Приглашаем посетить сайт

Ярхо Б.И.: Комедии и трагедии Корнеля

Б. И. ЯРХО.
КОМЕДИИ И ТРАГЕДИИ КОРНЕЛЯ

(Этюд по теории жанра. Резюме)

Подготовка текста, публикация и примечания М. В. Акимовой

Издание монографии, посвященной проблеме формальной дифференциации комедии и трагедии в творчестве крупнейшего французского драматурга эпохи раннего классицизма, призвано продолжить публикацию материалов из научного архива Б. И. Ярхо (1889—1942), начатую в предыдущих выпусках журнала «Philologica». Автор датировал монографию 17 июля 1937 г. , но задумана она была еще в конце 1920-х годов, когда Ярхо руководил подсекцией теоретической поэтики в Государственной академии художественных наук.

В публикуемой работе ученый прежде всего ищет количественное выражение для «первичных» и «вторичных» жанровых признаков: под первыми понимается совокупность черт, которые осознавались драматургом как специфически комедийные или трагедийные, а под вторыми — совокупность черт, входивших в подсознательное ощущение жанра. Кроме того, Ярхо выясняет, есть ли взаимозависимость между разными признаками жанра в комедии и в трагедии. При этом методологическим и терминологическим образцом служит описание половых признаков в биологии.

В числе обязательных свойств трагедии Корнель называл 1) «государственный интерес», 2) наличие персонажей с высоким социальным положением и 3) «опасность для жизни», а в числе обязательных свойств комедий — 1) любовную интригу, 2) мотив обмана и 3) благополучный исход. Но по этим признакам, замечает Ярхо, разграничить жанры невозможно, так как у Корнеля встречаются трагедии без «государственного интереса» («Клитандр») и «героические комедии», в которых знатные лица действуют из соображений государственной пользы. Во всех трагедиях наличествует любовная интрига, есть трагедии со счастливой развязкой («Клитандр», «Сид», «Цинна», «Никомед», «Ираклий», «Пертарит», «Аттила») и трагедии, полные ложных доносов или недобросовестных советов («Цинна», «Помпей», «Феодора», «Родогуна», «Ираклий»). В то же время, комедия «Королевская площадь» заканчивается печально, а во многих комедиях героям грозит смертельная опасность. Таким образом, комедии и трагедии Корнеля представляют собой более сложный, чем казалось их создателю, комплекс признаков, отсутствие одного из которых компенсируется наличием других.

По определению Ярхо, драма — это повествовательное произведение, написанное в форме диалога и изображающее персонажей в действии. Поэтому ученый последовательно разбирает жанровые признаки, характеризующие а) манеру построения диалога, б) персональный состав участников и в) сюжетное движение. Учитывая теоретические декларации Корнеля и его современников, Ярхо обращает внимание на такие признаки, как количество персонажей в явлении и в пьесе, накопление персонажей по актам, функции действующих лиц, возможность повторного появления персонажа на сцене в течение одного акта, эмоции персонажей, деление героев на главных и второстепенных, типы экспозиции, использование сентенции и апострофы. В качестве сравнительного материала берутся пьесы Тома Корнеля, Расина и Вольтера.

Индикатором расхождения между жанрами служит коэффициент трансгрессии, характеризующий степень совпадения значений, которые принимает тот или иной признак в комедиях и трагедиях. Если коэффициент трансгрессии равен 0, фиксируется качественная разница между жанрами; если он меньше 50%, данный признак является отличительным, а если больше 50%, поиск отличительной черты продолжается путем дальнейшей детализации материала.

В работе устанавливаются следующие различия между комедиями и трагедиями (ниже они перечислены в порядке убывания значимости).

1) В трагедиях все значительные события происходят за сценой; в комедиях внесценические действия крайне редки.

2) В трагедии вчетверо больше «немых» персонажей.

3) Для трагедий типичны «жестокие» герои, в том числе мстители и убийцы, храбрецы, идущие на самопожертвование, и лица, наделенные гражданскими добродетелями. Только в трагедии действуют царственные персонажи, а слуги здесь бывают, как правило, резонерами, исполнителями или фигурантами.

5) В трагедиях экспозиция длиннее, чем в комедии (отчасти это объясняется историческими сюжетами трагедий).

6) Для комедий типичны влюбленные герои, обманщики и юмористические персонажи. Слуги здесь могут обладать большей величиной роли и выполнять большее число функций.

7) В комедии персонажи жестикулируют больше, чем в трагедии.

8) В комедиях реплики короче, и диалог в них живее.

10) Комедийный персонаж активнее трагедийного.

11) В комедиях больше лиц, действующих в собственных интересах.

12) В комедиях действие подвижнее: чаще меняется состав персонажей на сцене.

13) Комедийное лицо подвижнее трагедийного: оно чаще выходит на сцену.

По причине недостаточности материала за рамками этого «дифференциального набора» вынужденно остается целый ряд признаков, отличающих комедию от трагедии (в монографии они рассмотрены менее подробно).

В той или иной пьесе разные дифференциальные признаки могут быть выражены с разной силой: в этом проявляется их относительная независимость. Тем не менее некоторые из них связаны между собой теснее, чем с другими: например, а) чем живее диалог, тем он фонически непрерывнее; б) чем активнее и подвижнее персонажи, тем живее их разговор; в) чем больше действующих лиц с комедийной психологией, тем активнее персонажи участвуют в диалоге; г) чем активнее персонажи на сцене, тем реже действие переносится за сцену; д) чем подвижнее действие, тем быстрее разворачивается сюжет и т. д. В целом жанр предстает как необязательное сочетание элементов, взятых в определенной пропорции.