Приглашаем посетить сайт

Мацевич А. А.: Шведская литература

Шведская литература.

Краткая литературная энциклопедия.

́ДСКАЯ ЛИТЕРАТУ́РА — лит-ра шведского народа. Развивается на швед. яз. От древней лит-ры сохранились фрагменты в виде рунич. надписей на камнях (напр., аллитерирующие стихи на т. н. Рёкском камне, включающие фрагмент героич. содержания, сер. 9 в.). В период становления феодализма и распространения христианства (10—11 вв.) возникла религ. лит-ра на лат. яз. — жизнеописания святых, теологич. трактаты, проповеди и др. Среди них — «Древнешведский легендарий» (конец 13 в.), «Жизнь Кристины из Стумбелена» Петруса де Дация (1235—89), религ. гимны епископа Брюнольфа Альготсона (ум. 1317) и др. Самый значит. памятник религ. лит-ры — дидактич. «Откровения святой Биргитты» относится к 14 в. В отличие от религ. лит-ры, областные уложения законов (записаны в 13—14 вв.) с древними традициями связаны прочнее.

«Хроника Эрика»), а также куртуазная поэзия, лучший памятник к-рой — «Песни Эвфемии», представляющие собой переработку рыцарских легенд. В 15 в. в результате борьбы против дат. господства возникла патриотич. поэзия — «Песнь о свободе» и «Песнь о верности» епископа Томаса Симонссона из Стренгнеса (ум. 1443). Нар. баллады и песни («Баллада о Тидемане»), распространявшиеся в 13—14 вв., сохранились до нач. 16 в. Первые записи сделаны в конце 16 — нач. 17 вв. В 16 в., в период образования нац. швед. гос-ва, воздействие европ. Возрождения и Реформации, хотя и ограниченное в области культуры монополией дворянства и духовенства, вызвало известный подъем и утверждение принципов гуманизма. Важнейшее историко-лит. значение имели произв. вождя швед. Реформации Олауса Петри (1493—1552): перевод на швед. яз. Библии (т. н. «Библия Густава Васы», 1540—41), «Шведская хроника» и др. Он также явился основоположником совр. швед. лит. языка. Значит. историч. и лит. интерес сохраняют письма и речи короля Густава I Вазы (1523—60). Против Реформации выступил епископ-католик Юханнес Магнус (1488—1544), автор «Истории всех королей готов и свеев» — важного историографич. источника.

К нач. 17 в. относится творчество родоначальника швед. драматургии Ю. Мессениуса (1579—1636), разрабатывавшего в драмах «Диса» (1611), «Белая лебедь» (1613) и др. сюжеты из швед. истории и фольклора. Ему принадлежит и лит. -историч. труд «Scandia illustrate» (изд. 1700—05). В 17 в. зародилась и лирич. поэзия. Первый крупный лирик — Л. Виваллиус (1605—69), автор «Жалобы по поводу этой сухой и холодной весны» (1642). Офиц. идеология швед. великодержавия, сформировавшаяся в 16—17 вв. на почве воен. успехов, получила отражение в фантастич. соч. У. Рудбека (1630—1702) «Атлантида» (1679—1702), где Швеция объявляется прародиной всей мировой культуры. Идеология Возрождения нашла выражение в творчестве Г. Шернъельма (1598—1672), крупнейшего швед. писателя 17 в. Его поэма «Геркулес» (1658) отразила характерную для эпохи тенденцию вытеснения религ. культуры светской, замену христ. аскетич. морали гуманистич. мировосприятием. В застольных песнях и стих. «на случай» Лусидора (псевд. Л. Юхансона, 1638—74) ренессансные мотивы еще сочетаются с религ. настроениями. В лит-ре конца 17 в. под влиянием барокко возникли пасторальные мотивы у Дальшерны (Гунно Эурелиуса, 1661—1709) и описания гор. быта в стихах Ю. Руниуса (1679—1713).

В нач. 18 в. складывается лит-ра швед. Просвещения, связанная с активной борьбой против феод. системы, за утверждение бурж. отношений. Крупнейшим швед. просветителем был поэт, публицист и историк У. Далин (1708—63), издававший журн. «Then swänska Argus» («Шведский Аргус», 1732—34). В своих сатирах и пародиях он высмеивал нравы аристократии и духовенства. В комедии «Завистник» (1738), аллегорич. «Саге о лошади» (1740), поэме «Шведская свобода» (1742) и др. Далин раскрывал обществ. противоречия, подвергал критике монархию. К сер. 18 в. появились просветит. роман «Приключения Адальрика и Гьетильды» (1742—1744) первого швед. романиста Я. Х. Мёрка (1714—63) и путевые очерки «Мой сын на галерах» (изд. 1781) Я. Валленберга (1746—78). В развитии прозы важная роль принадлежит и сочинениям ученых (путевые записки ботаника К. Линнея, 1707—78). Религ. мистицизм, теософ. спекуляция, запечатленные в «пророческих» книгах («Небесные тайны», т. 1—8, 1749—56) Э. Сведенборга (1688—1772), были, с одной стороны, направлены против ортодоксальной церкви, с другой, — явились особой формой идеалистич. реакции на Просвещение. Поэзию этого периода полнее всего представляет творчество т. н. «строителей мысли», находившихся под влиянием франц. просветителей. Во главе этой группы стояла поэтесса Хедвиг Шарлотта Нурденфлюкт (1718—63). Ее сб. «Тоскующая горлинка» (1743), в к-ром проявилось присущее поэтессе внимание к внутр. миру человека, оказался первым вестником сентиментализма в Швеции. Другие поэты группы — Г. Ф. Крёйц (1731—85) в пасторали «Атис и Камилла» (1761), Г. Ф. Гилленборг (1731—1808) в стихах, воспевавших жизнь природы, развивали руссоистские традиции, к-рые позднее продолжил Ю. Г. Уксеншерна (1750—1818): поэмы «Жнецы» (1796) и «Часы дня» (1805).

