Приглашаем посетить сайт

Билеты (вариант 4, из разных частей)
Барокко.

Барокко.

Впервые этот термин был применен Монтенем в трактате «Опыты». Слово «барокко» использовалось там как синоним мрачного, тяжеловесного. Б – в основе, искусство пессимистичное. Основа Б была заложена еще в эпоху Ренессанса Т. Тассо, сюда же можно отнести некоторые тенденции в творчестве Сервантеса и Шекспира («Зимняя сказка», «Буря»). Б возникло на почве разочарования в идеях Ренессанса. Просуществовав 3 века, антропоцентричная модель потерпела поражение, и человек ощутил, что в понимании мира он вынужден возвращаться в Средневековье. Это связано с реанимацией средневековой теоцентричной модели. В результате ведущими темами становится ужас и кошмар. Бог выступает как мрачная, жестокая и беспощадная сила. Но в Ср. века Бог также понимался как творец человека, и человек понимался как величайшее творение Бога (в отличие от Барокко). Для Барокко человек только игрушка в руках высших темных сил. В результате мир – противоречивый, разорванный, хаотичный. А положение в нем человека – трагичное.

Основные черты Барокко: 1демонизм и экспрессивность выразительных средств; 2 антитетичность (противопоставленность) в композиции; 3 антитетичность в системе образов; 4 на языковом уровне – антитетичность высокого и низкого.

Как результат, в Б смешиваются противоположности, трагическое и комическое. Человеческий характер предстает как смешение противоположных черт. И человек формируется в зависимости от обстоятельств. Мир постичь нельзя, любые попытки этого являются бесперспективными, и потому Б вовсе не обращается к этой проблеме. Гораздо важнее для Б оказывается категория воображения, которая опирается на категорию РАЗУМА. Мир представляет собой мозаику из самых разных явлений и являет собой множество точек зрения. В Барокко мир предельно детализирован, причем очень характерно, что эти детали начинают представляться как эмблемы, т. е. ключевой для Б является знаковость вещи. Обилие аллегорий, метафор – все это крайне характерно для Б. Проникнуть в мир, создаваемый художником, крайне трудно, для этого необходимо приложить усилие. Первый уровень трудности – язык Барокко; второй – постижение смыслов тропов.

Теория Б появилась позже чем практика. В 1642 г. испанец Бальтассар Грассиан пишет трактат «Остромыслие или искусство быстрого ума», основная мысль которого заключается в следующем: Б в основе своей – элитарное искусство, сложное по форме, в его основе нет свода правил, а есть вкус и интуиция; художник должен родиться с «быстрым умом». 1655 г. итальянец Эммануиле Тезауро пишет трактат «Подзорная труба Аристотеля»: в основе искусства лежит метафора.

17 в. – галантный век, это век хороших манер, внешнего благополучия, размеренный, правильный (гордились количеством вензаболеваний у мужчин). Галантный герой, говорящий высокой речью, надломленный внутренне – вот герой Б. Часто местом действия выбираются экзотические страны. «Барокко – болезненное дитя, рожденное от урода отца и красавицы матери» (Средневековья и античности). Само слово «барокко» имеет португальское происхождение. Этим словом обозначали жемчуг неправильной формы («неправильный, странный»).

Барокко – искусство неоднородное. В нем можно выделить высокое и низовое течения. Высокое основывается на трагедийности, низовое – на комичности. Это 2 тенденции, составляющие антиномию в одном направлении. Барокко само склонно к актуализации контрастов, для него характерно сведение воедино несовместимого (напр., объяснение в любви слепой, больной старухе). При этом несовместимые элементы не должны и не могут достигать синтеза, это именно контраст.

«быть» и «казаться». Отсюда особые отношения между категориями реальности и иллюзии. Человек пытается понять, что же он носит на себе: маску или лицо. Художник обращается и к внешнему, и к внутреннему миру человека. Особое внимание уделяется эмблеме. В Ренессансе эмблема сводилась к простому повторению подобий, теперь же – это игра тождеств и различий. Гипертрофия искусства.

Барокко прежде всего заявляет себя в поэзии. Нет личных книг, поэты предпочитают группироваться в полиавторские сборники, где стихи подбираются по жанровому или тематическому признаку. Барочный поэт не осознает себя носителем единоличного голоса. В Б мы сталкиваемся с отсутствием лирического героя. У лирического «Я» Барокко нет поэтизированной судьбы. Лирический герой предполагает биографию, но в Барокко этого нет. Лирическое «Я» в Барокко реализуется в несколько иных формах: 1 в ролевой маске (напр., текст идет от Иисуса или Марии Магдолины (Лопе де Вега)); 2 игра различными культурными кодами (Джон Донн); 3 лирическое «Я» вовсе устраняется из текста (испанец Гонгора). 2 направления в Барокко – культизм и концептизм. Концептисты видели основу искусства в метафоре. За метафорой стоит главное в поэзии – концепт, мысль, ставшая понятием. Культисты занимались серьезным украшательством своих стихов: наполнение тропами, введение не всем понятных греч., итал., лат. слов; сложный синтаксис. Отсюда – сложность восприятия. Недостаток: такая поэзия не может выполнить своей главной функции – поучать. Их поэзия обвинялась в нелогичности, отсутствии здравого смысла. Но сами культисты воздействие поэзии понимали иначе. Для них важно не что говорит поэзия, а как. Для них важен не смысл, а способ передачи смысла.

рок и случай. Человек не гармоничен, он утратил оптимизм, он двойственен, непоследователен, он испорчен этим дисгармоничным и хаотичным миром. В противоречие вступают телесное и духовное начала в человеке. Мир красив, но красота эта бренна.

Во всем Б наблюдается антитетичность. Культивисты провозглашают идею: об особом понимании искусства. Искусство понимается как уход от этого мира. Но это доступно только представителям интеллектуальной элиты.