Приглашаем посетить сайт

Ерофеева Н.Е.: Зарубежная литература XVII век.
Творчество Джона Беньяна

Творчество Джона Беньяна

Джон Беньян(1628–1688) относится к числу авторов, споры о творчестве которых не угасают на протяжении многих столетий. Он одним из первых восстал против безнравственности английского общества эпохи Реставрации и в своих произведениях обратился к поиску истинного пути к идеальному человеку. Путь этот пролегал не только во внешнем, но, главное, во внутреннем мире. Возможно, поэтому имя писателя до сих пор соотносят, прежде всего, с пуританской литературой, то есть литературой духовной. Споры ведутся и вокруг творческой манеры писателя, которого в равной мере относят и к представителям барокко, и к писателям реалистического направления.

Биография Беньяна изобилует приключениями и духовными потрясениями. Сын лудильщика, он посещал традиционную для своего сословия грамматическую школу, где научился писать и читать. В семнадцать лет был призван в армию, участвовал в гражданской войне, затем, в мирное время, продолжил дело отца. Переломным моментом в его жизни стал 1653 год. Именно в это время Беньян познакомился с пуританским учением в секте анабаптистов. С тех пор он не представлял себя вне пуританизма, стал активным пропагандистом его идей. После 1660 года, когда деятельность сект была запрещена, Беньян продолжал свою деятельность, что привело к аресту и заключению. Двенадцать лет тюрьмы не прошли для него даром. В заточении Беньян не только создал наиболее значительные произведения духовной литературы XVII столетия, но и стал для простых англичан в определенной мере символом мученичества за веру. Освобождение из тюрьмы в 1672 году не изменило путь Беньяна, поэтому вскоре он вновь стал заключенным. И только в 1676 году была обретена долгожданная свобода. До последних дней Беньян служил проповедником в Бедфорде, где и был похоронен.

Перу Беньяна принадлежат такие произведение, как «Милосердие, изливающееся на голову грешника»(1666), «Путь паломника»(1677), «Жизнь и смерть мистера Бэдмена»(1682), «Священная война»(1685). В этих произведениях писатель выразил свои взгляды на мир и человека, проявил себя как великий наследник христианских и гуманистических идей. Именно здесь нашло отражение его учение об идеальной личности, построенное на основе размышлений о судьбах человечества и общества, раздумий о роли человека в устройстве своей жизни.

Известно, что Беньян не был первым и единственным на пути разрешения вечных духовных вопросов. Ему наверняка были знакомы труды Л. Бейли («Практика благочестия», 1602), А. Дента («Ровный путь на небеса», 1607), Р. Бернарда («Остров Мэна», 1627) и другие. В них уже поднимались вопросы, которые определили содержание теории Беньяна. Однако только ему удалось выразить свои мысли так четко и образно, что его персонажи, носители основных идей концепции идеальной личности писателя, стали персонажами нарицательными (Бэдмен, Христиан).

По своим философским взглядам Беньян был близок диггерам (копателям). Представители этого движения после подавления Кромвелем деятельности сект (индепенденты, диггеры, левеллеры) захватили и начали обрабатывать пустующие земли, призывая отказаться от частной собственности на землю, жить своим трудом, действовать не «мечом и копьем, а лопатой и плугом».

Основной религиозных взглядов Беньяна стало учение Лютера «теология соглашения», которое получило распространение в Англии благодаря деятельности многочисленных проповедников. Согласно «теологии соглашения» Лютера, первое соглашение было заключено между Богом и Адамом, который впоследствии нарушил установленные правила, за что и был наказан – лишился вместе со своими потомками прощения Бога. Второе соглашение было между Богом и Христом, принесшим себя в жертву во имя искупления человеческих грехов и давшим надежду человечеству.

Читая Священное писание, человек испытывает благодать. Она посылается ему по изъявлению Бога. Таким образом, по Лютеру, человеческая воля подвластна воле Всевышнего. Отсюда неспособность человека к самосовершенствованию своей личности. В свое время это положение вызвало негодование Э. Роттердамского, утверждавшего, что подобное противоречит здравому смыслу.