—95) выступал с критикой церкви и монархии, политич. и культурной реакции, отстаивал принципы классицизма, способствовал оживлению в 80-е гг. лит. -муз. об-ва «Utile Dulci», с к-рым были связаны мн. швед. просветители. К 80-м гг. относится ожесточенная полемика Чельгрена с Т. Турильдом (1759—1808), провозвестником новых, предромантич. веяний, под влиянием к-рых позднее оказался и сам Чельгрен (поэма «Новое творение, или Мир воображения», 1789).

—95). В «100 посланиях Фредмана» (1790) и др. произв., преим. в жанре застольной песни, он развивал демократич. традиции швед. поэзии, широко используя фольклорные мотивы и формы, создавая реалистич. картину жизни Стокгольма. Демократич. симпатиями отмечены также идиллии и сатиры Анны Марии Ленгрен (1754—1817), написанные в последние десятилетия 18 в. Официальная культура и лит-ра конца 18 в. представлена т. н. «густавианским классицизмом», процветавшим при дворе короля Густава III и ориентировавшимся на франц. образцы. Постепенное выхолащивание из него просветит. содержания заметно в творчестве придворного поэта-классициста К. Г. Леопольда (1756—1829), драматурга и либреттиста Г. Й. Адлербета (1751—1818). В борьбе с классицизмом, а также под влиянием, с одной стороны, англ. «кладбищенской поэзии», с др. стороны — нем. «Бури и натиска» складывается предромантизм. Теоретиком его выступил Турильд, эстетич. бунтарство к-рого против классицизма органично сочеталось с политич. и социальным радикализмом («Критика на критиков», 1791—92), философ. пантеизм — с выражением сочувствия Великой франц. революции. Турильд сделал поэзию средством выражения напряженной внутр. жизни («Страсти», опубл. 1785; «Песни в готском духе», 1792, и др.). Для лирики Б. Лиднера (1757—93) характерно эмоциональное выражение изменчивых чувств и настроений, использование новых поэтич. форм, музыкальности стиха и т. д. Предромантич. тенденции присущи также ранней идиллич. поэзии Ф. М. Франсена (1772—1847) с ее образностью и музыкальностью и псалмам Ю. У. Валлина (1779—1839).

осн. в 1803 в Упсале, а затем в «Союзе Авроры», осн. поэтом П. Д. Аттербумом (1790—1855) в 1807. На страницах журн. «Polyfem» («Полифем», 1809—12) и «Фосфорос» («Phosphoros», 1810—13) романтики (т. н. «фосфористы») Аттербум, Л. Хаммаршельд (1785—1825), В. Ф. Пальмблад (1788—1852) и др. вели ожесточенную полемику против «густавианцев». Они находились под влиянием нем. идеалистич. философии и ранних нем. романтиков, разделяли их политич. консерватизм. Осн. романтич. конфликт между идеалом и действительностью получил туманное религиозно-мистич. воплощение в лирике Аттербума («Цветы», «Поэтический календарь»), в его сказочной пьесе «Остров блаженства» (1824—27). Близок фосфористам Э. Ю. Стагнелиус (1793—1823), запечатлевший в эмоциональной, напряженной лирике (цикл «Лилии Сарона», 1821) и лирич. драмах («Мученики», 1821, и др.) романтич. контраст между религиозно-аскетич. и чувственным началами.

Против идеалистич. философско-эстетич. деклараций фосфористое выступали романтики, объединившиеся в Готский союз. Его программа призывала к возрождению древнесканд. патриархальных и героич. традиций, сохранившихся в древних памятниках и фольклоре. В журн. «Идуна» («Iduna», 1811—24), издаваемом вождем «готов» — поэтом, публицистом и историком Э. Г. Гейером (1783—1847), печатались переводы из «Эдды», древних саг, фольклорные произв., а также стихи самого Гейера («Последний витязь», «Вольный крестьянин», 1811, и др.) — подчеркнуто конкретные, в противоположность туманной поэзии «фосфористов». Внутри союза, однако, либеральные и демократич. тенденции, отчасти разделявшиеся Гейером и К. А. Никандером (1799—1839), противостояли крайне консервативному и националистич. неприятию всего нового у П. Линга (1776—1839) и других. С готской традицией связаны фольклорные сб-ки «Старые шведские народные песни» (ч. 1—3, 1814—16) А. А. Афцелиуса (1785—1871) и Гейера и «Шведские древние песни» (ч. 1—3, 1834—42) А. И. Арвидссона.

«фосфористов», не порывали резко с традициями Просвещения. Великий швед. нац. поэт Э. Тегнер (1782—1846), связанный отчасти с Готским союзом, органично сочетал приверженность просветит. рационализму, веру в силу разума (поэма «Первое причастие», 1820) с романтич. настроениями, особенно проявившимися в лиро-эпич. поэме «Аксель» (1822). Патриотич. мотивы Тегнера, его демократич. и гуманистич. устремления получили наиболее полное выражение в поэме «Сага о Фритьофе» (1819—25), основанной на древнеисл. саге, — новаторском произв., синтезировавшем эпос, лирику и драму, обогатившем язык и стиль швед. поэзии.

В 30-е гг. дальнейшее обострение обществ. противоречий вызвало к жизни новые лит. явления. Против реакц. политики правящих кругов Швеции, связанных со Священным союзом, с бурж. -демократич. позиций выступила газ. «Вечерний листок» («Aftonbladet», с 1830), в к-рой с конца 30-х гг. печатался К. Ю. Л. Альмквист (1793—1866). Его творчество отражает обозначившийся в лит-ре поворот к социально-критич. проблематике (роман «Сойдет!» — «Det går an!», 1839) и к реализму, хотя и с романтич. элементами: повести о быте крестьян «Часовня» (1838), «Мельница в Шельнуре» (1838) и др. В 30—50-е гг. возникает бытописат. роман. Фредрика Бремер (1801—65) в романах «Семья X**» (1829), «Соседи» (1837), «Родной дом» (1839) и др. рисовала события повседневной жизни средних слоев общества, выступила в защиту прав женщин. Быт стокгольмской аристократии воссоздавала София фон Кнорринг (1797—1848) в романах «Кузины» (1834), «Иллюзии» (1836), реализм к-рых, однако, ослаблен морализаторской тенденцией. Бытовизм романов Эмилии Флюгаре-Карлен (1807—92) о жителях шхер «Роза с острова Репейников» (1842), «Торговый дом на шхерах» (1859) сочетается с острой интригой и углубленным психологизмом. Темы «Жанровых картин» (1842) К. А. Веттерберга (псевд. — «Дядя Адам», 1804—89), комедий и «Картинок действительности» (1863—65) А. Бланша (1811—68) — быт и нравы мелкобуржуазной чиновничьей среды.

