Приглашаем посетить сайт

Ерофеева Н.Е.: Зарубежная литература XVII век.
Предисловие

Предисловие

Курс «История зарубежной литературы XVII века» является составной частью вузовского курса «История зарубежной литературы XVII века и эпохи Просвещения». Учебник, написанный в форме лекций, призван помочь студентам в освоении трудного, но интересного материала, подготовить их к восприятию философской литературы эпохи Просвещения. Весь материал расположен таким образом, чтобы в итоге у студентов сложилось целостное представление об особенностях литературного процесса XVII века как «самостоятельного этапа в истории зарубежных литератур»[1]. Эту позицию обозначила конференция 1969 года, материалы которой опубликованы в сборнике «XVII век в мировом литературном развитии». В частности, Ю. Б. Виппер писал: «И в литературоведении, и в исторической науке, и в искусствоведении преобладает мнение, согласно которому «семнадцатый век» как эпоха, будучи генетически связанным с Возрождением, с одной стороны, и с Просвещением, с другой, все же во многом от них принципиально отличается и представляет собой явление специфическое. И действительно, чтобы в этом убедиться, достаточно бросить хотя бы беглый взгляд на литературную панораму Западной Европы в XVII столетии. Совершенно очевидно, что такие писатели, как Мильтон, а также, скажем, Драйден, Батлер, Бэньян или Конгрив в Англии… не могут быть отнесены ни к литературе Возрождения, ни к литературе Просвещения. Их творчество представляет собой качественно своеобразный этап в развитии западноевропейской литературы…»[2]

Особое внимание уделяется художественным системам названного столетия, поэтому учебник включает достаточно много текстов с целью более глубокого осмысления рассматриваемого литературного направления. Сложный теоретический материал дополняется анализом произведений наиболее ярких представителей той или иной художественной системы. При этом учитываются известные концепции литературоведов, представленные в учебниках, учебных пособиях по истории литературы и справочных изданиях, что значительно облегчает ориентацию студентов в пределах данного курса. При анализе художественных явлений эпохи необходимо учитывать их национальную специфику и, как отмечает В. А. Луков, «черты переходности, связанные с формированием нового метаязыка литературы: определяющее для прежних эпох значение жанров отходит на второй план… Наряду с гуманистическим протореализмом (переходящим в так называемый бытовой реализм) формируются первые художественные направления – барокко и классицизм»[3].

Художественные произведения, предлагаемые для прочтения и изучения, доказывают, что XVII столетие является уникальным явлением в истории мировой культуры. Сложность восприятия произведений писателей Нового времени во многом обусловлена их религиозными исканиями. В творчестве таких мастеров художественного слова, как Лопе де Вега, Тирсо де Молина, Педро Кальдерон де ля Барка, Пьер Корнель, Жан Расин, Жан Батист Мольер, Ганс Якоб Кристоффель Гриммельсгаузен, Джон Донн или Джон Мильтон, отразилось сложное миропонимание человека XVII века. В их произведениях нашли выражение и новые жанровые формы, определившие развитие европейской и мировой литературы последующего времени. При этом многие художественные открытия названных авторов опережали открытия просветителей.

необходимых студентам. После каждой темы им предлагается несколько видов заданий, выполнение которых позволит обобщить знания, полученные на лекциях, а также во время самостоятельной работы по предмету.

Задания для самостоятельной работы предполагают освоение студентами материала, не вошедшего в лекционный курс, но обязательного для изучения.

Творческая работа по теме рассчитана на студентов с хорошей литературоведческой и общей филологической подготовкой. Кроме того, ряд заданий ориентирован на сопоставление материалов вузовского курса с программой для школ, лицеев и других общеобразовательных учреждений. Студенты второго курса филологического факультета еще не знакомы с «Теорией и методикой преподавания литературы в школе» как предметом, но пропедевтические творческие задания призваны сориентировать их на профессиональный подход к изучению названного курса литературы.

Вопросы коллоквиума предназначены для индивидуального собеседования со студентом по программе курса. Коллоквиум позволяет выявить общий уровень подготовки, а также способность студента самостоятельно анализировать материал.

По всем видам заданий предусмотрены формы отчетности и контроля: конспект, реферат, доклад, собеседование. Эти формы активно используются в индивидуальной работе со студентами, а также на практических занятиях.

