Приглашаем посетить сайт

Томашевский Б.В.,Вольперт Л.И.: Корнель (Corneille) Пьер.

Б. В. Томашевский, Л. И. Вольперт.
КОРНЕЛЬ (Corneille) Пьер (1606—1684)

Пушкинская энциклопедия. Электронные публикации Института русской литературы (Пушкинского Дома) РАН

КОРНЕЛЬ (Corneille) Пьер (1606—1684), фр. драматург. Хорошо известный в России с XVIII в. как великий трагический писатель и наряду с Ж. Расином основоположник фр. классической трагедии, К. оставался в пушк. время авторитетом и образцом для приверженцев классицизма, а также привлек интерес близких к преддекабристским кругам литераторов и театр. деятелей, к-рые нашли у него примеры героической добродетели, подвигов и жертв во имя высоких гражд. побуждений, обостренного сознания долга и чувства человеческого достоинства, эмоц. возвышенной риторики.

В 1817 была поставлена знаменитая трагедия «Гораций» («Horace», 1640) в пер. четырех писателей, в т. ч. П. А. Катенина (9 представлений в Петербурге в 1817—1823 и 2 на моск. сцене в дек. 1820). В 1818 Катенин напечатал пер. отрывка из трагедии «Цинна, или Милосердие Августа» («Cinna, ou la Clémence d’Auguste», 1640), а в 1822 перевел великую трагедию «Сид» («Cid», 1636), к-рая была представлена 3 раза в 1822—1823. Этот пер. имел в виду П., сказав в «Евгении Онегине» (гл. I, 18. 8—9), что «Катенин воскресил Корнеля гений величавый».

П. знал К. с лицейских лет. Получив воспитание в духе классицизма XVIII в., он усвоил и всю жизнь разделял преобладавшее в ту эпоху и освященное, в частности, авторитетом Вольтера мнение о превосходстве Расина над К. Он не упомянул К. в отличие от его соперника в ст-нии «Городок» (1815) среди своих любимых авторов, к к-рым обращался постоянно.

П., вероятно, присутствовал в 1817 на премьере (29 окт.) и втором представлении (15 ноября) «Горация» (Летопись. Т. 1. С. 124, 126), но в зрительный зал его привели более театр, интересы, нежели автор (отзыв об игре И. П. Борецкого см. в статье «Мои замечания о русском театре», 1820 — Акад. XI, 13). В статье «<О народной драме и драме “Марфа Посадница”>» (1830), назвав Шекспира, Кальдерона, Расина и К. «величайшими драм.<атическими> пис.<ателями>», к-рые «не повиновались <...> правилу» «полагать правдоподобие в строгом соблюдении костюма, красок, времени и места», П. в след. предложении знаменательно исключил автора «Сида» из этого ряда: «Со всем тем, Кальдерон, Шексп.<ир> и Расин стоят на высоте недосягаемой — и их произведения составляют вечный предмет наших изучений и восторгов» (Акад. XI, 177).

В «<Начале статьи о В. Гюго>» (1832) П. писал о «несправедливости» принятой фр. критикой «литературной аксиомы», согласно к-рой «Корнель и Вольтер, как трагики, почитаются равными Расину» (Акад. XI, 219). Это замечание полемически направлено не только против классиков, державшихся подобной т. зр. (напр., Ж.-Ф. де Лагарпа), но и фр. романтиков (напр., В. Гюго), к-рые отдали преимущество К., сами обращаясь, подобно ему, к исп. тематике и предпочитая его героический стиль любовным излияниям женщин в трагедиях Расина.

Несколько позднее, приобретя двухтомное собр. соч. К. (Paris, 1834), П. перечитал (или, по крайней мере, просмотрел) ранние пьесы и трагедии т. н. «первой манеры», дойдя до комедии «Лгун» («Le Menteur», 1642); из всего дальнейшего разрезаны частично лишь ст-ния («Poésies diverses») (Библиотека П. № 828). Приблизительно, по-видимому, в то же время П. также перечитывал (или просматривал) разбор «Сида» и «Горация» в новейшем (Paris, 1834) переизд. «Лицея» Ж.-Ф. де Лагарпа (Библиотека П. № 1063). Вольтеровские «Комментарии к Корнелю» («Commentaires sur Corneille», 1764) разрезаны лишь в очень малой своей части (Библиотека П. № 1491. Т. 30).