Социальные мотивы появляются в более резкой форме в политич. поэзии периода подъема буржуазно-демократич. движения 40-х гг. — в сб-ках К. В. А. Страндберга (1818—77) «Песни, одетые в броню» (1845), стихах О. П. Стурцен-Беккера (1811—69) и др. Однако критич. и реалистич. тенденции сер. 19 в. были еще непоследовательны и уживались с элементами романтизма, к-рые проявлялись до 70-х гг. Характерно для этого периода творчество писателя и историка А. В. Рюдберга (1828—95), к-рый отдал дань и жанру авантюрно-критического романа-памфлета («Корсар в Балтийском море», 1857), и романтич. фантастике (повесть «Сингуалла», 1857). В историч. романах «Последний афинянин» (1859) и «Оружейник» (1891) он с гуманистич. позиций выступил против фанатизма протестантской церкви. Рюдберг (сб-ки «Стихи», 1882, 1891) и К. Снойльски (1841—1903), чл. лит. «Общества псевдонимов», обратились к совр. тематике, создали более простой и естественный по сравнению с романтическим поэтич. стиль.

— нач. 80-х гг. в связи с быстрым развитием пром. капитализма, подъемом рабочего движения и борьбой за демократич. свободы. Важную роль в этом процессе сыграла деятельность дат. критика Г. Брандеса, социально-критич. драматургия норв. драматургов Г. Ибсена и Б. Бьёрнсона, а также рус. реалистич. лит-ра. Новый период в Ш. л. открыли произв. А. Стриндберга (1849—1912): бунтарская историч. драма «Местер Улуф» (1872) и особенно роман «Красная комната» (1879), отличающийся сатирич. остротой и бескомпромиссностью критики социального неравенства, бурж. морали, политики, религии, культуры. Эти мотивы были продолжены Стриндбергом в сб-ке памфлетов «Новое царство» (1882), новеллах сб-ков «Рассказы о браках» (т. 1—2, 1884—86), разоблачающих институт бурж. семьи, в романах «Сын служанки» (1886—87), «Островитяне» (1887) и др. Увлечение идеями утопич. социализма и учением Н. Г. Чернышевского отразилось в новеллах сб. «Утопии в действительности» (1885). Вокруг Стриндберга группировались критически настроенные писатели, т. н. «восьмидесятники», стремившиеся создать реалистическую, «проблемную» лит-ру. Эта группа, получившая назв. «Молодая Швеция», нанесла последний удар по романтизму и связанным с ним иллюзиям о возможности возрождения древнесканд. патриархальности, обратилась к социальным проблемам современности.

— темы новелл Анны Шарлотты Лефлер-Эдгрен (1849—92), автора сб. «Из жизни» (т. 1—5, 1882—90); романов Виктории Бенедиктсон (1850—88) «Деньги» (1885) и «Марианна» (1887), романов Г. Гейерстама (1858—1909) «Эрик Гране» (1885), «Пастор Халлин» (1887) и др. В романах Гейерстама о деградации бурж. семьи («Комедия брака», 1898, и др.), в романах и драмах Т. Хедберга (1862—1931) усилились натуралистич. тенденции. Во 2-й пол. 80-х гг. Стриндберг создал т. н. натуралистич. драмы «Отец» (1887), «Фрёкен Юлия» (1888) и др., обосновав их принципы в программном предисловии к «Фрёкен Юлии». Однако по существу Стриндберг дал в них социальную, реалистич. мотивировку характеров, обличал мещанство и аристократию. Сжатое, концентрированное сценич. действие делает их новой ступенью в развитии европ. драмы.

А. У. Боот (1853—1912) сделал предметом своей поэзии будничную нар. жизнь провинции Сконе. На поэзию У. Хансона (1860—1925) (сб. «Notturno», 1885, и др.) оказал влияние франц. и нем. символизм. Эротич. мотивы и утонченный стиль прозы его сб. «Sensitiva amorosa» (1887) почти вытеснили социальный фон.

«восьмидесятников». Вождем нового поколения, нередко объединяемого под назв. «романтики 90-х годов», или «неоромантики», выступил В. фон Хейденстам (1859—1940), в лит. манифестах «Ренессанс» (1889) и «Свадьба Пепиты» (1890, совм. с О. Левертином, 1862—1906) трактовавший реализм и натурализм как «серый реализм», «реализм башмачников» и провозгласивший право художника на вымысел. В его стихотв. сб-ках «Паломничество и годы странствий» (1888) и др., романе «Ганс Альенус» (1892) совр. будням противопоставлен эстетизированный мир Ренессанса и экзотич. Востока, культ чувственных наслаждений. В сб. новелл «Воины Карла XII» (1897—98), романе «Древо Фолькунгов» (1905—07), содержащих элементы национализма, Хейденстам прославляет отечеств. историю. Утонченный эстетизм, к-рого не чужд был и Хейденстам, обращение к прошлому, легендам характеризует поэзию Левертина (сб. «Легенды и песни», 1891), ведущего критика и эссеиста этого времени.

