Приглашаем посетить сайт

Карху Э. Г.: Финская литература

Финская литература.

Краткая литературная энциклопедия.

́НСКАЯ ЛИТЕРАТУ́РА — лит-ра финского народа, развивается на фин. и швед. языках. Письм. лит-ре предшествовал, а затем и сопутствовал богатый фольклор, оказывавший на нее большое влияние. К древнейшим народнопоэтич. жанрам (во многом общим для финнов и карел) относятся руны (эпич., лирич., свадебно-обрядовые и др. песни). С христ. средневековьем связаны нек-рые нар. баллады; позднее появились новые песенные жанры. Народная проза представлена сказками, легендами, преданиями. Свой фольклор имеют фин. шведы.

—30-е гг. 16 в. среди части фин. духовенства, успевшей принять лютеранство, имели хождение рукописные проповеди на нар. фин. яз. Первые печатные книги на фин. яз. издал епископ М. Агрикола (ок. 1508 или 1510—57), считающийся отцом Ф. л. В числе выпущенных им книг были «Азбука» (ок. 1542), фин. перевод Нового завета (1548), Псалтырь (1551) и др. В стихотв. предисловиях, явившихся первыми опытами фин. книжной поэзии, Агрикола внушал читателям любовь к нар. языку, к-рым католицизм пренебрегал, укорял духовенство за леность и корыстолюбие, упоминал о местных языческих верованиях (в т. ч. самое раннее упоминание о Вяйнямейнене и др. героях карело-фин. нар. эпоса).

Позднее, вплоть до нач. 19 в., на фин. яз. печатались церк. книги, предназначавшиеся для крестьянства. Крайне узкая сфера применения лит. фин. яз. надолго задержала его развитие. Пр-во Швеции проводило по отношению к фин. населению политику ассимиляции; языком судопроизводства, просвещения, науки оставался швед. яз. (отчасти латынь).

Угнетенное положение финнов породило в 18 в. т. н. феннофильское культурное течение, ставившее целью сделать финнов известными цивилизованному миру. Были предприняты первые попытки создать грамматику фин. яз., словари, описать прошлое и настоящее фин. народа, его обычаи и т. д. Одним из ранних феннофилов был Т. Юслениус (1676—1752), из патриотич. побуждений стремившийся в своих сочинениях (на лат. яз.) возвысить и прославить униженный фин. народ, красоту и древность его языка. По Юслениусу, финны в прошлом имели развитую культуру, к-рая затем пришла в упадок. В его сочинениях истина соседствовала с фантазией, опиравшейся не на достоверное знание, а на библейские мифы. Во 2-й пол. 18 в. в Финляндии получает распространение идеология просветит. рационализма, и феннофильство сближается с научно-критич. мышлением, антифеодальным по своей социальной направленности. Большое значение имела научно-лит. деятельность Х. Г. Портана (1739—1804), при участии к-рого в 1770 в Турку возникло просветит. об-во «Аврора» («Aurora»). В 1771 Портан стал издавать первую в Финляндии газету на швед. яз., а в 1775 вышла первая финноязычная газета. Пробуждается интерес к нац. истории, к собиранию и изучению фольклора, мифологии. На основе нар. поэзии Портан пытался наметить пути развития Ф. л., причем уважение к правилам поэтики классицизма не помешало ему оценить «стихийную» силу поэтич. воображения нар. певцов. От этого же периода сохранились немногочисл. образцы фин. лит. поэзии светского характера. В стихах К. Ганандера (1741—90), Х. Акрениуса (1730—98) появляются мотивы гедонизма, радостного восприятия мира — вызов религиозно-аскетич. мышлению. Акрениусу принадлежит фин. перевод «Марсельезы».

отделение Финляндии от Швеции и присоединение ее на правах автономии к России в 1809. В 1-й пол. 19 в. лит-ра на фин. яз. еще небогата и развивается в основном под знаком просветительских традиций. В отличие от Портана, ориентировавшегося на образованные круги, Якко Ютейни (1781—1855), К. А. Готлунд (1796—1875) и др. обращаются непосредственно к народу, крестьянству. Наряду со стихами появляются первые опыты рассказа, драматургии. С худож. и языковой т. з. это был еще период экспериментаторства; в трудной и продолжит. «борьбе диалектов» (особенно обострившейся с ростом фин. периодики) вырабатываются единые нормы лит. языка.

