Приглашаем посетить сайт

Драма. Литературная энциклопедия.
Библиография

Библиография

Общая теория и история драмы.

На русск. яз.:

Платон, Сочин., изд. "Academia" (замечания рассеяны всюду, изд. не закончено);

Аристотель, Поэтика, перев. Новосадского, изд. "Academia", Л., 1927;

Гораций Ф., Наука поэзии ("Ars poetica"), перев. М. Дмитриева, М., 1853;

Буало, Поэтическое искусство ("L’Art poetique"), перев. С. С. Нестеровой, ред. П. С. Когана, П., 1914;

Лессинг, Гамбургская драматургия, перев. И. П. Рассадина, М., 1883;

Шиллер Ф., Письма об эстетическом воспитании человека, Сочин., т. IV, ред. С. А. Венгерова, СПБ., 1902;

Его же, Наивная и сентиментальная поэзия, там же;

Пушкин А. С., О драме, Сочин., т. IV, ред. С. А. Венгерова, СПБ., 1911 (и др. изд.);

Аверкиев Д. В., О драме, изд. 2-е, А. С. Суворина, СПБ., 1907;

Пшибышевский Ст., О драме и сцене, альманах "Театр", изд. "Шиповник", СПБ., 1908;

Мейерхольд В., О театре, СПБ., 1913;

Андреев Л., Письма о театре, журн. "Маски", 1913, и в кн. 22 альм. "Шиповник", СПБ., 1914;

Каррьер М., Исторический очерк развития драмы, перев. В. Яковлева, "Педагогич. сб.", 1893, I—IV;

Его же, Драматическая поэзия, перев. В. А. Яковлева, "Педагогич. сб.", 1892, VII—X, и отд., СПБ., 1898;

Штейгер Э., Новая драма, СПБ., 1902;

Морозов П. О., История европейской сцены, изд. ТЕО Наркомпроса, П., 1919;

Волькенштейн В., Драматургия, М., 1923 (изд. 2-е, М., 1929); Луначарский А. В., Театр и революция, Гиз, М., 1924;

Маца И., Искусство современной Европы, Гиз, М. — Л., 1926, стр. 97—115;

Яковлев М., Теория драмы, Л., 1927.

На иностр. яз.:

Diderot D., De la poésie dramatique, Œuvres, v. 4, 1800; v. 7, 1875;

Schiller F., Die Schaubuhne als eine moralische.Anstalt, 1784 (Werke, В. XII, 1894);

Schlegel A. W., Vorlesungen uber dramatische Kunst und Literatur, 1811;

Tieck, Dramatische Blatter, 2 Bde, 1826;

Borne L., Gesammelte Schriften, 5 Bde, 1840;

Rotscher H. T., Kunst der dramatischen Darstellung, 3 Bde, 1841—1846;

Zola E., Le naturalisme au théâtre, 1881;

Его же, Nos auteurs dramatiques (русск. перев., "Вестн. Европы", 1879, I);

Его же, Le roman experimental (русск. перев., там же, 1879, IX);

Faguet Emile, Drame ancien, drame moderne, P., 1898;

Dehmel R., Tragik und Drama, Werke, 9 Bde, 1909;

Lemaitre J., Theatrical impressions, 1924;

Craig E. G., Books and theatres, 1925; Bab J.,

Neue Wege zum Drama, 1911; Его же, Der Wille zum Drama, 1919;

Greizenach W., Geschichte des neueren Dramas, 5 Bde, 1909—1923;

Kerr A., Das neue Drama, 1912;

Freytag G., Die Technik des Dramas, 1912;

Schlag H., Das Drama, 1917; Klaar A., Probleme der modernen Dramatik, 1921;

Schlag H., Das Drama: Wesen, Theorie und Technik, 1922;

Lewisohn L., The drama and the stage, N.-Y., 1922;

Rasi L., L’arte del comico, Milano, 1923, p. 404;

Nicoll A., An introduction to dramatic theory, 1923;

Young S., The flower in drama. A book of papers on the theatre, 1923;

Goldschmitt R. K., Das Drama. Eine problem-und formgeschichtliche Darstellung, 1923;

Winds A., Drama und Buhne im Wandel der Auffassung von Aristoteles bis Wedekind, 1923;

Hettner H., Das moderne Drama, 1924;

Polti G., Les trente-six situations dramatiques, 1924;

