Приглашаем посетить сайт

Европейская поэзия XVII века.
Германия.

Германия.

Георг Рудольф Векерлин (1584-1653). - Родился в Штутгарте. Был секретарем и придворным поэтом герцога Вюртембергского. В 1620 г. Уехал в Англию, где стал чиновником высокого ранга и одним из ближайших сотрудников английского поэта и государственного деятеля Джона Мильтона. В 1617-1619 гг. выпустил два тома поэтического сборника «Оды и песни». Независимо от Опица ратовал за упорядочение немецкого стихосложения, был большим почитателем французской поэзии и стремился подражать поэтам Плеяды. Вместе с тем Векерлин выступал против засилья латыни в поэзии и отстаивал права родного языка. Писал также на швабском диалекте. Умер в Лондоне.

Фридрих Шпее фон Лангенфельд (1591-1635). «ведьм». Позднее (в 1631 г.) опубликовал анонимный латинский трактат «Cautio criminalis» («Предосторожность касательно преступлений»), в котором выражал свое убеждение в невиновности осужденных: «Созналась она или не созналась – все едино; ежели созналась, дело ясно, и ее предают смерти, потом уж опровергать бесполезно; а не созналась – ее пытают второй, третий и четвертый раз… Но стоит ей только, не выдержав нестерпимых мучений, ложно показать на себя, как начинается самое ужасное… ибо обвиняемая должна сообщить и о других, не знает ли о них чего-либо дурного… тех тогда тоже принимаются пытать, они же бывают вынуждены назвать третьих. А те – четвертых, и так без конца…»

Лирика Шпее проникнута экстатическим восторгом перед совершенством и красотой творения, чувством единения с богом.

Юлиус Вильгельм Цинкгреф (1591-1635). - Родился в Гейдельберге, где изучал в университете юриспруденцию. Выступив вначале как ученый неолатинский поэт, горячо приветствовал новую поэзии на немецком языке. Писал любовные стихи по канонам петраркизма. В 1619 г. Издал сборник эмблем с остроумными стихотворными подписями, в 1622 г. – книжку стихов «Призыв к храбрости, или Похвальба солдата», где требовал от своих соотечественников большего мужества в борьбе с врагами. В 1626 – 1631 гг. выпустил сборник пословиц «Остроумные изречения немцев», который принес ему особенно широкую известность. Умер от чумы.

Мартин Опиц (1597-1639). – Выдающийся немецкий поэт, теоретик и реформатор стиха, вдохновитель группы поэтов, получившей название Первой силезской школы.

Родился в Силезии, в г. Бунцлау (Болеславец). Учился в Бытомской гимназии. Атмосфера гимназии, где в то время нашли прибежище сторонники различных религиозных ересей, главным образом ариане, не признававшие божественной природы Иисуса Христа, оказала большое влияние на мировоззрение будущего поэта, способствовала формированию у него радикальных демократических взглядов.

В 1617 г. Опиц издал латинский трактат под названием «Аристарх против презрения к немецкому языку» («Aristarchus sive contemptu lingvae teitonicae”), в котором призывал отказаться от латыни, языка развращенных властителей Рима, и вернуться к нравственно чистому языку германских предков. Он предостерегал против бездумного подражания иностранным образцам и доказывал, что и на немецком языке может быть создана оригинальная поэзия, не уступающая в изяществе французской.

В 1619 г. Опиц начал посещать Гейдельбергский университет, где вокруг него сложился кружок молодых поэтов. Здесь Опиц написал ряд лирических стихотворений, которые сразу принесли ему известность. Превратности военных лет заставили его на некоторое время покинуть Германию, он жил в Голландии, где познакомился с творчеством Хейнсия и с самим поэтом, и в Дании.

В 1624 г. вышли сборник стихотворений Опица «Немецкие поэмы» и «Книга о немецком стихотворстве» - первая и самая знаменитая из многочисленных поэтик XVII века, на полтора столетия вперед определившая пути развития немецкой поэзии. Отталкиваясь от поэтических теорий Ронсара и Скалигера, Опиц различал в поэзии три стиля, - высокий, средний и низкий, в соответствии с сословным сознанием феодального общества. Опиц требовал от поэтов простоты и естественности языка, предостерегал от чрезмерно усложненных грамматических конструкций, от «темноты» и непонятности, рекомендовал заимствовать у древних фигуры и тропы и пользоваться звукописью. Новой для немецкой поэзии была разработанная Опицем метрика. Стихи, согласно его теории, могут быть ямбическими или трохеическими, в них должно строго соблюдаться чередование ударных и безударных слогов. Таким образом, Опиц узаконил в немецкой поэзии силлабо-тонику, в отличие от гоcподствовавшего в XV – XVI вв. акцентного стиха, так называемого Knittelvers'а. На первый план Опиц выдвигал «героический» размер – александрийский стих, а из поэтических жанров отдавал предпочтение сонету и оде.

