Приглашаем посетить сайт

Билеты (вариант 2)
3. Английская драматургия после Шекспира.

3. Английская драматургия после Шекспира.

В 20—30-х годах XVII в. кризис ренессансной идеологии и эстетики углубляется, отражая обострение социальных противоречий в жизни английского общества: одни писатели демонстративно порывают как с художественными, так и с идейными традициями Возрождения, другие, не отрекаясь от гуманистических ценностей, стремятся приспособить их к новым, изменившимся условиям. Ведущим направлением в английской литературе этой поры становится барокко. В творчестве ряда писателей зреют ростки классицизма. Важную роль в становлении классицистской эстетики на английской почве сыграла драматургия Бена Джонсона. Оставаясь писателем ренессансной эпохи, Джонсон, однако, в некоторых отношениях предвосхищал искания драматургов и поэтов XVII столетия. Особое значение имела в этой связи разработанная писателем рационалистическая «теория юморов», предполагающая изображение какой-то одной, господствующей страсти в характере персонажа. Джон Вебстер (1578—1634] — англ. драматург, современник Шекспира. Биографических данных не сохранилось, известно лишь, что он был сыном портного. В творчестве сотрудничел с драматургами Деккером, Марстоном, и др. он пишет ряд пасторальных и бытовых комедий и мещанских фарсов. Все они отличаются художественной незрелостью; известен по двум шедеврах: «Белый дьявол» и «Герцогиня Мальфи». Сюжетом «Белого дьявола» послужили исторические события Италии эпохи Медичи, в центре к-рых фигурирует знаменитая куртизанка Виттория Коромбона, а фабула «Герцогини» заимствована из новеллы Банделло в сборнике «Дворец наслаждения». В своём показе распущенности двора, аристократической олигархии и всесильного католического духовенства, В. всецело стоит на позициях гуманизма. В жанровом отношении трагедии В. принадлежат к «трагедиям крови» и в них мы находим весь реквизит этого жанра: мрачную фантастику (сцена на кладбище, замогильный голос герцогини), эффекты ужаса (пляска умалишённых и сцена с могильщиком), нагромождение преступлений (умерщвление детей и мужа), гиперболизацию человеческих страстей и сублимированную патетику. Особенной яркостью отличается образ Виттории Коромбоны, проникнутой жестокостью и лицемерием. Композиция В. грешит отсутствием логической связи между отдельными сценами и недостаточной чёткостью сюжетного построения, но сжатость и художественная выразительность языка, представляющего собой чередование прозы и стихов, лирическая насыщенность, мрачный пафос его метафор обеспечивают В. место не только гениального драматурга, но и выдающегося поэта.