Более развитой в 1-й пол. 19 в. в Финляндии была шведоязычная лит-ра, приобретающая в этот период отчетливые национально-фин. очертания, хотя ее связи с лит-рой Швеции оставались весьма тесными. В конце 10-х гг. в среде лит. молодежи в университетском г. Турку возникает романтич. направление (т. н. «туркуский романтизм» 10—20-х гг., в отличие от более позднего «хельсинкского романтизма» 30—40-х гг.). Знакомые с романтич. движением в др. странах, особенно в Германии и Швеции, «туркуские романтики» осознают противоречия капиталистич. развития Европы, резкое несоответствие бурж. действительности просветительским идеалам. В «туркуском романтизме» было консервативное течение, представители к-рого в своей критике европ. капитализма и просветительской идеологии приходили к идеализации патриарх. отношений в Финляндии, к противопоставлению сел. жизни гор. культуре, фин. «самобытности» — бурж. развитию Европы. В связи с этим особый характер получал интерес консервативных романтиков к нац. фольклору и нар. жизни; нек-рые из них (напр., Й. Г. Линсен) выступали против просвещения народа, желая тем самым продлить «естественное состояние» и «наивно-поэтическое» мышление патриарх. крестьянина. Прогрес. течение в «туркуском романтизме» представлено лит. -обществ. деятельностью А. И. Арвидсона (1791—1858), с именем к-рого связано т. н. «первое нац. пробуждение» в Финляндии. Для самобытного развития фин. народа и его культуры он считал необходимым социально-политич. преобразования, предоставление народу гражд. свобод, развитие просвещения на родном языке. Неудовлетворенный умеренным тоном издававшегося романтиками журнала, он основал в 1821 для пропаганды своих идей газ. «Abo Morgonblad» («Утренний листок г. Або»), к-рая вскоре была запрещена, а ее издатель вынужден был эмигрировать в Швецию.

«Субботняя беседа» («Lauantaiseura»). Предметом бесед была, в частности, философия и эстетика Гегеля, их осмысление с т. з. задач фин. нац. движения и развития лит-ры. Практич. шагом членов кружка было создание «Финского литературного общества» (1831 — поныне), содействовавшего собиранию фольклора, изданию лит. произведений, развитию периодики. Участники кружка — фольклорист Э. Лёнрот (1802—84), осуществивший по собранным им материалам издание всемирно известного нар. эпоса «Калевала» (1835, расширенная ред. 1849), поэт Й. Л. Рунеберг (1804—77) и философ, публицист, лит. критик Й. В. Снельман (1806—81) — сыграли выдающуюся роль в истории фин. культуры. Издание «Калевалы» имело большое значение для развития фин. яз. и лит-ры. На протяжении мн. десятилетий эпос питал творчество писателей сюжетами, образами, языковым богатством. В условиях нац. гнета, особенно на раннем этапе становления лит-ры, «Калевала» нередко воспринималась как знамя духовного возрождения фин. нации. Освоению фольклорного наследия способствовала поэзия Рунеберга. Он перевел песни многих, в т. ч. славянских, народов; влияние фольклорной поэтики проявилось в его поэмах, балладах, идиллиях. Рунеберг ввел в фин. -швед. поэзию новых героев — крестьян, батраков и др. людей «низшего сословия»; он идеализировал смирение и религ. стоицизм крестьян, но вместе с тем воспел их чувство собственного достоинства, присущий им патриарх. коллективизм и человечность. Консервативные стороны творчества Рунеберга и др. романтиков были вскрыты в статьях Снельмана, эстетич. взгляды к-рого отличались историч. подходом к худож. явлениям. Снельман подчеркивал связь лит-ры с обществ. жизнью, нар. движениями, передовыми устремлениями нации. Его трибуной стала основанная им газ. «Saima» («Сайма», 1844—46), в первых же номерах к-рой была выдвинута задача создания нац. лит-ры, отвечающей потребностям времени.