В швед. неоромантизме был силен и демократич. элемент, проявившийся в т. н. областнич. лит-ре: совр. капиталистич. городу нередко противопоставлялся реалистически воссозданный патриарх. уклад сел. жизни разл. областей Швеции. Она опиралась и на фольклорную традицию. Видный поэт Г. Фрёдинг (1860—1911) в циклах «Вермландские напевы» из сб-ков «Гитара и гармоника» (1891) и «Новые стихотворения» (1894) запечатлел мир вермландской деревни. В сб. Фрёдинга «Брызги и осколки» (1896) звучат трагич. мотивы одиночества, разлада с действительностью. Фрёдингу близок Э. А. Карлфельдт (1864—1931), воспевший сел. область Швеции — Даларна в сб. «Песни Фридолина» (1898) и др.

— истоки творчества Сельмы Лагерлёф (1858—1940), близкого к неоромантизму. Её роман «Сага о Йесте Берлинге» (1891) проникнут гуманистич. верой в человека и отрицанием духа утилитаризма, присущего капиталистич. цивилизации. Эти черты характерны и для ее дальнейшего творчества: книга для детей «Чудесное путешествие Нильса Хольгерсона по Швеции» (1906—07), повесть «Деньги господина Арне» (1904), историч. трилогия о Лёвеншельдах (1925—1928). Однако нек-рым ее произв. (романы из крест. жизни «Иерусалим», 1901—02; «Император Португалии», 1914, и др.) присуща религиозно-морализаторская тенденция. В новеллах П. Хальстрёма (1866—1960), отмеченных пессимизмом, совр. бурж. миру с его делячеством, подавлением человеческой личности (сб. «Заблудившиеся птицы», 1894) противопоставлен мир мечты, идеализированного прошлого (сб. «Пурпур», 1895), сокровенный мир человеческой души (сб. «Танатос», 1900). С областничеством связано творчество П. Мулина (1864—96), воспевшего крест. жизнь Норланда, а также А. Энгстрёма (1869—1940) — сатирика и бытописателя Смоланда.

развенчивает аморальность «сверхчеловека» в романе «На шхерах» (1890), повести «Чандала» (1889). Автобиографич. романы «Ад» (1897) и «Легенды» (1898), рисующие мистич. картины в строго рациональном построении, подготовили символико-экспрессионист. драматургию Стриндберга нач. 1900-х гг. (трилогия «Путь в Дамаск», 1898—1904; драмы «Игра грёз», 1902, «Соната призраков», 1907, и др.), отражающую неприятие писателем бурж. мира и сыгравшую значит. роль в эволюции европ. драмы 20 в. В историч. драмах Стриндберга «Эрик XIV» (1899), «Энгельбрект» (1901) и др., в его романах, продолжающих сатирич. линию «Красной комнаты» («Готические комнаты», 1904, и др.), усиливаются критич. и реалистич. тенденции.

Иронич. критика религ., моральных и социальных устоев об-ва в сочетании с пессимизмом и скептицизмом отличает творчество видного прозаика конца 19 — нач. 20 вв. Я. Сёдерберга (1869—1941), автора романов «Доктор Глас» (1905), «Серьёзная игра» (1912), пьесы «Гертруда» (1906). Острый психологизм и лаконичный стиль сделали его новеллы (сб. «Историйки», 1898, и др.) важной вехой в развитии этого жанра в Швеции. Предмет изображения Сёдерберга, поэта и новеллиста Б. Бергмана (1869—1967) — жизнь совр. капиталистич. города — Стокгольма и судьба «маленького человека».

Выразителем индивидуалистич. устремлений выступил в нач. 20 в. поэт и прозаик К. Г. Оссиан-Нильсон (1875—1970). Его роман «Варварский лес» (1908) направлен против революц. движения, к к-рому он вначале примыкал. Эволюцию от эротич. поэзии к шовинизму и религ. сектантству проделал поэт и прозаик С. Лидман (1882—1960). Значит. вклад в поэзию внесли В. Экелунд (1880—1949), впервые в Ш. л. использовавший форму свободного стиха, и А. Эстерлинг (р. 1884), создавший выразит. картины сконской деревни.

—20-х гг. сделала первые значит. шаги лит-ра о жизни рабочего класса. Мотивы классовой борьбы звучат в произв. М. Кока (1882—1940): первом в Швеции романе о рабочем коллективе «Рабочие. История о ненависти» (1912) и романе «Лесная долина» (1913), написанном на материале крупных стачек. Жизни рабочих Норланда посв. романы Г. Хеденвинда-Эриксона (1880—1967): «Поваленный лес» (1910) и др.; в «Емтландских сагах» (1941—46), органично сочетая реалистич. изображение с символикой, писатель обращается к фольклору и мифологии. Духовный мир тружеников раскрывает Д. Андерсон (1888—1920) в рассказах сб. «Истории угольщика» (1914) и лирике («Песни угольного сторожа», 1915, и «Черные баллады», 1917). Жизни рабочих посв. также романы Марии Сандель (1870—1927, «На грани голода», 1908, и др.) о положении женщины-работницы, произв. А. Викстена (1889—1969).

—18 и в последующее десятилетие нашли отражение в творчестве мн. бурж. писателей. Под воздействием философии А. Бергсона и его школы П. С. Сивертс (р. 1882) в романах «Пираты с озера Меларен» (1911) и «Фланер» (1914) отдал дань и модному пессимизму, и философии «действия»; однако под влиянием 1-й мировой войны и последующих обществ. событий он создал роман «Селямбы» (1920) — гротескную сатиру на хищничество и паразитизм буржуазии, отмеченный обостренным психологизмом. В реалистич. новеллах в 10-х гг. Л. Нурдстрём (1882—1942) рассказал о наступлении капиталистич. цивилизации на экономически отсталые области Норланда (сб-ки «Рыбаки», 1907; «Господа», 1910, и др.). Со сб. новелл «Кучера» (1910) выступил Г. Хельстрём (1882—1953); в его романе «У мастера Лекхольма возникла идея» (1927) нарисована картина гор. мещанского быта. В защиту женского равноправия выступила Элин Вегнер (1882—1949) в романе «Ручка» (1910), а также в романе из крест. жизни «Оса-Ханна» (1918), в к-ром проявилась религ. -этич. сторона ее мировоззрения. Я. Бергман (1883—1931) романом «Завещание его милости» (1910) открыл реалистич. цикл о пром. р-не Бергслагене; романы цикла «Маркуреллы из Вадчёпинга» (1919), «Шеф фру Ингеборг» (1924), «Клоун Як» (1930) и др. характеризуются символикой, трагикомич., гротескными и фантастич. образами, глубоким психологизмом. Бергман-драматург развивал традиции символико-экспрессионист. камерной драмы Стриндберга («Пьесы для марионеток», 1917), а также жанр нар. комедии.