Трагедию (по авт. определению в подзаголовке, трагикомедию) «Сид», в к–рой нарушен ряд правил классицизма и к–рая более всего отличается от классических трагедий на темы из рим. и греч. истории, П. считал лучшей у К. (письмо П. А. Катенину от 19 июля 1822; Акад. XIII, 41) и как ее автора имел его в виду, записав одним из пунктов плана статьи «<О народной драме и драме “Марфа Посадница”>» (1830): «Корнель, поэт испанский» (Акад. XI, 419). Именно «Сид» послужил П. основанием заметить в статье «О ничтожестве литературы русской» (дек. 1833 – март 1834), что в то время как «у французов возвышенные умы 17-го столетия застали народную поэзию в пеленках, презрели ее бессилие и обратились к образцам классической древности», «старый Корнель один остался представителем романтической трагедии» («Акад. XI, 217), т. е. более связанным с традицией старой нац. лит-ры.

В «Сиде» П. восхищало смелое решение проблемы единства времени и правдоподобия: «Истинные гении трагедии никогда не заботились о каком-либо другом правдоподобии, кроме правдоподобия характеров и положений. Посмотрите, как смело Корнель поступил в “Сиде”: “А, вам угодно соблюдать правило о 24 часах? Извольте”. И тут же нагромождает событий на 4 месяца» (письмо Н. Н. Раевскому-сыну (?) 30 янв. или 30 июня 1829; ранее то же в письме ему же от второй пол. июля (после 19) 1825; Акад. XIV, 48; XIII, 197; ср. замеч. о правдоподобии в статье «<О народной драме и драме “Марфа Посадница”>»: «Римляне Корнеля суть или исп.<анские> рыцари или гаск.<онские> бароны» — Акад. XI, 177). К «Сиду», м. б., восходит определение «трагикомедия» в подзаголовке «Скупого рыцаря».

В позднем творчестве К., приходящемся на расцвет царствования Людовика XIV, П. находил черты придворного сервилизма, характерного, по его мнению, для всей фр. лит-ры этой эпохи: «Кто напудрил и нарумянил Мельпомену Расина и даже строгую музу старого Корнеля? Придворные Людовика XIV» («О предисловии г-на Лемонте к переводу басен И. А. Крылова», 1825; Акад. XI, 33); «Корнель <и> Расин тешили короля заказными трагедиями» («О ничтожестве литературы русской»; Акад. XI, 504). Вместе с тем он заблуждался, утверждая, что в трагедиях К. не было «применений», т. е. злободневных намеков и аллюзий («<Письмо к издателю “Московского вестника”>», 1828; Акад. XI, 68), но к «Сиду» и «Горацию» это утверждение полностью применимо.

театр. эстетики и полит. философии К. рисуется один из основных определяющих мотивов полит. биографии и философии П. конца 1820-х и 1830-х гг. (Г. М. Фридлендер).

Лит.: Томашевский Б. В. 1) Пушкин и французская литература // ЛН. Т. 31/32. С. 27–30 (То же // Томашевский. П. и Франция. С. 111–115); 2) «Маленькие трагедии» Пушкина и Мольер // П. Врем. Т. 1. С. 125 (То же // Томашевский. П. и Франция. С. 463); Фридлендер Г. М. Пушкин и Корнель // Изв. ОЛЯ. 1992. Т. 51. № 5. С. 3–8 (То же // Фридлендер Г. М. Пушкин; Достоевский; «Серебряный век»: [Сб. ст.]. СПб., 1995. С. 196–203).

Б. В. Томашевский, Л. И. Вольперт