В конце 50-х — нач. 60-х гг. в Финляндии нарастала борьба прогрес. сил за автономные права фин. народа, за созыв сейма и проведение социально-экономич. реформ. В обстановке подъема освободит. движения в России царизм вынужден был пойти на уступки и в Финляндии. Реформы коснулись также нац. культуры, были расширены права фин. яз., появились школы, где преподавание велось на фин. яз., утратил силу цензурный устав 1850, запрещавший печатать на фин. яз. все, кроме книг религ. и экономич. содержания; возникли новые журналы и газеты, был основан фин. нац. театр (1872). В развитии лит-ры на фин. яз. произошел перелом. А. Киви (1834—72) явился основоположником новой Ф. л., зачинателем нац. драматургии и романа. Значит. событием стали также историч. романы Ц. Топелиуса (1818—98), поэзия и драматургия Ю. Векселля (1838—1907), писавших по-шведски.

— в утверждении историч. необходимости социальных перемен. В отличие от Рунеберга, в поэзии к-рого фин. действительность предстает в своей патриарх. неподвижности, у писателей 50—70-х гг. обостряется чувство историч. движения и понимание его внутр. противоречивости. Киви, Топелиус, Векселль показывают бурж. общество в процессе его становления, в его историч. ретроспекции. Их занимает переход общества из одного состояния в другое и возникающие при этом коллизии. Для упомянутых писателей характерно внимание к истории, к историч. жанрам. Осмысление обществ. развития происходит через сопоставление прошлых эпох с настоящим, в результате чего осязаемо передается поступательность историч. движения. В «Рассказах фельдшера» (1853—67) Топелиуса, охватывающих события шведско-фин. истории на протяжении полутора столетий, переход от средневековья к новому времени изображается как беспрерывное столкновение человеч. страстей и сословных интересов, причем одни сословия в ходе борьбы постепенно утрачивают былую мощь и значение, другие возвышаются из униженного состояния. Т. о., поступательность историч. развития составляет как бы главный сюжет повествования.

Драматизм истории с особой силой передан в лирике Векселля и в его трагедии «Даниэль Юрт» (1862), посв. событиям т. н. «дубинной войны» (восстание фин. крестьян конца 16 в.) и борьбе с феодально-католич. контрреформацией. В пьесе выдвигается новый тип героя — борца за нар. идеалы, и вместе с тем проходит мысль о трагич. «запутанности» истории; с поражением феодально-католич. реакции и победой герцога Карла народ не стал свободным, в связи с чем недостижимость подлинной свободы кажется герою абсолютной. В пьесе звучит мотив разочарования в совр. реформах и бурж. развитии вообще. Атмосфера радости и светлых ожиданий, призывы к борьбе и подвигу скоро сменяются в лирике поэта трагич. мироощущением, сознанием того, что «лик мира искажен и его вновь искажают на старый лад».

Обостренное ощущение распада традиц. устоев нар. жизни, сознание историч. закономерности прогресса, а вместе с тем четкая антибурж. тенденция присущи также творчеству Киви, к-рое глубокими корнями связано с крест. культурой, фольклором. Уже в ранней романтич. трагедии «Куллерво» (1864), на фольклорный сюжет из «Калевалы», присутствует характерная для Киви коллизия, возникающая на стыке двух эпох, как результат столкновения двух разных «состояний мира». Герой трагедии с его первобытнообщинными взглядами сталкивается с принципами собственнич. отношений; он — последний эпич. богатырь, рожденный для героич. подвигов, и одновременно первая жертва социального угнетения. Мечтая о восстановлении общинного равенства, Куллерво вместе с тем понимает, что от реальности его мечта отделена «морем невозможности». Расставание с исторически исчерпанными формами жизни изображено Киви комически в романе-сказке «Семеро братьев» (опубл. 1870), где наряду с благородными, гуманистич. сторонами уходящей цивилизации выступают др. ее стороны, кажущиеся нелепыми в условиях совр. общества, к-рое в свою очередь тоже не безупречно. В «Семерых братьях» совр. действительность с ее чиновниками и пасторами Киви показал в столкновении с лесной утопией его героев, с их мечтой жить вольной охотничьей жизнью по примеру далеких предков. Юмор Киви, по-разному интерпретировавшийся его исследователями, глубоко содержателен. Первозданная наивность семерых братьев, рассуждающих о неустроенности мира, смешна и в то же время не лишена здравого смысла. Само несовершенство мира этим смехом не отменяется, как не подвергается осмеянию и мечта героев о справедливой жизни. Прочное место в репертуаре фин. театров занимают комедии Киви «Сапожники из Нумми» (1864) и «Помолвка» (1866).

