ры абсурда». Сложность послевоен. обстановки в Норвегии пытаются отразить, в основном с модернист. позиций, поэты и прозаики Я. М. Брохейм, А. Бьёрке, Ф. Бьёрнсет, Р. Якобсен, М. Таквам, Э. Шеросен и др.; усложненность формы мешает ясно выразить их сатирич. тенденцию, но не может скрыть их страха перед будущим, усталости от жизни (А. Е. Андерсен), попыток найти спасение в религии (Ф. Бьёрнсет). Сатирич. тенденция особенно ясно выражена в стихах и прозе А. Прёйсена (сб. «Дрозд на лампе», 1950).

Послевоен. драматургия Норвегии не поднимается до уровня пьес Н. Грига, хотя и в ней имеются значит. и злободневные произв. А. Хьелланн (1907—63) посвятил пьесу «Господин и его слуга» лживости бурж. юстиции; в пьесе «Он сказал „нет“» осудил бомбежки англичанами Суэцкого канала. Ю. Борген написал драму «Андерсены», направленную против самодовольных буржуа; драму «Викинги» — против идеализации прошлого. Т. Скагестад в пьесе «Город у моря» (1962) изображает страх перед атомной бомбой. Бьёрнебу создает пессимистич. пьесу «Любители птиц» (1966) о якобы неизбежном возрождении фашизма. Пьесы для радио и телевидения пишут Т. Недреос, И. Хагеруп и др.

Литературная периодика.

«Morgenbladet» («Утренняя газета», с 1819) — гл. орган партии Хёйре, где часто публиковались лит. страницы, статьи о писателях, стихи. Одним из редакторов прогрес. газ. «Statsborgeren» («Гражданин государства», 1831—37) был поэт Х. А. Вергеланн; в газете публиковались стихи, рассказы, статьи о лит-ре. Первый лит. журнал на лансмоле — «Dølen» («Житель горных долин», 1858—70); его издателем и редактором был поэт О. У. Винье. Самая крупная бурж. газ. «Aftenposten» («Вечерняя газета», с 1860) издавала популярные календари, справочники, содержавшие отделы, посв. мировой худож. лит-ре. «Dagbladet» («Дневная газета», с 1869) — еженедельная газета оппозиционной либеральной партии Венстре, основана видным журналистом и либеральным политич. деятелем Х. Бернером, газета часто помещает статьи по лит-ре. «Arbeiderbladet» («Рабочая газета», с 1884) — центр. орган Норв. рабочей партии (с. -д.); она регулярно печатает рецензии на худож. лит-ру, критич. статьи. «Friheten» («Свобода», с 1941) — центр. орган компартии Норвегии (первонач. назв. «Arbeideren» — «Рабочий», 1929—41), часто уделяет место лит. произв., критич. статьям. «Samtiden» («Современность», с 1890) — журнал либерально-бурж. толка по общественно-политич. и лит. вопросам, здесь ведутся дискуссии по вопросам эстетики, совр. мировой лит-ры. «Aktuell» («Актуальный журнал», с 1945) — обществ. -политич. иллюстрированный лит. журнал Норвежской рабочей партии (с. -д.); по оформлению, стремлению развлечь читателя напоминает амер. издания коммерч. типа. «Vinduet» («Окно», с 1947) — лит. журнал, часто помещает худож. произв. сканд. писателей; рассчитан гл. обр. на бурж. интеллигенцию. «Edda. Nordisk tidsskrift for litteraturforskning» («Эдда. Скандинавский журнал по литературоведению», с 1914) выходит под ред. (с 1925) литературоведа Ф. Бюля, лит. -обществ. журн. «Veien frem» («Путь вперед», 1936—37) издавался писателем Н. Григом; в нем принимали участие писатели-антифашисты мн. стран: М. Горький, М. Андерсен-Нексё, И. Эренбург, Л. Арагон, Г. Манн, Т. Манн, А. Зегерс и др. В годы гитлеровской оккупации Норвегии (1940—45) в стране выходило ок. 200 нелегальных газет и журналов. Распространялись сб-ки «Norsk krigslyrikk» («Норвежская военная лирика»), боевые стихи норв. поэтов: Н. Грига, А. Эверланна, Л. Руде и др.

Лит.: Брандес Г., Собр. соч., пер. с дат., 2 изд., т. 1, СПБ, [1906]; Горн Ф. В., История сканд. лит-ры от древнейших времен до наших дней, М., 1894; Jaeger H., Illustreret norsk litteraturhistorie, bd 1—3, Kristiania, 1892—96; Elster K., Illustreret norsk litteraturhistorie, 2 utg., bd 1—2, Oslo, 1935; Jorgenson Th., History of Norvegian literature, N. Y., 1933; Groth H., Hovedlinjer i mellomkrigstidens norske litteratur, [Bergen], 1947; Lescoffier J., Histoire de la littérature norvégienne, P., [1952]; Hoel S., Tanker om norst diktning, Oslo, 1955; Bull F. [a. o.], Norsk litteraturhistorie, 2 utg., bd 1—4, Oslo, 1957—63; Grønvold D., Norsk litteraturhistorie til skulebruk, 7 oppl., Oslo, [1960]; Hansen A. G., Arbeideren i norsk diktning, Oslo, 1960; Beyer H., Norsk litteraturhistorie, Oslo, 1963; Midttun O., Menn og bøker, Oslo, 1963; Øksnevad R., Norsk litteraturhistorisk bibliografi 1900—1945, Oslo, 1951; его же, Norsk litteraturhistorisk bibliografi 1946—1955, Oslo, 1958; Dahl W., Etterkrigsdikt, Oslo, 1966; его же, Stil og struktur. Utviklingslinjer i norsk prosa gjennom 150 år, Oslo, 1965.