Беньян отходит от Лютера и, подобно Э. Роттердамскому, спорит с немецким теологом, утверждая, раз соглашение было заключено без участия человека, то избранные спасены не потому, что веруют, а они веруют потому, что спасены. По мнению Беньяна, признание человеком своих грехов – первый шаг на пути к очищению. Цель английского проповедника – спасение, возрождение человека после мрачной жизни, полной преступлений против собственной совести. Главным на пути самосовершенствования является постоянная работа над собой в соответствии с заповедями Библии. По Беньяну, каждый человек стоит перед выбором – продолжать грешить или встать на путь исправления. При этом писатель убежден, что грехи – это необходимый атрибут человеческой жизни, от рождения до смерти. Греховны даже дети, о чем он пишет в «Жизни и смерти мистера Бэдмена». Однако юности свойственны заблуждения, поэтому писатель признавался, что сразу не стремился к идеальной жизни. Напротив, он спешил все познать – и грех, и авантюру, и недозволительные вольности в поведении. Но все это оказалось не главным, потому что в душе его всегда был нравственный стержень, благодаря которому он сумел удержаться в мире. При этом Беньян говорит много о совести, которая мучила его ночными кошмарами, говорит о видениях, которые прекратились только после того, как он стал регулярно посещать церковь. Именно в церкви он услышал однажды проповедь, определившую дальнейший жизненный путь будущего писателя.

На протяжении всего творчества Беньян утверждал, что человек не только способен к самосовершенствованию, но и обязан это делать. В результате кропотливой работы над собой рождается известный нравственный кодекс писателя. Его главный принцип – следовать заповедям на пути к Богу. Очень важно, чтобы человек был способен проникнуть в свою душу, обнаружить в ней все плохое и греховное, а затем сознательно избавиться от всех недостатков. Эта задача крайне сложная, которая, по мнению писателя, потребует от человека огромных усилий воли. И вся человеческая жизнь, по мнению Беньяна, – это постоянная борьба с грехом. Совершенствование – трудный путь, но если его сопровождают воля и вера, человек обретает в итоге нравственную силу и устремляется к добру с чистой совестью. В этом Беньян следует за теологическими и философскими учениями своей эпохи, утверждавшими, что только истинная вера способна привести человека к постижению сущности Бога, а разум – познать земную жизнь. Вслед за Б. Спинозой он утверждает, что разум – дар Божий, с помощью которого человек устремляется к добру; вторя Б. Паскалю, пишет о человеке как малой частице мира. Таким образом, во взглядах Беньяна нашли причудливое смешение собственно теологические представления и основные идеи философии XVII века относительно человека и его места в мире.

Говоря об эстетических взглядах Беньяна, необходимо обратиться к его центральному произведению – «Путь паломника».

Произведение наполнено не только религиозными размышлениями, но и суждениями о творчестве. Его вступление написано в форме апологии (apology – извинение, оправдание). Апология представлена в виде дискуссии, которая также была популярна в Англии XVII века. Наиболее яркими ее представителями были Р. Бартон и Т. Браун.

Беньян использует апологию для защиты своих творческих принципов. В частности, он отстаивает право на аллегорический способ повествования. Главным источником вдохновения для писателя стало Священное писание, воспринимаемое им как эстетический образец, в котором он заимствовал идеи и образы своего повествования. Апология свидетельствует, что писатель преодолевает понимание аллегории как «темной» (именно так оценивалось аллегорическое повествование в Средние века). Беньян видит положительное начало в самом творчестве как процессе, потому что перо и бумага – это те инструменты, которые позволяют все существующее разделить на черное и белое, плохое и хорошее. С помощью пера и бумаги писатель четко излагает свои мысли, выражает свои представления о замысле произведения. На пути создания произведения Беньян считает важным критическое слово первого читателя. Оно нередко ставило автора в тупик, но это не помешало ему завершить свой труд. Для Беньяна «жизнь» произведения – это своеобразная проверка на долговременность существования, особенно сразу, как только оно появилось. Не случайно автор волнуется, не обидел ли он читателя, не сказал ли что-то не так, просит извинить его и не судить слишком строго. Таким образом, Беньян сразу начинает выстраивать диалог с читателем, представляя себе его реплики, замечания. Он даже рекомендует своему «собеседнику» отложить книгу в сторону, если она ему не по вкусу. Но он все-таки верит, что его читатель будет заинтересован и поэтому обращается к нему на «ты»: «Эта книга сделает тебя странником, / Если ты захочешь руководствоваться ее советом; / Она направит тебя в Святую Землю. / Если ты захочешь понять ее наставление, / Она заставит ленивого быть активным; / Слепого видеть чудеса» (пер. Н. Бобровой).

Говоря о сущности искусства, Беньян уподобляет его рыбной ловле и охоте, подчеркивая сходство и различие этих процессов: «И тот и другой процессы требуют умения, времени и усилий, а также арсенал необходимых средств, без которых достижение цели невозможно. Однако заниматься творчеством могут только талантливые люди, именно им удается найти правду, которая является целью искусства».