значит. и самобытных талантов. Для группы прозаиков (К. С. Суомалайнен, П. Пяйвяринта, Ю. Х. Рейонен, В. Сойни) характерен отказ от историч. и фольклорных сюжетов, обычных для романтиков; они обращаются к совр. нар. жизни, подчеркнуто пренебрегают «вымыслом», противопоставляя ему непосредственные жизненные наблюдения. В этом можно усматривать реакцию на эпигонский романтизм. Но приверженность к эмпирич. достоверности еще сочетается, у этих прозаиков с чертами патриархально-религ. миросозерцания, всесторонность худож. исследования нередко подменяется дидактизмом, обобщение — нравственной сентенцией. В конце 70-х гг. в поэзии выдвинулся К. Крамсу (1855—95). Его творчество имеет яркую социальную направленность (историч. баллады о мятежных героях «дубинной войны»). В поэзии Крамсу прогрес. тенденции фин. романтизма достигают одной из вершин развития, ставшей отправной точкой для критич. реалистов.

—90-е гг. реализм становится гл. направлением. Он связан прежде всего с творчеством Минны Кант (1844—97), Ю. Ахо (1861—1921), А. Ярнефельта (1861—1932), Ю. Эркко (1849—1906), К. Лейно (1866—1919), Т. Паккала (1862—1925), писавшего по-шведски К. А. Тавастшерна (1860—98) и др. Реалисты входили в группу «Молодая Финляндия» и основали ряд периодич. изданий, в к-рых отстаивали социально-критич. направление в иск-ве (статьи Ахо, К. Лейно и др.). На формирование фин. реализма оказала влияние реалистич. лит-ра др. стран, особенно русская и норвежская, отчасти франц. натурализм и позитивистская эстетика. Социальной почвой фин. реализма были обострившиеся противоречия капиталистич. развития в пореформенный период. В лит-ре появились новые темы, реалисты впервые стали писать о жизни гор. бедноты, о борьбе рабочих за свои права, об угнетенном положении трудящейся женщины, о земельном голоде и разорении мелких арендаторов. Реализм утверждал себя в борьбе с эпигонским романтизмом и его эстетикой, подвергаясь нападкам клерикалов и консерваторов из т. н. «старофинского» лагеря, недовольных тем, что реалисты перенесли споры из сферы нац. -языковых разногласий в сферу социальную. Постановки пьес Минны Кант, «Жена рабочего» (1885) и «Дети горькой судьбы» (1888) вылились в события большого обществ. значения и вызвали острую полемику. Наибольших успехов реализм достиг в области прозы и драматургии. Разрабатываются жанры социально-психологич. романа: «Дочь пастора» (1885) и «Жена пастора» (1893) Ахо, «Отечество» (1893) Ярнефельта, и др.; повести: «Бедные люди» (1886), «Подводный камень» (1887) Минны Кант и др. В творч. споре с романтиками реалисты сознательно отказываются от занимательности интриги, от сюжетных эффектов и пишут о подчеркнуто обыденных явлениях, заботясь прежде всего о худож. объемности характеров, выразительности деталей (рассказ Ахо «Когда отец купил лампу», 1883; его повесть «Железная дорога», 1884). На рубеже 19—20 вв., в период углубившегося кризиса капитализма наблюдается ослабление социально-критич. начала в творчестве Ахо и Минны Кант 90-х гг., отказ от обществ. концепции человека в позднем творчестве Ярнефельта, натуралистич. бытописательство у др. авторов. В связи с назревавшей задачей революц. переустройства общества перед лит-рой вставали новые проблемы, для решения к-рых реализму предстояло подняться на более высокую ступень в ходе сложного и болезненного развития.

