Приглашаем посетить сайт

Билеты (вариант 2)
12. Литература XVII в. во Франции.

12. Литература XVII в. во Франции.

Развитие французской литературы XVII в. тесно связано с социально-исторической ситуацией, сложившейся во Франции после окончания религиозных войн и утверждения централизованной королевской власти. На протяжении нескольких десятилетий складывается великая национальная литература, обнаружившая при всем разнообразии жанровых форм внутреннее единство и цельность и надолго определившая направление литературного развития Франции. Художественные принципы барокко особенно отчетливо проступают в начале века в крупных жанрах — прежде всего в романе (пасторальный психологический и авантюрно-бытовой) В трагикомедии широко используются усложненные, замысловатые сюжеты с переодеваниями, всякого рода приключениями, кровопролитием на сцене и прочими внешними эффектами. Наиболее известный драматургом этого периода был Александр Арди. следующий этап — 1630—1650-е годы — отмечен утверждением классицизма в драматических жанрах, преимущественно в трагедии. Именно в драматической форме разрабатываются стержневые проблемы общественной, государственной жизни и их нравственный смысл. С приходом в литературу Корнеля жанр трагедии становится ведущим. Одновременно формируется и национальный театр как центральное явление французской культуры XVII в. Постепенно выявляются специфические жанры классицистской драматургии — трагедия и комедия, противопоставляемые друг другу как «высокий» и «низкий» жанры. Объектом изображения трагедии объявлялись героические деяния царей и героев прошлого. Комедия, напротив, изображала повседневную жизнь горожан, либо сатирического осмеяния. Вместе с тем и здесь постепенно утверждался жанр «высокой» комедии, в которой комизм — непристойные шутки, примитивная клоунада — либо оттесняется на задний план, либо вовсе исключается. Одновременно для трагедии и для комедии вырабатывается знаменитое правило трех единств: времени, места и действия. Единство времени сторонники классицизма истолковывали как ограничение сценического времени, т. е. времени событий, развертывавшихся в пьесе, — сутками; единство места трактовалось как единство сценической площадки (все события должны были происходить в одном месте — в доме или на площади); единство действия понималось как концентрация сценических событий вокруг немногих персонажей, связанных между собой общим конфликтом, как отказ от каких-либо побочных эпизодов. Эти требования обосновывались принципом правдоподобия и ссылкой на авторитет Аристотеля. Французская литература второй половины XVII в., отразив подъем абсолютизма, обнаруживает гораздо большее единство, чем в предшествующий период, в полной форме воплощает национальную культуру и дух своего времени. Творчество Мольера и Лафонтена, Расина и Буало создает тот «золотой век» французской литературы, который длительное время рассматривался как культурный и художественный образец для других европейских народов. Наиболее выдающимся из произведений, созданных Буало в этот период, является его стихотворный трактат «Поэтическое искусство». В «П и-ве» впервые во французской литературе XVII столетия теоретические принципы классицизма систематизированы, сведены воедино, обобщены. Произведение Буало отвечало запросам времени. «П и» — это не только теоретический трактат в стихах, но и обладающее высокими эстетическими достоинствами произведение художественной литературы. Основная цель Буало заключалась, однако, в изложении положительной эстетической программы, в определении суммы тех законов, правил и норм, соблюдение которых, с его точки зрения, должно было стать необходимой предпосылкой создания художественных шедевров. «П-кое и-во» состоит из четырех песен. Первая песня посвящена призванию поэта и вопросам литературного мастерства. Ведущая мысль этой песни — прославление разума как источника познания прекрасного, как силы, организующей литературное произведение. Во второй песне Буало дает характеристику целого ряда лирических жанров — оды, элегии, сонета, баллады, эпиграммы, идиллии, а в заключение воздает должное сатире. Буало недооценивает эстетическую значимость лирики и отводит ей относительно второстепенную роль по сравнению с драматической и эпической поэзией. Третья часть поэмы Буало содержит характеристику драматических жанров, трагедии и комедии. Буало-классицист убежден, что искусство, для того чтобы быть общественно полезным. Задачу изучения «природы» Буало считает основной для писателя. Внутренние противоречия обнажаются и в постановке автором «Поэтического искусства» дилеммы: «правда» или «правдоподобие». Вопрос заключается в том, что должен изображать писатель — факты исключительные, из ряда вон выходящие, но зафиксированные историей или события вымышленные, но правдоподобные, соответствующие логике вещей и отвечающие требованиям разума. Буало отдает предпочтение второй группе явлений. Четвертую песнь «П-ого и-ва» Буало посвятил вопросам писательской этики. Буало утверждал общественное значение литературы, подчеркивал гражданственную ответственность писателя. Здесь же Буало детализировал тот образ поэта — безупречного светского человека, который с годами стал его идеалом. «По и-во» Буало оказало очень большое влияние на формирование литературы классицизма не только во Франции, но и за ее пределами.