Приглашаем посетить сайт

М. Дубницкий. Женщины в жизни великих и знаменитых людей.
Еврипид

Еврипид

Обобщал ли Пиндар свое чувство к Коринне, иными словами, сделался ли он женоненавистником или, по крайней мере, хулителем слабого пола, неизвестно, но другой великий поэт древности, Еврипид, им сделался. Благодаря неблагоприятным семейным обстоятельствам жизнь его стала даже сплошной драмой. Один из величайших представителей древней трагедии, относительно которого Фукидид отозвался, что могилой ему служит вся Греция, а отечеством Афины и вся Эллада, пользовался большим почетом как поэт и гражданин, но был очень несчастлив у себя дома. Обладая угрюмым, молчаливым характером, он любил уединение, чуждался веселья, и, конечно, не ему было пленять сердца прекрасных современниц. Этим, может быть, и объясняется то, что первая его жена, Хирилла, стала ему изменять.

Он развелся с ней, несмотря на то что у него были от этой жены два сына. Судя по всему, это была легкомысленная женщина, не брезговавшая даже рабом Еврипида. Измена любимой женщины не могла не повлиять на мировоззрение великого поэта, и он выразил свои горькие чувства в драме «Ипполит», в которой сильно нападает на женщин и устами своего героя высказывает такие мысли: «О, Зевс, ты омрачил счастье людей тем, что произвел на свет женщину! Если бы ты хотел поддержать человеческий род, то должен был бы устроить так, чтобы мы не были обязаны женщинам своей жизнью. Мы, смертные, могли бы приносить в твои храмы медь, или железо, или дорогое золото и взамен получать детей из рук божества, каждый сообразно со своим приношением, и эти дети вырастали бы в доме отца свободно, никогда не видя и не зная женщин. Ибо ясно, что женщина— величайшее бедствие».

С тех пор Еврипид не переставал обнаруживать свои враждебные чувства при каждом удобном или неудобном случае. Даже в таких произведениях, как «Финикиянки», в которых злобному чувству к женщинам отведено меньше всего места, встречаются колкие замечания по адресу женщин, вроде следующего:

Впрочем, горе не исправило Еврипида. Он развелся с легкомысленной женой, но только для того, чтобы жениться на другой. Такова власть женщины. К сожалению, и вторая жена оказалась не на высоте своего призвания: она сбежала. Еврипид после этого мог дать полную свободу своему горькому чувству; и действительно, в своих дальнейших произведениях он громит женщину всеми бичами своего огромного таланта.

Сохранился рассказ, по которому женщины, раздраженные дурными отзывами Еврипида, однажды во время празднества напали на него и даже хотели убить, но пощадили после того, как он дал обещание больше никогда не отзываться дурно о женщинах. Штоль считает этот рассказ вымышленным, полагая, что он был навеян комедией Аристофана «Женщины на празднике Фесмофорий», в которой со свойственным Аристофану юмором передается, как женщины, собравшись на празднике Фесмофорий, где между ними царствует полное согласие, устраивают суд над поэтом, чтобы приговорить его к смертной казни; как Еврипид, опасаясь за свою участь, ищет кого-нибудь из мужчин, который, одевшись в женское платье, принял бы участие в собрании женщин и защищал бы там поэта; как эту роль берет на себя тесть Еврипида; как его узнают и привязывают к столбу, чтобы судить за незаконное вторжение в женское общество; как Еврипид бросается в храм и вымаливает себе прощение обещанием больше никогда не поносить женщин. Но ведь и сам Аристофан мог написать свою комедию на основании действительного факта. По крайней мере, такой факт не заключает в себе ничего невероятного, если принять во внимание нравы времени, огромное значение, которым пользовались женщины, и из ряда вон выходящее женоненавистничество виднейшего представителя упадка греческой трагедии.

отрекся от своих первоначальных чувств. Новое доказательство того, что история очень мало изменила в отношениях между мужчиной и женщиной и что женщина действительно составляет в настоящее время все, как это было два тысячелетия тому назад...