Приглашаем посетить сайт

Валерий Бондаренко. Лики истории и культуры
Русско-французский постскриптум

Русско-французский постскриптум

Среди реликвий в церемонии коронации участвовало и древнее евангелие на языке, который никто во Франции не мог понять. Его походя «расшифрует» уже в 19 веке наш царь Александр Первый. Евангелие оказалось написано… на старославянском! Оно было вкладом в сокровищницу собора от Анны Ярославны, королевы Франции в 11 веке.

И еще один «русский след» в этой церемонии: корону Людовика венчал изумительной красоты алмаз «Санси». В начале 19 века одна из французских принцесс подарит его русскому богачу П. Н. Демидову, а тот сделает его свадебным подарком своей супруге Авроре Карловне Шернваль, – ее стойкими обожателями были А. С. Пушкин и Е. А. Баратынский. После смерти Демидова мужем Авроры станет Андрей Карамзин – сын историка.

Нет, Людовику не удалось провести необходимые реформы. После жестокой зимы 1788 года и последовавшего за нею неурожая страна оказалась на пороге революции.

И опять «русский след» – вернее, след в русской культуре! В 1839 году обожатель Аврориной сестры Эмилии Михаил Лермонтов набросает вот эти строки:

     На буйном пиршестве задумчив он сидел
     Один, покинутый безумными друзьями,
     И в даль грядущую, закрытую пред нами,
     Духовный взор его смотрел…
     Он говорил: ликуйте, о друзья!
     Что вам судьбы дряхлеющего мира?
     Над вашей головой колеблется секира…
  

За основу поэт возьмет воспоминания Лагарпа (учителя Александра Первого) о пророчестве, которым примерно за год до начала Французской революции наградил своих друзей известный мистик и приятель Марии Антуанетты Жан Казот.

Молодость он провел в Индии, где приобщился тайн эзотерики. Его перу принадлежит первая на французском языке «готическая» повесть «Влюбленный дьявол». Так вот, Лагарп вспоминал, что на одном из светских вечеров этот самый Казот предсказал каждому из собравшихся его судьбу, – и большинству смерть на эшафоте в ближайшие два-три года. Тогда ему никто не поверил, но разразившаяся революция полностью подтвердила пророчество Казота (к слову, и он сам погиб под ножом гильотины).

Позже оказалось, что текст Лагарпа – литературная мистификация.

Увы, якобинский террор, ярость народа, дикие насилия гражданской резни стали жестокой реальностью. Даже останки французских королей были выброшены из усыпальниц аббатства Сен-Дени. Их подобрали и перекупали друг у друга художники, чтобы из сердец и костей «помазанников божьих» добывать редкую краску.

Почти сбылось пророчество Шекспирова Гамлета: королевский прах пошел на затычку для бочки…

Основная литература

Кенигсбергер Г. Г. Европа раннего Нового времени. 1500 – 1789. – М.: Изд-во «Весь Мир», 2006.

Козьякова М. И. История. Культура. Повседневность. Западная Европа: от античности до 20 века. – М.: Изд-во «Весь Мир», 2002.

Ленотр Ж. Повседневная жизнь Версаля при королях. – М.: Мол. гвардия, 2003.

Митфорд Н. Франция. Придворная жизнь в эпоху абсолютизма. – Смоленск: Русич, 2003.

Труайя А. Петр Великий. – М.: Изд-во Эксмо, 2005.

Фуко М. Надзирать и наказывать: Рождение тюрьмы. – М.: Ad Marginem, 1999.

Шоню П. Цивилизация классической Европы. – Екатеринбург: У-Фактория, 2005.

© 2000- NIV