Jourdain E. F., The drama in Europe in theory and practice, Methuen, 1924;

Hartl Robert, Versuch einer psychologischen Grundlegung der Dichtungsarten, 1924;

Holst H. R., De voormaarden tot hernieuwing der dramatische kunst, Rotterdam, 1924;

Ermatinger E., Die Kunstform des Dramas, 1925;

Bellinger N. I., Short history of the drama, N.-Y., 1927;

Bosworth H., Technique in dramatic art, 1927;

Mahr A. C., Dramatische Situationsbilder und Bildtypen. Eine Studie zur Kunstgeschichte des Dramas, 1928;

Clark B. H., European theories of the drama, an anthology of dramatic theory and criticism from Aristotle to the present day in a series of selected texts with commentaries, biographies and bibliographies, N.-Y., 1929;

Stuart D. C., The development of dramatic art, L., 1929;

Capell R., Opera, Benn., 1930.

Античная драма.

На русск. яз.:

Эмихен Г., Греческий и римский театр, изд. Гербек, М., 1894;

Варнеке Б., Античный театр, изд. Омфалос, Одесса, 1919;

Пиотровский А. И., Античный театр, сб. "Очерки по истории европ. театра", изд. "Academia", Л., 1923;

Клейнер И., У истоков драматургии, изд. "Academia", Л., 1924.

На иностр. яз.:

Bacher Th. E., Dramatische Composition und rhetorische Disposition der Platonischen Republik, 3 Tle, 1875;

Korting G., Geschichte des griechischen und romischen Theaters, 1897;

Barnett L. D., Greek drama, 1900;

Wilamowitz-Mollendorf U., v., Die dramatische Technik des Sophocles, 1917;

Allen Y. T., The Greek theatre of the fifth century before Christ, 1919;

Bieber M., Die Denkmaler zum Theaterwesen im Altertum, 1920;

Romognoli E., Nel i regno di Dioniso, 1923;

Winterstein A., Der Ursprung der Tragodie, 1925;

Bellinger А. R., Lucians dramatic technique, 1928.

Средневековая драма.

На русск. яз.:

Полевой П., Исторический очерк средневековой драмы, СПБ., 1865;

Веселовский Алексей, Старинный театр в Европе, М., 1870;

Паушкин М., Средневековой театр.

На иностр. яз.:

Du Meril E., Origines latines du théâtre moderne, P., 1849; Petit de Julleville, Les mystères, P., 1880;

Chambers E. K., The mediaeval stage, 1903;

Kretzmann P. E., The liturgical element in the earliest forms ot the mediaeval drama, 1916;

BonillaySan Martin A., Las Bacantes о del origen del teatro, Madrid, 1921,

Reyval A., L’eglise et le théâtre. Essai historique, 1924;

Balmforth R., The ethical and religions value of the drama, 1925.

Возрождение.

Италия:

D’Ancona A., Origini del teatro italiano, 2 vv., 1891;

Salvioli G. e C., Bibliografia universale del teatro drammatico italiano, 1894;

Tonelli L., Il teatro italiano dalle origini ai giorni nostri, Milano, 1924.

Англия. Елизаветинская драма.

На русск. яз.:

Стороженко Н., Предшественники Шекспира, СПБ., 1872;

Его же, Английская драма до смерти Шекспира, "Всеобщ. истор. лит-ры", под ред. Корша и Кирпичникова, т. III;

Варшер С., Драматурги, современные Шекспиру, там же;

Его же, Школа Шекспира, там же;

Аксенов, Елизаветинцы, 1916;

Сильверсван Б., Театр и сцена эпохи Шекспира в их влиянии на тогдашнюю драму, сб. Истор. театр. секции ТЕО Наркомпроса, П., 1918;

Очерки из истории театра и драмы, изд. "Academia". 1923 (ст. А. Смирнова);

Мюллер В., Драма и театр эпохи Шекспира, Л., 1925;

Шюккинг Л., Социология литературного вкуса, с прилож. ст. "Шекспир как народный драматург", перев. под ред. В. М. Жирмунского, изд. "Academia", Л., 1928;

Аксенов И. А., Гамлет, изд. "Федерация", М., 1930 (статья: "Эволюция гуманизма елизаветинской драмы").

