Приглашаем посетить сайт

Валерий Бондаренко. Лики истории и культуры
Рококо – стиль, рожденный неврозом

Рококо – стиль, рожденный неврозом

18 век предстает в сознании потомков веком бесконечных завитушек-рокайлей. Кудрявые пудреные парики, которые делали людей похожими на пуделей и болонок, прихотливо изогнутая, словно менуэт танцующая мебель, узоры и множащие их зеркала везде и повсюду, – это и есть стиль рококо, он же стиль Людовика Пятнадцатого. Н. Дмитриева назвала его аристократическим мятежом против неприглядной и гнетущей предреволюционной реальности. (К слову сказать, даже королевский палач отправлял свои функции в пудреном парике и в туфлях на высоких каблуках!)

Между тем, рококо «в чистом виде» просуществовало во Франции всего сорок лет (около 1730–1767 гг.). Его появлению в известной мере способствовали два обстоятельства: холодные зимы начала 18 века и королевский невроз. Морозы заставляли даже закаленных этикетом придворных искать убежища в относительно небольших помещениях, лучше протапливаемых каминами. (По-настоящему теплые камины появились в Европе только в 20-е гг. 18 века).

С другой стороны, Людовик Пятнадцатый, несмотря на то, что считался первым красавцем своего времени, отличался массой комплексов и неврозов, которые были следствием его тяжелого детства (ранняя потеря родителей, вечная стесненность этикетом, ведь переговоры с тем же Петром «вел» 7-летний ребенок!) Эти неврозы сделали Людовика скрытным и робким. Он предпочитал увиливать по возможности от тесных рамок этикета, для чего перепланировал Версальский дворец, настроив в нем массу маленьких комнаток, в которых мог передохнуть от бесконечно помпезного праздника дворцовой жизни.

Уют, комфорт, красота, – вот что требовалось теперь от жилища. Дамы и кавалеры, похожие на фарфоровых куколок в помещениях-бонбоньерках, – на этом отдыхал глаз монарха, и это в наибольшей степени отражало дух времени.

Впрочем, французы еще знали меру в украшательстве. Французские интерьеры в стиле рококо достаточно сдержанны (пример – особняк принца де Субиз). Зато итальянцы, немцы, испанцы удержу не знали! Росписями, виньетками, золоченой лепкой они покрывали все, что только возможно. Порой это рождало почти агрессивную среду, где сам человек уже как бы и не предусмотрен. Таков Оперный театр в Дрездене, который Ф. Феллини использовал в своем фильме «Казанова» как апофеоз смерти.

Вариант мрачного «испанского» рококо применен и в декорациях всем памятного спектакля Театра сатиры «Женитьба Фигаро» (режиссер В. Плучек).

Чарам рокайля не поддались только англичане, предпочтя экзотику в псевдоготическом или «восточном» стиле.

Итальянско-немецкий вариант рококо представлен и у нас в России, во дворцах и павильонах г. Ломоносова (бывший Ораниенбаум).

Однако, все, что слишком, быстро приедается. В 50-е гг. 18 века европейцы заново открыли для себя подлинную античность (раскопки в Помпеях). И началось повальное увлечение всем древнеримским и древнегреческим, родился стиль неоклассицизма. Мы точно можем определить дату, когда произошел поворот к новому: 1767 год. В этом году новая фаворитка короля графиня Дюбарри отменила уже сделанный художникам рококо заказ на оформление своего особняка и перепоручила отделать все в строгом «греческом вкусе».

Однако в Германии и Италии нарядное, сказочное рококо полюбилось так, что его мотивы прочитываются даже в народном искусстве. Здесь этот стиль дотянул до начала нового века.

© 2000- NIV