В нач. 20 в. в фин. обществе происходят глубокие социально-классовые сдвиги. В качестве самостоятельной политич. силы на историч. арену выходит рабочий класс. В ходе нарастающих классовых боев Финляндия стремительно шла навстречу рабочей революции 1918. Интенсивность обществ. процесса повлияла на развитие лит-ры, на формирование различных ее направлений. В конце 19 в. возникает неоромантич. направление, представленное крупнейшим фин. лириком Э. Лейно (1878—1926), а также Ё. Линнанкоски (1869—1913), Ларин-Кюёсти (1873—1948), Л. Онерва (1882—1972), В. Килпи (1874—1939) и др. Прогрес. тенденции в неоромантизме были связаны с общедемократич. подъемом в Финляндии нач. 20 в., с событиями 1905—07. Выступив с критикой предшествующего этапа реализма, особенно натуралистич. тенденций в нем, ведущие неоромантики в своем стремлении предугадать дальнейший ход историч. развития призывали к иск-ву больших обобщений, к философ. пониманию человека и его окружения, к «целостным картинам» жизни. Дробному «анализу» натуралистов они противопоставляли романтич. «синтез». Разочарование в буржуазно-позитивистском эмпиризме нередко приводило их к антирационализму, к одностороннему подчеркиванию роли интуиции. Преувеличивая эмпирико-рационалистич. и «безличный» характер реализма, они превозносили свободную фантазию, темперамент, субъективно-сенсуалистское начало в творчестве. Для неоромантиков характерны преобладание лирики над эпич. жанрами, поворот от повседневности к исключительному и фантастическому, широкое использование фольклорно-мифологич. сюжетов и мотивов, тяготение к монумент. символике образов. Неоромантики остро сознавали антигуманизм бурж. действительности, однако свой идеал они пытались найти не на путях социалистич. переустройства общества, а в добурж. формах нар. жизни и иск-ва. Отсюда повышенный интерес к эстетич. миру «Калевалы», их т. н. «карелианизм», выражавшийся в паломничествах в Карелию, край древних рун и остатков архаич. быта. Антибурж. тенденция определяла и особый род неоромантич. героев — бродяг и странников, людей, ведущих богемный образ жизни, равнодушных к собственности и мещанскому благополучию: повести «Песнь об огненно-красном цветке» (1905) Линнанкоски, «Маталэна» (1905) Лехтонена и др. Неоромантизм не был однороден; Лейно, Линнанкоски не отрицали социальности иск-ва, его связи с нар. жизнью, тогда как Килпи с его воинствующим асоциальным эстетством и иррационализмом ницшеанского склада явился одним из ранних предтеч модернизма в Ф. л. В конце 1-го десятилетия 20 в. в неоромантизме намечается кризис; одни писатели надолго перестают писать, другие резко отходят от его эстетич. принципов, хотя на творчество ряда авторов они продолжают оказывать влияние. Пролет. лит-ра тесно связана с рабочим движением Финляндии. В нач. 20 в. рабочие союзы постепенно освобождаются от влияния буржуазии, возникает с. -д. партия, в массах распространяются социалистич. идеи, за сравнительно короткий срок происходит их подлинное пробуждение к политич. и культурной жизни. Все это были необходимые предпосылки для развития рабочей лит-ры. Бурно развивается социалистич. печать; по всей Финляндии возникают рабочие клубы, способствовавшие зарождению массового самодеятельного рабочего театра, традиции к-рого живы и сегодня. По мере обострения классовой борьбы и идейного размежевания в лит-ре пролет. авторы все более сознают себя выразителями интересов угнетенных низов, певцами приближающейся революции. Среди поэтов выделяются К. Каатра (1882—1928), К. Ускела (1878—1922), К. Тантту (1886—1918), К. Ахмала (1889—1918). В лагерь революции пришел в итоге сложного духовного развития прозаик Майю Лассила (1868—1918), автор известных юмористич. повестей «За спичками» (1910), «Сверхумный» (1915), «Воскресший из мертвых» (1916) и др. и комедий, в к-рых с гротескным заострением высмеиваются уродливые стороны мелкобурж. психологии. В дни финл. рабочей революции 1918 Лассила-публицист стал пламенным трибуном, призывавшим восставших к мужеству, за что был приговорен, в числе др. революц. писателей, к смертной казни.