Настроения растерянности и страха, вызванные 1-й мировой войной, наиболее полно отразил П. Лагерквист (р. 1891) в своих произв., близких экспрессионизму: сб. стихов «Страх» (1916), сб-ки новелл «Железо и люди» (1915), «Хаос» (1919); драмы «Последний человек» (1917), «Невидимый» (1923) и др. Характеры и события в этих произв. и в романах «Вечная улыбка» (1920) и «В мире гость» (1925) трактуются Лагерквистом как проявления вечных метафизических начал. Утверждению швед. экспрессионист. поэтики способствовал сб. стихов Б. Шёберга (1885—1929) «Кризисы и венки» (1926), в к-ром настроения ужаса и отвращения к войне и породившей ее действительности отражены в острых, изломанных ритмах и образах. Стихи Лагерквиста и Шёберга во многом определили пути дальнейшего развития швед. поэзии.

—1941) о рабочих буднях (сб-ки «Мой мир», 1918; «Судные дни», 1922), революц. поэзию Х. Блумберга (1893—1950; сб. «Люди большой тревоги», 1918), Р. Енделя (1895—1939) (сб-ки «К любви и ненависти», 1917; «Отважные», 1918). Среди интеллигенции усилился интерес к социалистическому учению, отразившийся и в поэзии: сб-ки «Земля» (1920), «Пленный бог» (1927) и др. Э. Блумберга (1894—1965), провозгласившего обществ. полезность иск-ва. Швед. союз «Кларте», возникший в 1924 как филиал междунар. организации и объединивший значит. круги интеллигенции, сыграл видную роль в распространении социалистич. идей. Среди поэтов-клартистов — авторы сб-ков «Знамена» (1928), «Молодость» (1931) А. Юнгдаль (1901—68), С. Арвидсон (р. 1902) и др. С «Кларте» была связана писательница и поэтесса Карин Бойе (1900—41). Ее поэзия (сб-ки «Тучи», 1922, «Ради дерева», 1935, и др.), поднимающая политич., нравств. и психологич. проблемы современности, отражает также увлечение поэтессы психоаналитич. и сюрреалистич. идеями.

«Пять молодых»: А. Лундквист (р. 1906), Х. Мартинсон (р. 1904), Э. Асклунд (р. 1908), Ю. Чельгрен (1907—48) и Г. Сандгрен (р. 1904). Развивая традиции Лагерквиста, Шёберга и шведо-фин. поэтов Эдит Сёдергран и Э. Диктуниуса, они призывали возродить простые человеческие ценности, провозглашали культ совр. техники. При ограниченности антибурж. бунта, модернистских и утопич. увлечений эстетич. программа «примитивизма» способствовала приближению лит-ры к действительности. Пути самих писателей вскоре разошлись. Уже ранние сб-ки стихов («Обнаженная жизнь», 1929; «Черный город», 1930, и др.) и прозы («Земная проза», 1930; роман «Реки текут к морю», 1934) Лундквиста содержали реалистич. картины жизни капиталистич. города. Позднее, с сер. 30-х гг., перед лицом растущей фаш. опасности его поэзия затемняется и усложняется сюрреалистич. влияниями (сб-ки «Мосты ночи», 1936; «Тема огня», 1939, и др.). Поэзия и проза Мартинсона (сб. стихов «Кочевник», 1931; путевая кн. «Путешествия без цели», 1932, и др.) содержат морскую романтику и черты утопич. философии. Родоначальником лит-ры социалистич. реализма в Швеции выступил Чельгрен, автор революц. стихов, романа о рабочем коллективе «Люди и мост» (1935) — первого произв. в Ш. л., в к-ром создан образ коммуниста; его произв. объединяет идея пролет. солидарности.

Идеи «примитивизма» увлекли в нач. 30-х гг. мн. писателей, противопоставлявших цивилизации и морали «естественный» образ жизни: романы «Дождь на рассвете» (1933) Э. Йонсона (р. 1900), роман «Его женщина» (1933) В. Муберга (1898—1973) и др.

в романах «Комментарий к падению звезды» (1929) и «Бобинак» (1932), в автобиографич. цикле романов об Улуфе (1934—37) создал реалистич. картину жизни Норланда, рассказал о сближении своего героя с рабочим движением. Муберг в романах о пров. Смоланд поставил проблемы взаимоотношения города и деревни: дилогия «Далеко от шоссе» (1929), «Связанные руки» («De knutna händerna», 1930), автобиографич. трилогия о Кнуте Туринге (1935—39). Автобиографич. романам Х. Мартинсона «Крапива цветет» (1935) и «Путь в жизнь» (1936) свойствен глубокий психологизм.

Остросоциальные проблемные произв. создали писатели, объединяемые критикой в т. н. «статарскую школу». В 1933 одновременно вышли романы И. Лу-Юхансона (р. 1901) «Спокойной ночи, земля», Я. Фридегорда (1897—1968) «Ночь в июле» и Муа Мартинсон (1890—1964) «Женщины и яблони», в к-рых отразились беспросветная нужда и бесправие полукрепостных безземельных крестьян-арендаторов, т. н. статаров. Лу-Юхансон стремился создать «роман о коллективе», делая упор на социальный фон. О статарах повествуют также его сб-ки рассказов «Статары» (ч. 1—2, 1936—1937) и «Пролетарии земли» (1941), роман «Просто мать» (1939). Подчеркнутая резкость в обрисовке социальных язв швед. деревни вызвала бурную обществ. реакцию, что способствовало ликвидации системы «стата». Фридегор показал, как тяжелые условия жизни калечат сознание героя: цикл автобиографич. романов о Ларсе Хорде (1935—51), сб. рассказов «Статисты» (1939) и др. Автобиографич. цикл Мартинсон «Мать выходит замуж» (1936), «Венчание» (1938), «Розы короля» (1939), «Я встречаю поэта» (1950) воссоздает наряду со статарской средой городскую, пролетарскую.