На иностр. яз.:

Mesieres, Prédécesseurs et contemporains de Shakespeare, P., 1863;

Mesieres, Contemporains et successeurs de Shakespeare, P., 1864;

Schelling F. E., Poetic and verse criticism of the reign of Elizabeth, 1891;

Bang W., Materialien zur Kunde des alteren englischen Dramas, B. VII, Louvain, 1902—1912;

Dramatic index, ed. by F. W. Faxon, I—III vv., 1917—1919;

Reed A. W., The beginnings of the English secular and romantic drama, 1922;

Sehelling F. E., Foreign influences in Elizabethan plays, N.-Y., 1923;

Chambers E. K., The Elizabethan stage, 4 vv., 1923—1924;

Aronstein Ph., Der soziologische Charakter des englischen Renaissance-Dramas, 1924;

Schelling F. E., Elizabethan playwrights: English drama from mediaeval times to 1642, N.-Y., 1925;

Его же, Typical Elizabethan plays, N.-Y., 1926;

Mackenzie A. M., The Playgoer handbook to the English Renaissance drama, 1927;

Albright E. M., Dramatic publications in England 1580—1640 L., 1927;

Eckhardt E., Das englische Drama der Spatrenaissance, Berlin, 1929;

Thorp W., The triumph of realism in Elizabethan drama, 1929.

От реставрации к современности:

Чебышев А. А., Очерки из истории европейской драмы, Английская комедия конца XVII и первой половины XVIII в., СПБ., 1897;

Ward A. W., History of English dramatic literature (2 тт., посвящен. драме эпохи реставрации);

Grisy A., de, Histoire de la comédie anglaise au 17 siècle;

Macaulay, Comic dramatists of the restoration;

Phelps W. L., Essay on modern dramatists, N.-Y., 1921;

Hamilton C., Conversations on contemporary drama, N.-Y., 1924;

Clark B. H., A study of the modern drama, N.-Y., 1925;

Nicoll A., British drama, 1925;

Goward N., Fallen angels. Contemporary British dramatists, 1930.

Франция.

На русск. яз.:

Иванов И., Политическая роль французского театра XVIII в., М., 1895;

Чебышев А. А., Очерки из истории европейской драмы. Французская "слезливая комедия", Воронеж, 1901.

На иностр. яз.:

Petit de Julleville, Répertoire du théâtre comique en France au moyen âge, 1885;

Его же, Histoire du théâtre en France. La comédie et les mœurs en France au moyen âge, 1886;

Его же, Le théâtre en France, Histoire de la littérature dramatique, 1889;

Его же, Le théâtre en France, P., 1897;

Lintilpac E., Histoire générale du théâtre en France, P., 1904;

Faral E., Les mimes français, P., 1910;

Dussane, La comédie française, 1920; J

ourdain E. F., Dramatic theory and practice in France, [1690—1808], 1921; Eyans D. O., Le drame moderne a l’époque romantique [1827—1850], 1923.

Германия.

Старая немецкая драма:

Heinzel R., Abhandlungen zum altdeutschen Drama, 1896;

Maassen J., Drama und Theater der Humanistenschulen in Deutschland, 1929.

Новая немецкая драма:

Friedmann, Deutsches Drama des 19. Jahrhunderts, 2 Bde, 1900—1903;

Durrieux G., La theologie dans le drame religieux de l’Allemagne, 1914;

Das deutsche Drama, Jg. 1—5, 1918—1922;

Holl K., Geschichte d. deutsch. Lustspieles, 1923;

Lehmann C., Junge deutsche Dramatiker, 1923;

Stammler W., Das religiose Drama im deutschen Mittelalter, 1925;

Rudnin M. J., A historical and bibliographical survey of the German religious drama, 1925;

Arnold R. F., Das deutsche Drama, Munchen, 1925;

Das deutsche Drama. Ein Jahrbuch, hrsg. v. Elsner R., Jg. l, 1929;

Naumann H., Die deutsche Dichtung der Gegenwart vom Naturalismus bis zum Expressionismus, 1930.

Испания.