– его перевод трагедии Сенеки «Троянки» стал образцом немецкой классической драмы. Перу Опица принадлежит также одна из первых в немецкой литературе пасторалей – «Пастораль о нимфе Герцинии»(1630). Опиц пользовался при жизни громкой славой и занимал высокие дипломатические и придворные посты. Умер в Данциге от чумы.

Фридрих Логау (1604-1655). – Родился в имении Брокхут близ Силезии, посещал гимназию в Бриге, во Франкфурте-на-Одере изучал право; был герцогским советником в Бриге. Умер в Лигнице. Выдающийся поэт-сатирик, принадлежащий к первой силезской школе. Был также членом «Плодоносного общества», основанного в Веймаре в 1617 г. (впоследствии называлось «Орденом пальмы»), В 1638 г. Издал «Двести рифмованных немецких изречений»; в 1654 г. Вышло его основное произведение «Три тысячи немецких эпиграмм». В поэзии Логау получили острокритическое отражение события и нравы его времени; он обличал религиозную нетерпимость, повлекшую за собой жестокие бедствия для народа, паразитизм аристократии, лицемерие придворных; задолго до Гриммельсгаузена с его «Гимном крестьянству» изображал крестьянина как основного подателя земных благ. Произведения Логау были высоко оценены и извлечены из забвения Лессингом, который писал, что поэтическая речь Логау «выразительна и сильна, когда он поучает; патетична и громозвучна, когда он бичует; нежна, вкрадчива, мелодична, когда он говорит о любви; весела и наивна, когда он шутит; забавна и игрива, когда он просто хочет заставить людей смеяться» (цит. По книге: Б. Пуришев. Очерки немецкой литературы. М., 1955).

Симон Дах (1605-1659). – родился в Мемеле, изучал богословие, затем философию и литературу в Кенигсберге; был домашним учителем, позднее – профессором поэзии в Кенигсбергском университете. Наиболее значительный поэт и глава уже упоминавшегося Кенигсбергского кружка; был также талантливым скрипачом. Стесненный в средствах, писал множество стихотворений на случай, по заказам разных лиц. Стихи Даха, как правило, более простые по мысли и языку, чем стихи других поэтов барокко, пользовались большой популярностью; многие из них были положены на музыку его другом Генрихом Альбертом. Написал ряд духовных песен, близких по умонастроению к песням Пауля Гергардта.

Даниэль Чепко фон Рейгерсфельд (1605-1660). – Родился в имении невдалеке от Лигница, в Силезии; в Лейпциге изучал медицину, затем юриспруденцию в Страсбурге. В 1625 г. Обосновался в Швейднице, где был сначала домашним учителем; позднее видным чиновником. Наряду с мистическими и философскими писал также политические и сатирические стихи, в которых обличал тиранию власть имущих, бесчеловечность религиозных распрей, воспевал мирный труд землепашца. В своей философской лирике, для которой он избрал форму рифмованных александрийских двустиший, Чепко, близкий к теософии, провозглашал единство микро- и макрокосма, бога и человека, времени и вечности. Оказал значительное влияние на творчество Ангелуса Силезиуса.

Пауль Гергардт (1607-1676). на слушателей сравнивались с песнями Лютера. Многие из них положены на музыку И. -С. Бахом. Хотя Гергардт руководствовался положениями Опицевой поэтики и в своих стихах использовал некоторые приемы барочной поэзии – анафоры, цепи сравнений и т. п., его поэтический язык более прост, близок к народному, а образы – более реалистичны, что, вероятно, и обеспечило его песням такую долгую жизнь.

Родился в Оттензене (Голштиния),в семье пастора. Изучал в ростоке богословие, юриспруденцию и другие науки. В 1628 г. бежал из Ростока от солдат Валленштейна и поселился в Веделе, где был домашним учителем и пастором. По окончании войны стяжал себе громкую славу как поэт и был возведен в дворянство. В 1656 г. основал поэтический «Орден Эльбских лебедей»; был также членом «Пегницкого цветочного и пастушьего ордена» и «Плодоносного общества». Рист был одним из образованнейших людей своего времени. Писал светские и духовные стихи, ученые диалоги и драмы.