—68) в романах «Грех в Скруке» (1937), «Двое бьют третьего» (1939) и др. выступила как бытописательница швед. деревни. Многотомные циклы Агнес фон Крусеншерны (1894—1940) — «Барышни фон Пален» (1930—35) и др., описывающие процесс деградации буржуазии и дворянства с натуралистич. акцентом на сексуальных моментах, вызвали ожесточенную полемику в критике. Лживость и эгоизм господств. классов — осн. тема сатирич. романов У. Хедберга (р. 1899) «Убегающие и догоняющие» (1930), «Прошу подать счет» (1932) и др. Ф. Нильсон-Пиратен (р. 1895) в романе «Бомби Битт и я» (1932) бурж. морали противопоставляет полный живого юмора и фантазии бурлескный мир мальчишеских сумасбродств и приключений в духе М. Твена.

«Высокая месса» (1934), «В этой ночи» (1936) и др. Ю. Эдфельта (р. 1904), сб-ки «Одолеть мир» (1937) и др. Я. Гульберга (1898—1961). Влияние франц. сюрреализма и поэзии Т. С. Элиота сказалось в ранней лирике Г. Экелёфа (1907—68, сб. «Поздно на земле», 1932, и др.), позднее обратившегося к более объективной и ясной поэтич. манере. Демократич. традицию гор. песни, связанную с именами Лусидора и Бельмана, продолжили Э. Тоб (р. 1890) и Н. Ферлин (1898—1961), за маской шута прячущий горькую насмешку над современностью (сб. «Песни плясуна на похоронах», 1930, и др.).

В 30-е гг. в Швеции складывается антифаш. лит-ра, к-рая приобретает наибольший размах в годы нац. -освободит. войны в Испании 1936—39 и 2-й мировой войны 1939—45. Лагерквист еще пытался трактовать фашизм как проявление внеисторич., абсолютного «зла», но в целом его гуманизм в романах «Палач» (1933) и «Карлик» (1944), сб. новелл «В то время» (1935) становится более конкретным и действенным. Роман-антиутопия Карин Бойе «Каллокаин» (1940) направлен против фаш. подавления человеческой личности. Йонсон выступил против нем. фашизма (роман «Ночное учение», 1938) и нацистских тенденций в Швеции: роман «Возвращение солдата» (1940), сатирич. аллегорич. трилогия «Крилон» (1941—43). Откликом на нац. -освободит. войну в Испании явилась пьеса Чельгрена «Неизвестный шведский солдат» (1938), а в трилогии «Смарагд» (1939), «Золотая цепь» (1940), «Мужская дружба» (1947) автор прославляет междунар. пролет. солидарность. Антифаш. звучание имел историч. роман Муберга «Скачи в ночь!» (1941). Обращение писателей-реалистов в конце 30—40-х гг. к прошлому отражало стремление в наиболее тяжелые годы обрести опору в историч. опыте народа: романы Фридегорда «Страна деревянных богов» (1940), «Народ на рассвете» (1944), «Жертвенный дым» (1949); трилогия Муа Мартинсон о судьбах швед. крестьянства в 18—19 вв. «Путь под звездами» (1940), «Огненные лилии» (1941), «Праздник жизни» (1950), романы Йонсона «Прибой» (1946), «Мечты о розах и огне» (1949) и др. Творчество В. Юнгквиста (р. 1900), Т. Аурелля (р. 1895) и Т. Юнсона (1910—50) отмечено поисками новых художеств. средств психологич. характеристики в жанрах романа и новеллы.

и в возможностях бурж. цивилизации. Под влиянием экзистенциалистских идей и модернистской эстетики они обратились к углубленному исследованию психологич. и моральных проблем личности. Наиболее резко эти тенденции проявились в творчестве С. Дагермана (1923—54), романы к-рого «Змея» (1945), «Остров обреченных» (1946) и др. выражали настроения страха и отчаяния, звучавшие и в сб. стихов Э. Линдегрена (1910—68) «Человек без дороги» (1942) и в стихах К. Венберга (р. 1910; сб. «Летоисчисление», 1945, и др.), у к-рых появляются также ноты социального протеста. Проблема отчуждения человека в бурж. об-ве и вместе с тем ответственности его перед об-вом стоит в центре романов «Если» (1946), «Ночь под ярмарочным тентом» (1957) и новелл Л. Алина (р. 1915), романов «Эгиль» (1948), «Как ласточки» (1956) С. Арнера (р. 1909), в основу сюжета к-рых положены семейные отношения. Нравств. искания человека в совр. об-ве, его борьбу со злом, трактуемым в матафизич. плане, запечатлел Лагерквист в цикле романов на библейские сюжеты: «Варавва» (1950), «Сивилла» (1956), «Смерть Агасфера» (1960) и др. Историч. романы Йонсона сопоставляют современность с прошлыми эпохами: «Тучи над Метапонтом» (1957), «Эпоха его милости» (1960) и др. В эпич. фантастич. поэме Х. Мартинсона «Аниара» (1956) выражен пессимистич. взгляд на науч. прогресс как источник гибели цивилизации.

«Неграмотный», 1951, и др.), дающий широкую картину швед. жизни 1-й трети 20 в., и цикл романов об эмиграции швед. крестьян в Америку в сер. 19 в. (1949—59) и остросюжетная пьеса «Судья» (1957) и др. Муберга. Б. -Э. Хёйер (р. 1907), продолжая традицию реалистич. социального романа, переносит внимание на внутр. мир героя: «Тридцать сребреников» (1949), «Перед приходом вдов» (1951). Ф. Фриделль (р. 1904) выступил от имени низкооплачиваемой части рабочего класса со слаборазвитым классовым сознанием: роман «Рука мертвеца» (1946) и др.