По мнению Беньяна, литература и искусство способны освободить человека от греха, а долг каждого писателя «кричать о смертельной чуме, трубить, чтобы люди очнулись и бежали от величайшего зла», которое поработило Англию. Так открыто протестует Беньян против английских буржуа и безнравственности общества. Он призывает писателей объединиться против испорченной морали, изгнать ее с помощью самого эффективного оружия – слова. Страницы произведений должны осуждать таких, как Бэдмен, и восхвалять таких, как Христиан. Аллегория способна помочь в этом, так как позволяет проникнуть в глубь души.

Книга «Путь паломника» появилась в период, когда основные принципы пуританизма подвергались пересмотру. И Беньян стремился в первую очередь предотвратить отход англичан от протестантской церкви. Жизненный путь Христиана – это путь всего человечества.

Произведение открывается видением. Этот прием трансформировался из жанра видения, который, по мнению М. И. Никола, имел свою особую сюжетно-композиционную структуру: сначала упоминание о болезненном или экстатическом состоянии, предшествующем видению, затем эпизод богоявления, описание увиденного и услышанного, и, наконец, описание деталей, подтверждающих реальность пережитого. Образ самого ясновидца связывает воедино фрагментарную ткань повествования. В заключении вводится мотив «обращения» ясновидца, фиксируется нравственное обновление его личности[72 - Подробнее см.: Никола М. И.Эволюция средневековых видений и «Видение о Петре Пахаре» Уильяма Ленгленда. Автореф. дисс… канд. филол. наук. М., 1980. С. 7.].

В «Пути паломника» видим ту же структуру видения. Повествование начинается от лица Спящего Рассказчика, который предлагает читателю воспринимать все как вымысел, а все события – невероятными. История паломничества начинается тоже внезапно. В тексте нет никаких разделений на главы, параграф. Текст сплошной, прерывающийся замечаниями рассказчика (Я решил прилечь в этом месте, и когда заснул, я увидел сон; Я очнулся ото сна; Я уснул и т. п.) В итоге действие превращается в динамично развивающуюся историю, каждая картина которой представляет какое-либо событие, развернутое во времени. Аллегорические образы просты и легко узнаваемы по своей сути. Через все этапы паломничества проходят события, определяющие путь главного героя – Христиана – из Города Разрушения в Небесный Град. Во время путешествия Христиан проходит путь очищения и возвышения, обретает новые духовные знания. Он последовательно проходит Дом Толкователя, Прекрасный Дом. В диалогах с товарищами, сначала с Верным, затем Надежным он раскрывается как личность, стремящаяся к совершенству, но понимающая невозможность идеала на грешной земле. Христиан вступает в борьбу в Долине Унижения, Долине Тени смерти, терпит гонения на Ярмарке Тщеславия[73 - Именно у Беньяна У. Теккерей заимствовал образ и название своего романа «Ярмарка тщеславия».], страдает в Замке Сомнения, встречается с Невежеством, Маловером, льстецами, переживает искушение Очарованной Земли, преодолевает Реку Смерти.

Ярмарка Тщеславия олицетворяла сатиру на современное английское общество. Его представляют высокомерные судьи мистер Недальновидный, мистер Неумолимый, которые напоминали реальных судей, от которых пострадал в свое время Беньян (сэр Джон Келиндж, сэр Генри Честер, сэр Вильям Бичер). Описывая сцену суда над Верным, писатель указывает на реальное противостояние сторонников Реставрации и ревностных пуритан. Верного обвиняют в том, что вера Города Тщеславия не была истинной. Против него свидетельствуют Зависть, Предрассудок, Неблагодарный. На основе голословных обвинений Зависть, Предрассудок, Неблагодарный. На основе голословных обвинений Верного приговаривают к смерти. Многозначно звучит замечание автора в итоге – «Товары Рима широко распространены на этой ярмарке, за исключением английского ряда… Эта ярмарка стоит здесь довольно давно». Так своеобразно говорит о новых временах автор, понимая неизбежность потерь в период становления новой экономической формации. Не признавая нравы периода Реставрации, представителями которых выступают Распутная, Любитель Денег, Лавирующий, Временный, Беньян не признает и нравы, утверждаемые католической церковью. Протестант определяет его представления о нравственном человеке, каким ему хочется видеть Христиана. Он не боится заметить, что сильные враги Христиана – это тщеславие и пороки. Преодолеть соблазны ему помогают твердые убеждения. Опираясь на собственный жизненный опыт, Беньян прекрасно понимал всю противоречивость мирской жизни. Поэтому, когда писал о Ярмарке Тщеславия, писал, прежде всего, о современном ему Лондоне: на рынке с его британским рядом, французским и итальянским все продается и покупается: «дома, земли, места, почести, предпочтения, титулы, страны, королевства, пороки, удовольствия и развлечения всех сортов – публичные женщины, жены, мужья, дети, слуги, хозяева, жизнь, кровь, тела, души, серебро, золото, жемчуг, драгоценности…»