—1943), Й. Лехтонена (1881—1934), И. Кианто (1874—1970), хотя неприятие революции и утрата историч. перспективы приводят их к пессимизму. В атмосфере политич. реакции, наступившей после победы контрреволюции, социально-критич. направление заметно ослабевает. В творчестве Ф. Э. Силланпя (1888—1964) социальную концепцию человека вытесняет биологизм, «природная первооснова», казавшаяся писателю единственно существенной и непреходящей. Тем не менее в романе «Праведная бедность» (1919), посв. событиям гражд. войны, Силланпя одним из первых в Ф. л. выразил сочувствие жертвам белого террора.

В 20-е гг. возникла группа т. н. «пламеносцев», или «факельщиков» (tulenkantajat), в настроениях к-рой отразились растерянность и смутные иллюзии нового поколения творч. интеллигенции после поражения революции. Спасение от противоречий действительности «пламеносцы» пытались найти в романтич. бегстве в условную экзотику дальних стран и отсталых в своем развитии народов, а нек-рые из них столь же восторженно воспевали асоциально воспринимаемый «динамизм» совр. «машинного века». К нач. 30-х гг. группа практически распалась. Правые ее представители все чаще поддерживали реакцию. Левое же крыло обратилось к обществ. проблемам; наиболее ярко этот поворот запечатлелся в поэзии К. Вала (1901—44), в повестях «Заколдованный круг» (1931), «Хозяева и тени хозяев» (1935) и др. произв. П. Хаанпяя (1905—1955). В целях противодействия активизировавшимся в 30-х гг. фаш. элементам левые культурные силы объединились в 1936 в группу «Кийла», куда вошли писатели Э. Диктуниус (1896—1961), А. Туртиайнен (р. 1904), Элви Синерво (р. 1912) и др. Группа стремилась содействовать рабочему движению, развивая в новых условиях традиции пролет. поэзии. В годы 2-й мировой войны мн. прогрес. писатели были брошены в тюрьму.

нац. культуры. В прозе укрепились позиции реализма, новый расцвет переживает социальный роман. Как бы наверстывая упущенное в период террористич. диктатуры, писатели-реалисты поднимают запрещенные прежде темы, пишут о фин. рабочей революции 1918, о фаш. терроре 30-х гг., о трагедии войны и ее виновниках — фин. реакционерах. Выделяются публицистич. книги Хеллы Вуолийоки (1886—1954) и О. Паволайнена (1903—64); широкий общественно-лит. резонанс получили романы В. Линна (р. 1920) «Неизвестный солдат» (1954) и «Здесь, под северной звездою» (1959—62). Антивоенная проблематика — в центре романов «Лейтенант разведки» (1963), «Слуги в седле» (1964), документальных книг П. Ринтала (р. 1930), острая социальность присуща произв. А. Эйкия (1904—65), Айли Нурдгрен (р. 1908), М. Ларни (р. 1909), Хельви Хямяляйнен (р. 1907), В. Мери (р. 1928). Значит. событием в реалистич. драматургии послевоенных лет явились пьесы Хеллы Вуолийоки, завершающие цикл пьес о «женщинах Нискавуори». Творчество демократич. писателей играет важную роль в борьбе с реакц. идеологией.

писательские организации.

В послевоен. период расширились междунар. связи фин. литераторов. Участились встречи фин. и сов. писателей, больше выходит взаимных переводов.

Лит. периодика.

