Приглашаем посетить сайт

Билеты (вариант 2)
11. Великие утопии XVII века.

11. Великие утопии XVII века.

XVII в. богат не только теориями происхождения общества и государства, но и утопиями. Так, поклонник философии Декарта Сирано де Бержерак в своих фантастических романах развивал идеи прогресса. Осыпая градом насмешек современное ему общество, он обогащал традиции гуманизма Рабле. Изложенные в форме романов-путешествий утопические программы Т. Кампанеллы («Город Солнца») и Д. Вераса («История севарамбов») ориентировали общественное сознание на поиск гармоничного общественного устройства. Как правило, утописты обнаруживали его на далеких островах, других планетах, либо относили к далекому будущему, не видя возможностей изменить к лучшему положение вещей в современном им мире. «Город Солнца» Кампанеллы. В тюрьме К. написал наиболее прославленное произведение-утопический роман в форме диалога «Город солнца, или идеальная республика», в котором запечатлел свои заветные мысли об идеальном «коммунистическом» обществе, не знающем частной собственности. На романе сказывается влияние писателя-утописта Платона и раннехристианских писателей, но он отвергает аристократические черты учения Платона. В своём диалоге К. отражает социальные проблемы широких кругов обездоленных, мечтающих о решительно отвергает частную собственность, признаёт всеобщий обязательный труд, трудовое воспитание граждан. Именно эти социальные идеи привлекакли внимание разрешении существующего общественного строя, основанного на социальном неравенстве. При всём своём демократизме К. передаёт власть в Городе солнца в руки своеобразной духовной иерархии учителей-жрецов. Вместе с тем он передовых мыслителей 17-18 в. Следуя установившимся тардициям утопического романа К. выбрал трафаретных сюжет - путешественник попадает в неведомую, вновь открытую страну, где и находит осуществленными представляющиеся ему совершенными общественные порядки.  

«Новая Атлантида» Ф. Бэкона, впитала дух времени научной революции. Мудрецы, заседающие в «Доме Соломона» — ученые, первосвященники, политические деятели, — «прекрасно знают, что «в знании — сила». Научные и технические достижения расцениваются как главное богатство нации, поэтому их секреты тщательно охраняются. Им доступно опреснение воды и кондиционирование воздуха, регулирование погоды и моделирование человеческого поведения, они произвели синтетическую пищу и узнали секрет вечной жизни. Бэкон кратко выразил одну из основополагающих заповедей нового мышления: «Знание - сила». В знании, в науке Бэкон видел мощный инструмент прогрессивных социальных изменений. Исходя из этого, он ставил «дом Соломона» - дом мудрости в его работе «Новая Атлантида» - в центр общественной жизни. При этом Ф. Бэкон призывал «всех людей к тому, чтобы они не занимались ею ни ради своего духа, ни ради неких ученых споров, ни ради того, чтобы пренебрегать остальными, ни ради корысти и славы, ни для того, чтобы достичь власти, ни для неких иных низких умыслов, но ради того, чтобы имела от нее пользу и успех сама жизнь». Для Бэкона природа выступает объектом науки, которая предоставляет средства человеку для упрочения его господства над силами природы.