тогда, когда необходимо принять единственно правильное решение. Победив Аполлиона, Христиан преодолевает соблазны. Беньян приводит своего героя в Небесный град, куда устремятся его последователи, одним из которых была его верная супруга Христиана. В отличие от Самсона Дж. Мильтона, обрушивающего кровлю храма на филистимлянских лордов и жрецов, Христиан достигает Небесного града как символа совершенства и справедливости.

На протяжении всего творчества Беньян пытался ответить на вопрос, что есть человек, какова его природа и есть ли у него шанс на спасение.

В поисках идеала писатель обращается к образу современного ему человека в повести «Жизнь и смерть мистера Бэдмена», чтобы открыть глаза своим читателям на невозможность существования в мире, где отсутствует мораль.

Сложная по своей композиции повесть, наполненная многочисленными цитатами из Библии, скорее напоминает религиозный трактат. Однако современники писателя воспринимали ее как духовную автобиографию, жанр, который получил распространение в XVII веке. Противоречивость восприятия обусловлена и тем, что в произведении нет четкого деления частей повествования, хотя писатель выстраивает в определенном порядке картины из жизни героя и его окружения.

Бэдмена ведут два аллегорических персонажа: мистер Мудрый, носитель светской и религиозной мудрости, и молодой христианин Внимательный. Задача первого – поучать, задача второго – слушать и учиться. Не случайно ведущей формой повествования является диалог. Сама схема описания жизненного пути Бэдмена напоминает форму проповеди, построенной на примерах и заключениях. Все это позволяет Беньяну рассмотреть грех с трех позиций: сначала через восприятие мистера Внимательного, находящего в самом начале своего обращения, затем через оценку греха мистером Внимательным как праведником и, наконец, через максимы Священного писания. При этом мнение автора, высказанное в словах мистера Мудрого, одновременно несет в себе и требование Священного писания. Например, когда Мудрый рассказывает о поведении Бэдмена, который отказывался слушать воскресную проповедь, мы видим, насколько безнравственной, по меркам пуританина, представляется сама личность Бэдмена: «Бэдмен не мог терпеть воскресенье из-за святости, что сопровождала его; начало этого дня приводило его в ужас, как будто его ожидала тюрьма. Чтение Священного писания, прослушивание проповедей, повторение молитв – этого он не выносил».

По мнению мистера Внимательного, ненависть к воскресному дню появилась у Бэдмена из-за испорченности, а по убеждению мистера Мудрого, человек должен проявлять доброту души и сердца в любой день, но в воскресный день необходимо подводить итоги прошедшей недели, полностью сконцентрироваться на Боге.

Диалог Мудрого и Внимательного постоянно перемежается фразой, которая во многом позволяет избежать монотонности повествования. Она призвана все время возвращать читателя к предмету разговора: «Этот Бэдмен был несчастным существом», на что Внимательный замечает: «Это было вами уже не раз сказано». Характеризуя особенности диалога в повести вообще, Х. Тэлон писал, что такой диалог призван выполнять дидактическую функцию, он должен разворачиваться динамично, и мысль говорящего должна играть и сверкать, как луч на воде.

Собственно биографические сведения перемежаются с рассуждениями Мудрого и Внимательного о религии и нравственности. В уста Мудрого Беньян вкладывает свои оценки Бэдмена, опираясь на Библию, цитаты из которой сопровождают практически все характеристики героя.

Бэдмен, имя которого построено на сочетании двух английских слов – bad man – «плохой человек» – и соотносится с фразой «плохие времена» – bad times, – представляет собой тип грешника, чья жизнь – настоящая экскурсия по всем человеческим грехам вообще.

чтобы умереть не грешником, а праведником. Но, по всей видимости, этот персонаж был задуман как неисправимый грешник. И характер его раскрывается прежде всего в семейных отношениях. Женившись на богатой сироте, праведнице, Бэдмен преследовал только одну цель – деньги. После свадьбы супруг обнаруживает свое истинное лицо, и жизнь женщины превращается в ад. Сначала ее потрясает, что Бэдмен расплатился с кредиторами ее деньгами, затем ее шокирует его отношение к религии, которую он «вешает… на ограду, или скорее поступает с ней, как люди поступают со старой одеждой: либо выкидывают ее, либо отдают другим… Такое обращение мужа постепенно убивало ее».