«Allmän litteraturtidning» («Общественный литературный журнал»), изд. в 1803 университетскими преподавателями в Турку. Писатели романтич. направления издавали журн. «Mnemosyne» («Мнемозина», 1819—23). Более продолжительным был редактируемый Ю. В. Снельманом журн. «Litteraturblad för allmän medborgerlig bildning» («Литературная газета для всеобщего гражданского образования», 1847—63). Первый журнал на фин. яз. был основан Э. Лёнротом — «Mehiläinen» («Пчела», 1836—37, 1839—1840). В 1866—80 выходил «Kirjallinen Kuukausilehti» («Литературный ежемесячник»). Из постоянных журналов, имеющих отношение к лит-ре, продолжают ныне выходить «Valvoja» («Бодрствующий», с 1881), «Suomalainen Suomi» («Финская Финляндия», с 1933), объединившиеся в 1970 под назв. «Aika» («Время»), а также «Finsk Tidskrift» («Финский журнал», с 1876), «Nya Argus» («Новый Аргус», с 1908), все они, однако, являются общекультурными, а не только литературно-худож. журналами; их лит. часть обычно ограничивается критикой, рецензированием новых книг. Объем их невелик, т. н. «толстых» журналов в Финляндии не было. Специально лит. журналом является осн. в 1951 «Parnasso» («Парнас»), в к-ром наряду с критикой публикуются стихи, рассказы. Произв. крупных жанров в журналах не печатаются.

—20 вв. были редакторами либо сотрудниками газет. В них печатались с продолжением большие по объему произв. (напр., историч. романы Ц. Топелиуса, переводы из заруб. лит-ры). Нек-рые газеты имели еженедельные лит. приложения. Крупные газеты обычно отводят вопросам лит-ры и иск-ва ежедневную полосу.

«Nuori Suomi» («Молодая Финляндия», выходил до 1940). С 1924 группа «пламеносцев» издавала альманах «Tulenkantajat» («Факельщики»), превратившийся с 1929 в журнал. После 2-й мировой войны выходил (нерегулярно) альманах левых писателей «Kiila» («Клин»). Выпускаются ежегодники по лит-ведению («Kirjallisuudentutkijain seuran vuosikirja» — «Ежегодник литературоведческого общества», с 1929) и фольклористике («Kalevalaseuran vuosikirja» — «Ежегодник общества „Калевалы“», с 1921), а также серийные издания трудов Финского и Шведского лит. обществ Финляндии. Серии литературоведч. трудов издаются также при ун-тах.

—XX вв. Вступ. ст. А. Мантере, М. — Л., 1960; Поэзия Финляндии. Пер. с фин. и швед., М., 1962; Фин. повести XIX—XX вв. Вступ. ст. Л. Виролайнен, Л., 1970; Карху Э. Г., Финляндская лит-ра и Россия (1800— 1900), ч. 1—2, Т. — М. — Л., 1962—64; его же, Демократич. лит-ра совр. Финляндии, Петрозаводск, 1966; его же, Очерки фин. лит-ры начала XX в., Л., 1972; Leino E., Suomalaisia kirjallijoita, Hels., 1909; Söderhjelm W., Åboromantiken och dess samband med utländska idé strömningar, Stockh., 1916; Saarenheimo M., 1880-luvun suomalainen realismi, Porvoo, 1924; Kallio O. A., Uudempi suomalainen kirjallisuus, nide 1—2, Porvoo, 1928—29; Suomen kansalliskirjallisuus, nide 1—15, Hels., 1930—43; Tarkiainen V., Suomalaisen kirjallisuuden historia, Hels., 1934; Koskimies R., Elävä kansalliskirjallisuus, nide 1—3, Hels., 1944—49; Palmgren R., Suuri linja, Hels., 1948; его же, Työläiskirjallisuus, Porvoo — Hels., 1965; его же, Joukkosydän, nide 1—2., Porvoo — Hels., 1966; Holmqvist В., Modern finlandssvensk litteratur, Stockh., 1951; Suomen sana, nide 1—24, Porvoo, 1963—67; Suomen kirjallisuuden antologia, nide 1—5, Hels., 1963—69; Suomen kirjallisuus, nide 1—8, Hels., 1963—70; Laitinen K., Suomen kirjallisuus 1917—1967, Hels., 1967; Suomen ruotsalaisen lyriikan antologia, Porvoo, 1968.