Приглашаем посетить сайт

Билеты (вариант 4, из разных частей)
Классицизм.

Классицизм.

Зародился в университетской среде, именно поэтому у него такой книжный характер. Место рождения – Италия. Попытка возродить античную драматургию. Первая ласточка – 1515 г. трагедия «Софонизба» итальянца Триссино: сюжет из Тита Ливия, строгость и логичность развития сюжета, скудость сценического действия, абстрактность образов, многословные диалоги и монологи, правильность, патетика речи, величественные позы и жесты, нерифмованный стих – все это особенности пьес Кл.

Первоначально Кл – теория и практика подражания античным образцам. В основе – разум. В отличие от Б, человек осмысливался как величественный. Кл ложится на научную основу. 17 в. – расцвет математики и механики, отсюда культура начинает тяготеть к аналитизму и симметричности.

В 1647 г. Николо Буало сформулировал теорию Кл в трактате «Поэтическое искусство». Он основывался на уже существующей практике и отдельных теор. высказываниях предшественников. Но теория была более строга чем практика. Главное в Кл – хороший вкус; и писатель, и читатель должны обладать хорошим вкусом, который формируется благодаря разуму. Отправные моменты Кл: 2 основные эстетические концепции античности: 1 «Поэтика» Аристотеля; 2 Гораций «Наука поэзии».

гармонизировать. Но гармонизация действительности идет через подражание ей. У окружающей жизни есть безобразные стороны – в искусстве эти стороны облагораживаются. Иск-во призвано нести эстетическое наслаждение, а оно в свою очередь должно способствовать совершенствованию человека и общества. 2 ф-ии иск-ва: поучать и развлекать, но поучать не прямо, а внутренне, и развлекать не животным образом; поучать, внутренне совершенствуя человека, развлекать, доставляя эстетическое наслаждение. Идеал – античность. Герои – идеальные образцы для современных людей. Утверждается примат разума, рациональное довлеет над иррациональным, общее вытесняет индивидуальное.

Человек предстает как существо противоречивое, его хар-р не статичен, он постоянно развивается, изменяется. Но Кл представляет человека не многогранным. В образе выделяется 1 черта, которая предельно гиперболизируется. Трагедия – обязательно древние эпохи, комедия – современность.

Н. Буало формулирует принципы формальной организации Кл следующим образом: 1 гармония и соразмерность частей; 2 логическая стройность и лаконизм композиции; 3 простота сюжета; 4 ясность и четкость языка. Все это можно свести к лозунгу «Ничего лишнего!».

Требования к содержанию: 1 идея о вечности идеала прекрасного; 2 строгая регламентация жанров; 3 нормативность; 4 главное в изображении человека – разум; 5 образы должны носить универсальный хар-р, быть абстрактными и представлять тип; 6 воспитательная роль иск-ва; 7 иск-во должно опираться на общегосударственные интересы и проводить национальное объединение; 8 иск-во должно касаться социально-политических проблем; 9 основной конфликт – конфликт личного и общественного; 10 над всем должен превалировать рационализм; 11 произведение с т. зр. авторской позиции должно быть односторонним; 12 все должно носить обобщенный хар-р.

Но: противоречия между теорией и практикой. Главное правило Кл: не всегда следовать правилам. Надо, подражая идеальной модели древних, создать собственное творение. На вершине всех видов иск-ва оказывается словесность, т. к. только в слове мысль способна обрести реальное бытие.

«Спор древних и новых». Под древними и новыми понимаются сторонники различных подходов к античности. 27 января 1687 г. на заседании академии поэму «Век Людовика Великого» прочел Шарль Пьеро. Он провозгласил концепцию, которая также находилась в русле Кл, но противостояла Буало: она свелась к тому, что французы 17 в. не только не уступают грекам и римлянам, но и превосходят их, и поэтому древние произведения не являются образцом для подражания. Из практиков Буало поддержали Расин и Лафонтен. Буало Фонтенель в трактате «Рассуждение об эклоге» выступает против Вергилия и Феокрита. Его же трактат «Свободные рассуждения о древних и новых»: и древние и новые равны между собой; древние все изобрели, но это не значит, что они умнее нас, т. к. если бы этого не было, это изобрели бы мы. Чрезмерное увлечение древними препятствует нашему совершенствованию и ограничивает наши умы. Идея прогресса на антропологической основе: человек обладает неизменной природой, но разум постоянно прогрессирует; прогресс не знает никаких противоречий. Прогрессу может помешать какой-либо авторитет (напр., античность для древних). Формируется особое представление о традиции, как о скоплении предубеждений и предрассудков (у новых). Новаторы отходят от традиции, художник не должен подражать природе, но через идею прекрасного передавать замысел природы. Но в обоих случаях это Кл.

– это не просто свод правил. Через нормы и законы в Кл строится образ свободного и целесообразного мироустройства, в котором человек оказывается способным противостоять трагичности бытия. Особое представление о личности: 2 типа: 1 героическая личность; 2 благовоспитанный человек.

– это не только древнее и античное, но и все то, что совершенно, прекрасно. Кл обращался и к воображению, вымыслу, попытке передать невыразимое, но в отличие от Барокко, Кл не пытался отступать от правдоподобия. Кл опирался на понятие нравственной нормы, связанной с категорией психологической вероятности. Кл должен быть достоверным. Программа Кл постоянно корректировалась. Кл стал первым в строгом смысле направлением в литературе.

Сходства Б и Кл: 1 человек и мир не вступают в отношения гармонии, а являют собой гораздо более сложное взаимодействие; 2 утверждается примат разума; 3 выросли из Ренессанса и воплотили важнейшую черту всей эпохи – театральность; 4 задача писателей – нравиться читателям (Кл – поучая, Б – удивляя и волнуя)

Взаимовлияние Б и Кл. Пример соединения Б и Кл – Дж. Мильтон.