Против тезиса официальной пропаганды о Швеции как государстве «всеобщего благоденствия» полемически заострены мн. произв. 50-х гг. Борьба за существование крестьян Вестерботтена отражена в романах Сары Лидман (р. 1923) «Смоляная долина» (1953) и «Край морошки» (1955). Герой, родившийся в среде обитателей богадельни, — в центре цикла автобиографич. романов О. Вассинга (р. 1919): «Сын могильщика» (1958) и др. Романы Лундквиста «Вальс в Виндинге» (1956) и «Комедия в Хегерскуге» (1959) сочетают сатиру на мещанство и оптимистич. мировосприятие. Биргитта Тротциг (р. 1929) в «Повести с побережья» (1961) и «Предательстве» (1966) рисует картины материальной и духовной нищеты, выход из к-рой она видит в религ. исканиях. Молодежи, выражающей в стихийных формах протест против бурж. морали, посв. роман Л. Йёрлинга (1931—66) «491» (1962), вызвавший бурную обществ. реакцию. О внутр. противоречиях «благополучного» швед. об-ва рассказал Б. Рунеборг (р. 1937) в романе «Ослепленные» (1964). В поисках больших социально-значимых тем писатели обращаются к теме борьбы колониальных народов за независимость. С путевыми очерками выступил Лундквист (книги об Африке, Индии, Лат. Америке). Широкий отклик нашли гневные репортажи П. Вестберга (р. 1933) о расистских порядках в Родезии («Запретная зона», 1960) и ЮАР («В черном списке», 1960). В нач 60-х гг. появились романы о нац. -освободит. движении в афр. странах: «Стремя» (1961) Б. Сёдерберга (р. 1925), «Я и мой сын» (1961) и «С пятью алмазами» (1964) Сары Лидман. На историч. материале афр. экспедиции англ. исследователя Г. Стэнли построен роман «Экспедиция» (1962) П. У. Сундмана (р. 1922).

В 50—60-е гг. подъем переживает сатирич. лит-ра. Лундквист создает гротескно-фантастич. пародии на капиталистич. мир («Малинга», 1952, и др.). П. Родстрем (1925—65) в новеллах (сб. «Грести без весел», 1961) и романах («Врата славы», 1954; «Воздушный шар на луне», 1958) иронизирует над мещанством и стандартизацией быта большого города. В романах «Шестое путешествие Гулливера» (1960) Б. Янсона (р. 1928), «Свободная суббота» (1963), «Охота на поросенка» (1968) П. К. Ерсильда (р. 1935), «Рак-отшельник» (1962) С. Дельбланка (р. 1931), в сатирич. стихах и миниатюрах С. Кей-Оберга (р. 1922) осмеиваются мещанская мораль, бюрократизм, идеология гос-ва «всеобщего благоденствия».

«эссеистские» романы «Смерть Сократа» (1960) и «Мемуары Каина» (1963) Л. Юлленстена (р. 1921), «Пятая зима магнетизера» (1964) П. У. Энквиста (р. 1930), романы Л. Густафсона (р. 1936) и др. Пессимистич. взгляд на возможности человека в совр. бурж. об-ве выражен в романах «Лекарство доктора Миракеля» (1957) К. Нурдстрёма (р. 1930), «Обман» (1960) Локи Энмарк (р. 1930), «Миф о Ву Тао-цзу» (1967) С. Линдквиста (р. 1932).

от смысловой, коммуникативной функции и выявить его чисто звуковую или графич. сторону. Школа «новой простоты» (Й. Пальм, р. 1931; Б. Хокансон, р. 1937; Соня Окессон, р. 1926, и др.) стремится приблизить свою поэзию к действительности. Мощное движение против агрессии США во Вьетнаме, бунт «новых левых» способствовали возрождению актуальности поэзии (Хокансон, Л. Сёдерберг, р. 1931; Ё. Сунневи, р. 1939, и др.). Важное место заняла документ. проза: книга-репортаж Сары Лидман «Встречи в Ханое» (1966), документ. роман У. Муберга (р. 1948) «Демонстрант» (1969) о движении левой молодежи, роман-дневник Дельбланка «Ослиный мост» (1970) и др. В реалистич. традициях написаны остроразоблачит. книги Май Шёвалль и П. Валё (р. 1926) в жанре детективного романа, книги для детей Астрид Линдгрен (р. 1907, циклы повестей о Малыше и Карлсоне, о Пеппи — Длинном Чулке и др.), С. Мальмберга и др.

Литературная периодика.