Со смертью жены Бэдмена у автора появилась возможность говорить о воспитании, так как все семеро оставшихся без матери детей обладали разными характерами. По мнению Беньяна, это обусловлено тем, что мать и отец были людьми, чуждыми друг другу – верующая и безбожник. Поэтому, пишет Беньян, каждый по-своему видел цель воспитания: «Праведник будет заботиться о том, чтобы его ребенок стал таким же и добиваться этого будет молитвами, советом и хорошим примером; второй же попытается воспитать его злобным и грешным». Для писателя идеальным воспитателем была жена Бэдмена. Она сумела передать одному из своих детей набожность, смирение, уважение к людям, терпимость.

Вторая жена-блудница явилась своеобразным наказанием Бэдмену. Однако это мало что изменило в самой натуре героя. Потому что все отрицательные черты, которые когда-либо существовали в человеческом роду, обнаруживаются у него. При этом Мудрый подчеркивает его типичность. Он указывает, что такие черты характерны и для представителей высшего сословия, характеризует их как беспринципных, эгоистичных, грубых, невыдержанных, способных на подлость. Их главная цель – накопительство. В этом как раз преуспел Бэдмен. Разоблачая его, Беньян вступает в противоречие с учением пуритан, согласно которому накопление капитала было богоугодным делом. Беньян отвергает богатство материальное как цель жизни, противопоставляя ему богатство духовное. Именно о таком богатстве человеческой натуры писал он в своем знаменитом «Пути паломника».

Повесть «Священная война» – это аллегорическое повествование, как, впрочем, и все произведения писателя. Она представляет человеческую душу как поле битвы двух противостоящих друг другу сил – добра и зла. Особую роль в повествовании играет рассказчик. Он помогает путешествовать сквозь время и пространство, соединяет воедино события аллегории. Этому помогают такие конструкции, как «осмелюсь заметить…», «мне сказали, что…», «я уже говорил об этом…» и т. п.

Беньян начинает свое повествование с рассказа о падших ангелах, о войне, которую ведет Дьявол, «великий и могущественный принц». Он стремится завладеть душой и сердцем человека, хотя его Шэдей (Бог) создал для себя. Дьявол захватывает душу, ослепляет ее, овладевает волей. Эммануил (Христос) атакует Город Человеческой Души и умоляет грешную личность противостоять Дьяволу. Описывая очищение Города от сатанинской скверны, суд над войском Дьявола, Беньян показывает, насколько современное общество поражено пороком, настаивает на сближении с Эммануилом.

к Эммануилу. Таким образом, битва Дьявола и его армии Сомневающихся за человеческую душу продолжается. Спасение приходит только в финале в лице Эммануила.

Эммануил, сын Шэдея, несет в себе позитивные качества спасителя человечества. Как истинный полководец, он атакует Город по всем законам военного искусства. По мнению писателя, война – вынужденная мера, поскольку Эммануил – это, прежде всего, спокойный, справедливый и выдержанный правитель. Он обладает даром красноречия, убеждает горожан не поддаваться лживым словам Дьявола. Эммануил способен на прощение. Он искренне поддерживает горожан в их стремлении покаяться, с уважением говорит о них: «Они ушли в лагерь в черном, вернулись в город в белом; в лагерь они ушли в веревках, а вернулись в цепях из золота, туда они ушли в оковах, а вернулись без них; также они направлялись в лагерь, думая о смерти, а вернулись обратно, полные жизни».

В финале повести Эммануил произносит пламенную речь, в которой прощает Город Человеческой Души и обещает ему свое покровительство: «Стань моим другом, мой Город Человеческой Души, и я защищу тебя от сторонников Дьявола, и перед отцом своим и его судом».

Таким образом, через все творчество Беньяна проходит одна центральная мысль – человек может стать счастливым и праведным, если сознательно выберет путь служения Богу. Он свободен в этом выборе. Об этом свидетельствовало и главное произведение писателя «Путь паломника». Беньян во многом опередил свое время, вышел за рамки определенных художественных систем. По справедливому замечанию исследователей литературы, его произведения написаны живым английским языком и содержат в себе набор общечеловеческих ценностей, которые не оставляют равнодушным ни одного читателя до сих пор.

Задание для самостоятельной работы

Творческая работа по теме

Вопросы коллоквиума

1. Философско-эстетические взгляды Дж. Беньяна.

3. Сравнительный анализ главных героев повестей «Путь паломника» и «Жизнь и смерть мистера Бэдмена».