Для успешного освоения материала практического занятия студентам предлагается практикум по истории зарубежной литературы XVII века, являющийся составной частью учебно-методического комплекта по дисциплине, в который включены примерные планы практических занятий, отдельные задания, отрывки из наиболее редко издаваемых художественных текстов, главы из монографий и статьи ведущих литературоведов и критиков. Практикум содержит контрольные задания, проверяющие общую подготовку студента по курсу, вопросы к экзамену, список литературы. Студенты-заочники найдут в практикуме интересные материалы и тематику контрольных работ. Характеристика условий формирования западноевропейской литературы в XVII веке

Курс истории зарубежной литературы XVII–XVIII веков включает в себя многообразный по содержанию и богатый идеями период развития мировой литературы. Долгое время он рассматривался как единый, так как, по убеждению ученых конца XIX века, эпоха Возрождения поставила перед человечеством две задачи: подчинить все силы природы разуму человека и ликвидировать феодализм. Именно решению первой задачи лучшие свои силы отдали ученые и мыслители XVII века, решению второй – политические деятели XVIII века. Г. В. Плеханов писал: «В эпоху Бэкона и Декарта ход экономического развития передовых обществ Западной Европы сделал особенно ощутительной нужду в увеличении производительных сил. Великие мыслители отозвались на эту общественную нужду тем, что придали философии новое направление, имевшее чрезвычайно благотворное влияние на естественные науки, а через них и на технику. Но рост производительных сил, со своей стороны, значительно повлиял на внутренние отношения передовых европейских обществ. Благодаря ему третье сословие стало играть в жизни этих обществ несравненно более важную роль, чем прежде. А так как этой новой, гораздо более важной роли его не соответствовали старые общественные отношения, то оно захотело уничтожить их. Это стремление и выразилось в выработке идеологами третьего сословия освободительной философии XVIII века. Польза, которую ожидали от этой новой философии, заключалась уже не в умножении производительных сил, а в таком переустройстве общества, которое соответствовало бы уровню, достигаемому этими силами»[4].

Взгляд на историю ученого-марксиста конца ХIХ века интересен прежде всего тем, что обращает внимание на теснейшую связь культуры и общественного развития, на необходимость исследования коренных причин философского и публицистического характера литературы XVII–XVIII веков в целом. Несмотря на тенденциозность приведенного мнения, мы вынуждены признать, что именно данная точка зрения долгое время преобладала в отечественном литературоведении. Доказательством тому могут служить вузовские учебники советского периода, в том числе авторский учебник С. Д. Артамонова. Однако уже в 60-е годы XX столетия ученые заговорили о необходимости рассматривать культуру и литературу XVII и XVIII веков как два самостоятельно развивающихся явления. Об этом, например, статья Ю. Б. Виппера «О «семнадцатом веке» как особой эпохе в истории западноевропейских литератур» (1969)[5]. Во многом противоречивое восприятие XVII века связано с условиями общественного развития XVII–XVIII столетий.

XVII век характеризуется неравномерностью общественного развития. Свидетельством тому служат многочисленные политические и экономические факты. В «Истории всемирной литературы» отмечается сложный идеологический характер процесса становления европейских и восточных государств, указывается, что в это время, например на Востоке, многочисленные религиозные и религиозно-этические учения, особенно мусульманство, буддизм, неоконфуцианство, во многом определяли духовную жизнь Азии[6]. В Европе с большим трудом устанавливается абсолютизм. Так, во Франции этот процесс связан с нежеланием дворян повиноваться королю и расставаться с многочисленными феодальными привилегиями. В то же время в XVII веке активизируются представители новой общественной силы, в руках которой сосредоточилась большая часть финансов страны, – буржуа. Они не имеют пока доступа к политической власти, но уже заметно влияют на процессы, происходящие в общественной жизни страны. Однако в Голландии или Англии, напротив, буржуа стремительно идут к власти. Так, к XVII веку Великобритания становится одним из самых сильных и экономически развитых европейских государств. Она имеет хороший флот. Ее промышленность и торговля набирают обороты. Английские купцы навесь мир прославляют свое сукно. Слова Т. Мора «овцы съели людей» по-прежнему актуальны. Однако английских земель теперь мало. Начинается процесс освоения новых, который в XVIII веке приведет к колонизации многочисленных африканских и ост-индских владений.