«Then Swänska Argus» («Шведский Аргус»), издаваемый У. Далином в 1732—34. После отмены цензуры в 1766 газ. «Stockholms Posten» («Стокгольмс-пост», с 1778) под руководством Ю. Х. Чельгрена превратилась в рупор передовых идей позднего Просвещения. В нач. 19 в. против густавианского классицизма выступили журн. «Polyfem» («Полифем», 1809—12) и «Phosphoros» («Фосфорос», 1810—13). Журн. «Готского союза» «Iduna» («Идуна», 1811—24) Э. Г. Гейера пробуждал интерес к древней швед. истории и фольклору. С 1830 журналист буржуазно-оппозиц. направления Л. Ю. Йерта издавал обществ. -политич. газ. «Aftonbladet» («Вечерний листок»), сыгравшую видную роль в лит. борьбе зарождавшегося реализма против реакц. романтиков. С кон. 30-х гг. в газете деятельно сотрудничал К. Й. А. Альмквист. Лит. взгляды неоромантиков 90-х гг. выражал журн. «Ord och Bild» («Слово и образ», с 1892), позднее он стал одним из влиятельнейших журналов, освещающих вопросы лит-ры, иск-ва, театра и кино сканд. Севера. Газ. «Svenska Dagbladet» («Шведский дневной листок», с 1884), руководимая В. фон Хейденстамом, в к-рой с 1897 О. Левертин вел критич. отдел, сыграла значит. роль в формировании лит. вкуса широкой публики. В нач. 20-х гг. газеты социалистич. групп «Stormklockan» («Набат») и «Brand» («Пожар») предоставили свои страницы писателям — выходцам из рабочей среды. С 1924 изд. обществ. -политич. и лит. -худож. журн. «Clarté» («Кларте») — орган швед. союза «Кларте», в 60-е гг. перешедший на маоистские позиции. В 30-е гг. выходили журналы, ориентировавшиеся на формальное обновление лит-ры: «Spektrum» («Спектр», 1931—35), «Fönstret» («Окно», 1930—36), в к-ром выступали А. Лундквист и Ю. Х. Чельгрен, «Fronten» («Фронт», 1931—32). С 1932 выходит наиболее влиятельный доныне лит. -худож. журн. «Bonniers Litterära Magasin» — «BLM» («Литературный журнал Боньера»), печатающий новинки швед. и заруб. лит-ры во фрагментах, критич. обзоры и рецензии. В 40-е гг. антифаш. позицию занял журн. «Kulturfront» («Культурный фронт», 1941—44), издаваемый бывшими «клартистами». Писатели, вступившие в лит-ру в 40-х гг., печатались в журн. «40-tal» («40-е годы», 1944—47) и «Perspektiv» («Перспектива», 1948—50), где в числе сотрудников были С. Дагерман, Л. Алин, С. Арнер, поэты Э. Линдегрен и К. Венберг. В журн. «Prisma» («Призма», 1948—50) сотрудничали Я. Гульберг, Г. Экелёф. Журн. «Femtital» («Пятидесятые годы», 1950—51), «Upptakt» («Вступление», 1955—1958), «Rondo» («Рондо», с 1961) и др. стремились объединить молодые силы в лит-ре, содержали интересные публикации, однако не имели четкой лит. ориентации. С 1938 издается «Svensk Litteraturtidskrift» («Шведский литературный журнал»), осн. «Об-вом девяти», печатающий лит. исследования, преим. о совр. Ш. л.

Лит.: Горн Ф. В., История сканд. лит-ры от древнейших времен до наших дней, М., 1894; Брандес Г., Собр. соч., 2 изд., т. 2, СПБ, 1906; Веселовский Ю., Швед. лит-ра наших дней, в его кн.: Лит. очерки, т. 2, М., 1910; Тиандер К. Ф., Тегнер и швед. романтизм, в кн.: История зап. лит-ры, под ред. Ф. Д. Батюшкова, т. 2, М., 1913; его же, Отклики романтизма в Дании и Швеции, там же, т. 3, М., 1914; Шарыпкин Д., Август Стриндберг и нек-рые особенности реализма в сканд. лит-ре, «Уч. зап. ЛГУ», 1961, в. 62, № 308; Швед. новелла XIX—XX вв. Предисл. А. Борщаговского, М., 1964; Головин Е., Там, где сталкиваются миражи. (Заметки о совр. швед. лирике), «Вопр. лит-ры», 1966, № 7; его же, Новые горизонты викингов. (Заметки о совр. швед. прозе), там же, 1968, № 2; Панорама. Сб. рассказов. [Предисл. и коммент. Х. У. Гранлида], М., 1967; Неустроев В., Проблемы сов. лит-ведения в области скандинавистики, в кн.: Сов. лит-ведение за пятьдесят лет, М., 1967; его же, Швед. лит-ра, в кн.: История заруб. лит-ры кон. XIX — нач. XX в. (1871—1917), М., 1968; его же, Швед. лит-ра, в кн.: История заруб. лит-ры после Окт. революции, ч. 1 (1917—1945), М., 1969; Мацевич А., Осн. тенденции в развитии совр. швед. романа, в сб.: Вопросы заруб. лит-ры, Пермь, 1972; Фиш Г., У шведов, М., 1966; его же, Снова в Скандинавии, М., 1973; Böök F., Romanens och prosaberättelsens historia i Sverige intill 1809, Stockh., 1907; Blanck A., Den nordiska renässansen i sjuttonhundratalets litteratur, Stockh., 1911; Lamm M., Upplysningstidens romantik, del 1—2, Stockh., 1918—20; Sylwan O., Den svenska versen från 1600-talets början, del 1—3, Göteborg, 1926—34; Schück H., Warburg K., Illustrerad svensk litteraturhistoria, 3 uppl., del 1—8, Stockh., 1926—52; Levande svensk litteratur från äldsta tider till våra dagar, bd 1—24, Stockh., 1936—1938; Runnquist Å., Arbetarskildrare. Från Hedenvind till Fridell, Stockh., 1952; Brandell G., Svensk litteratur 1900—1950. Realism och symbolism, [Stockh.], 1958; Tigerstedt E. N., Svensk litteraturhistoria, 3 uppl., Stockh., 1960 (лит. c. 519—602); Gustafson A., A history of Swedish literature, Minneapolis, 1961 (лит. с. 567—644); Nilsson A., Svensk romantik, Lund, [1964.]; Linder E. Hj., Fem decennier av nittonhundratalet, 4 uppl., del 1—2, Stockh., 1965—1966; Ny illustrerad svens litteraturhistoria, 2 uppl., del 1—4, Stockh., 1967; Werin A., Vandring kring en sjö. Studier minnen betraktelser, Lund, [1967]; Femtitalet i backspegeln, Stockh., [1968]; Ohlmarks Å., Rytm, klang, bild, rim. Svensk vers och versteknik från runmästarna till Karlfeldt, [Stockh.], [1970]; Björck S., Sallnäs H., Palmqvist В., Litteraturhistoria i fickformat. Svensk diktning från 80-tal till 70-tal, 3 uppl., Stockh., 1971; Brostrøm Т., Moderne svensk letteratur. 1940—1972, Stockh., 1973.