На русск. яз.:

Тикнор, История испанской литературы, т. I, СПБ., 1883, т. II, СПБ., 1886;

Петров Д. К., Очерки бытового театра. Лопе де Вега, СПБ., 1901;

Его же, Заметки по истории староиспанской комедии, 2 тт., СПБ., 1907;

Келли Джемс, Испанская литература, Гиз, 1923;

Петров Д. К., Лопе де Вега и его сотрудники, "Очерки по истории европейского театра", изд. "Academia", П., 1923;

Смирнов А. А., Испанская сцена XVI и XVII вв., там же. На иностр. яз.: Juan Hurtado de la Serna y A. Gonzalez Palencia, Historia de la literatura espanola, Madrid, 1921;

Madrazo E. D., Introduction a las obras dramaticas, 1923;

Jack W. S., The early entremes in Spain: the rise of a dramatic form, 1923;

Diaz de Escovar N. у Lasso de la Vega F. de P., Historia del teatro espanol, 2 tt., Barc., 1924;

Baroja P., Critica arbitraria, Madrid, 1924.

Скандинавия:

Tissot E., Drame norvegien, 1893;

Platen С., Skandinaviska och finska teaterartister pa utlandska scener, 2 tt., 1920.

Классицизм.

На русск. яз.:

Манциус К., Мольер. Театр, публика, актеры его времени, Гиз, М., 1922.

На иностр. яз.:

Ebert, Entwickelungsgeschichte der franzosischen Tragodie, 1856;

Despois E., Le théâtre français sous Louis XIV, 1874;

Rigal E., Le théâtre français avant la période classique, 1901;

Kohlrausch R., Klassisches Drama, 1903;

Ernst F., Der Klassizismus in Italien, Frankreich und Deutschland, 1924.

Романтизм:

Thornese J. A., Romantik und Neuromantik, 1923;

Ginisty P., Le théâtre romantique, 1923.

Реализм:

Merlet G., Réalisme dans la littérature 18—19 siècles, 1861.

Натурализм:

Фриче В., Психология натуралистической драмы, "Правда", 1906;

Martino P., Le naturalisme français, 1928.

Модернизм:

На русск. яз.:

Фриче В., Основные мотивы зап.-европейского модернизма, сб. "Лит-ый распад", кн. 2, СПБ., 1909;

Очерк развития западных литератур, М., 1927;

Проблемы искусствоведения, Гиз, 1930 (стр. 129—140: Импрессионизм как стиль культуры);

Коган П., Очерк по истории зап.-европейской литературы, т. II, Гиз, 1923; Троцкий Л., Литература и революция, Гиз, 1923;

Аксельрод И., Литературно-критические очерки, Минск, 1923;

Плеханов Г., Искусство и общественная жизнь, Сочинения, т. XIV;

Штейгер Э., Новая драма, СПБ., 1902; Театр. Книга о новом театре, изд. "Шиповник", 1908;

Кризис театра, 1908 (ответный марксистский сборник).

На иностр. яз.:

Arnold, Das deutsche Drama, 1925;

Bab Julius, Chronik des deutschen Dramas, 5 Bde [1900—1926], Berlin, 1926;

Kerr A., Die Welt im Drama, 5 Bde, 1917;

Heise W., Das Drama der Gegenwart, 1922;

Symons А., The symbolist movement in literature, 1917;

Ashley Dukes, Modern dramatists, 1912;

Lewisohn L., The modern drama, 1915;

Archer W., Playmaking, 1912; The old drama and the new, 1923;

Chandler F., Aspects of modern drama, 1914.

Новейшие течения западно-европейской драмы:

Ruberti G., Je teatro contemporaneo in Europa, 2 vv., Bologna, 1920, 1921;

Klaar A., Probleme der modernen Dramatik, 1921;

Freyhan M., Das Drama der Gegenwart, 1922;

Tilgher A., Studi sul teatro contemporaneo, Roma, 1923;

Carter H., The new spirit in the European theatre, 1914—1924, Benn., 1925.

Подробная библиография — у Clark В., A study ot the modern drama, N.-Y., 1927.

История русской драмы:

Фриче В., Эволюция театра и драмы, сб. "Из истории новейшей русской лит-ры", М., 1910;

Бескин Эм., История русского театра, ч. 1, М. — Л., 1928;

Всеволодский-Гернгросс, История русского театра, 2 тт., М., 1929 (там же указана и библиография).

См. кроме того Белецкий А. И., Бродский Н. Л., Гроссман Л. П., Кубиков И. Н., Львов-Рогачевский В. Л., Новейшая русская литература, Иваново-Вознесенск, 1927 (богатая библиография по современной русской драме).

См. также в статьях об отдельных русских драматургах.

Материалы предоставлены проектом Фундаментальная электронная библиотека «Русская литература и фольклор»

Издание 1929-1939 г.г.

© 2000- NIV