война Германии и Франции обнаруживает вопиющее противоречие между стремлением человека к земному счастью и невозможностью его достижения из-за амбиций сильных мира сего. Аллегорический образ Европы XVII века, выведенный во сне Симплиция Симплициссимуса в виде генеалогического дерева, на вершине которого бог войны Марс, во многом определил содержание времени. Судьба главного героя романа Гриммельсгаузена выразила разочарование и ощущение «трагического гуманизма», связанного с неизбежностью коренной ломки ренессансного сознания человека. Менялась не только политическая, но прежде всего этическая парадигма времени, ее система ценностей. Феодальную этику сменила этика буржуа. Она была наиболее прогрессивной на том этапе развития общества. Опираясь на рационалистические методы анализа явлений действительности, буржуа пытались утвердиться на арене жизни. Особое место в этом процессе занимала наука и, конечно, философия. Наука, выделившаяся в самостоятельный социальный институт, с одной стороны, определила небывалый сдвиг в человеческом сознании, расширив его пределы до бесконечности, с другой – тот же процесс познания вызвал разочарование и отчаяние.

Естествознание сыграло огромную роль в процессе переосмысления жизненного пространства в XVII веке. Открытия астрономов – Коперника, Кеплера, Галилея – подтвердили бесконечность пространства и времени. Представление о мире расширилось до безграничных пределов Вселенной. Человек в мире Вселенной воспринимался как его малая частица. Это связано прежде всего с открытием пространства и времени, движения в развитии всего живого. Механика, ставшая ведущим направлением в науке, определила подход к изучению мира с помощью экспериментального метода, который требовал скрупулезного рассмотрения любого явления со всех сторон, разложения его на составные части, что не способствовало представлению о природе как едином целом. На картинах Т. Кейзера «Анатомия» (1619) и Рембрандта «Урок анатомии доктора Тульпа» (1632) запечатлен великий интерес к познанию, унаследованный от эпохи Возрождения. Человек впервые рассматривался как неотделимая часть всего живого на Земле.

Противоречия времени отразились и в философских учениях Б. Паскаля, Ф. Бэкона, Р. Декарта, П. Гассенди, Б. Спинозы и других мыслителей. Но при всех противоречиях ученых XVII века объединяло понятие «разум», ставшее краеугольным камнем их учений. Рационализм как способ познания действительности во многом опережал открытия, сделанные философами в XVIII веке. Р. Декарт писал: «Можно достигнуть познаний, очень полезных в жизни, и вместо той умозрительной философии, которую преподают в школах, можно найти практическую философию, при помощи которой, зная силу и действие огня, воды, воздуха, звезд, небес и других окружающих нас тел так же отчетливо, как мы знаем различные занятия наших ремесленников, мы могли бы точно таким же способом использовать их для всевозможных применений и тем самым сделаться хозяевами и господами природы»[7].

Все это не могло не отразиться на развитии художественного сознания эпохи в целом. Как указывает французский историк Р. Мунье, «XVII век являлся эпохой кризиса, который затронул человека в целом, во всех сферах его деятельности – экономической, социальной, политической, религиозной, научной и художественной, все его существование на глубочайшем уровне его жизненных сил, его чувствования, его воли»[8].

Прагматизм одних и разочарование других способствовали формированию и утверждению двух художественных систем, ставших ведущими на протяжении столетия, – классицизма и барокко. Однако ренессансные идеи также продолжали находить своих сторонников. Параллельно с классицизмом и барокко развивался ренессансный реализм.

человека. Свидетельством тому служат трагедии Корнеля, Расина, комедии Мольера, драма Кальдерона, роман Гриммельсгаузена, поэмы Мильтона.

В лучших произведениях барокко средневековая традиция – метафоричность и аллегоризм – сочетается с актуальными философскими и общественными проблемами времени. В них авторы пытаются ответить на самые важные вопросы современности, основным из которых остается вопрос о сущности человеческой природы, о месте человека на земле.

В произведениях классицизма мы находим глубокое проникновение в душевный мир героев. Основу внутреннего конфликта героев составляет непримиримый конфликт между разумом и страстью.

В целом писатели XVII века заложили основу для нового типа реализма, в том числе и психологизма, который получил свое развитие в XVIII–XIX веках.