Приглашаем посетить сайт

Чекалов К.А.: Маньеризм во французской и итальянской литературах
Вместо введения

Вместо введения

В предлагаемой вниманию читателя работе рассматривается относительно мало изученный в отечественной науке о литературе феномен — маньеризм. Впервые посвящая литературному маньеризму монографический очерк, мы не ставили себе целью исчерпать все связанные с этим литературно-художественным стилем проблемы. Окончательные решения несовместимы с самой его сутью, ведь «внутренний дуализм, внутренняя напряженность» являются имманентно присущими этому стилю особенностями (Э. Панофски). Мы остановили свой выбор на анализе творчества трех писателей, жизнь и деятельность которых хронологически соответствует переходу от XVI к XVII столетию. Среди них особенно известен Джанбаттиста Марино, чье имя связано с формированием целой традиции в итальянской поэзии Сейченто. Знаменит, хотя и принадлежит ныне в большей степени к «воображаемому музею» истории литературы, чем к реально читаемым авторам, автор «Астреи» Оноре д'Юрфе (судя по всему, Марино и д'Юрфе были знакомы: они могли встречаться в Турине, прежней столице Савойского герцогства, а затем и во время пребывания итальянского поэта в Париже). И наконец, с недавних пор приобрело неожиданную актуальность творчество Франсуа Бероальда де Вервиля, чья фигура продолжает оставаться несколько загадочной, зато главное его сочинение привлекает к себе заметный интерес, и не только со стороны литературоведов.

При всех различиях «жизни и судьбы» этих писателей их роднит общее отношение к культурным достижениям Ренессанса, общее стремление не только опереться на существующую традицию, но и — то исподволь, а то и с помощью чрезвычайно радикальных трансформационных процедур — обновить эту традицию. Подобное противоречивое «зависание» между старым и новым как раз и является, на наш взгляд, характерной особенностью маньеристического стиля.

за последние семьдесят лет (и особенно начиная с 50-х годов). Дело в том, что до сих пор не выработана единая исследовательская позиция по многим связанным с маньеризмом вопросам, так что нелишне в начале исследования сформулировать наши исходные принципы.

Автор приносит глубокую благодарность всем тем, кто своими советами и замечаниями помог ему в работе над монографией, и прежде всего — сотрудникам отдела классических литератур Запада и сравнительного литературоведения Института мировой литературы Российской Академии наук. Хотелось бы поблагодарить также за консультации и всестороннюю поддержку зарубежных ученых, занимающихся данной проблематикой — Ж. Матье-Кастеллани (Франция), М. Жаннре (Швейцария), К. Оссола (Италия).