Георг Филипп Гарсдёрфер (1607-1658) – Сын богатого Нюрнбергского патриция, получил хорошее образование. Много путешествовал по Германии, Швейцарии, Франции, был в Англии и Италии. Позднее был чиновником Нюрнбергского магистрата. Плодовитый автор, выступавший во многих жанрах, Гарсдёрфер возглавлял основанное им в 1644 г. вмсете с Иоганном Клаем литературное общество «Пегницкий цветочный и пастуший орден». Больше всего прославился своим сочинением «Поэтическая воронка, немецким поэтическим и рифмовальным искусством за шесть часов наполняемая без надобности в латинском языке» - поэтикой в трех частях, изданной в 1647-1653 гг.

Пауль Флеминг (1609-1640)– Сын пастора, в Лейпциге учился в латинской школе св. Фомы, затем изучал медицину. Участвовал в миссии Олеария, совершившей путешествие в Россию и Персию в 1633-1634 гг. В 1636-1639 гг. жил в Ревеле. Умер в Гамбурге. В 1631 г. опубликовал сборник любовных стихотворений на латинском языке, в духе Петрарки. Немецкие стихи Флеминга были опубликованы Олеарием и Нигус лишь после его смерти, в 1641-1642 гг. В своей любовной лирике Флеминг преодолевает условную схему петраркизма. Любовная жалоба у него нередко завершается выражением надежды. Патриотические стихи Флеминга посвящены горестной судьбе родины в годы войны. Поэт упрекал и высмеивал немцев за недостаток мужества, призывал к подвигам во имя Германии. Писал также духовные песни с мистическим оттенком. Свои путевые впечатления отразил в ряде стихотворений, являющихся своеобразной поэтической хроникой.

Исайя Ромплер фон Левенгальт . - точные даты жизни неизвестны. Родился в Австрии ок. 1610 г. Жил в Страсбурге. В 1647 г. издал поэтический сборник – «Первый куст рифмованных стихотворений».

Андреас Чернинг (1611-1659). - Родственник и друг Опица, находившийся под его влиянием. Преподавал поэзию в Ростокском университете. Его произведения представляют собой в основном парафразы и обработки уже известных текстов. В стихах Чернинга нашли отражение бедствия Тридцатилетней войны. Занимался переводом арабской поэзии. В 1658 г. издал собственную поэтику.

– Родился вблизи Ганновера, в семье пастора. Учился в гимназии в Гамбурге, изучал юриспруденцию в Лейдене, Лейпциге и Виттенберге. Служил при дворе герцога Брауншвейгского, позднее был советником консистории в Вольфенбюттеле. Ученый и поэт, Шоттель входил в состав «Плодоносного общества» т «Пегницкого цветочного и пастушьего ордена». Ему принадлежит «Подробная работа о ведущем немецком языке» (1663) – первая попытка исторической грамматики и этимологии немецкого языка. Написал аллегорическую пьесу «Победа мира» (издана в 1648 г.).

Иоганн Клай (1616-1656). – Родился в Мейсене, был учителем в Нюрнберге, потом пастором в Кицингене. Один из основателей «Пегницкого цветочного и пастушьего ордена». Свою поэтическую деятельность начал как автор текстов для ораторий, где мог блеснуть присущим ему искусством звукописи. Стихи Клая отличает виртуозная поэтическая техника.

Андреас Грифиус (1616-1664). - (знал десять языков). Путешествовал в Париж и Рим, в последние годы жизни был синдиком в Глогау. Грифиус – выдающийся немецкий поэт, создатель проникновенной лирики, запечатлевшей трагическое мироощущение человека эпохи Тридцатилетней войны; автор замечательнейших трагедий немецкого барокко. Тема бренности, суетности жизни, представление о человеке как игрушке в руках судьбы, как догорающей свече пронизывает всю лирику Грифиуса

(«Гость на земле, из всех гостей

Ты, человек, всех тленней… «).

Ранние стихи были написаны поэтом на латинском языке. В 1637 г. вышел первый сборник сонетов Грифиуса на немецком языке, где помещено его знаменитое стихотворение «Слезы отечества, год 1636». (В наше время немецкий поэт Иоганнес Роберт Бехер озаглавил свой цикл сонетов, посвященный бедствиям Германии в годы фашизма, «Слезы отечества, год 1937»). В 1639 г Грифиус выпустил второй сборник сонетов, где он варьирует библейские мотивы. В 16543 г. вышла первая из четырех книг его «Од». Оды Грифиуса пронизаны одним чувством – надеждой на избавление от земных скорбей в вечной жизни. Поэзии Гриффиуса присущ стоический пафос. При всей скорбности тона, его лирике чужды слезливые жалобы, она исполнена гордого достоинства. Грифиус в совершенстве владеет стихом, виртуозно играет ритмами. Переводил польских, голландских поэтов. Из драм Грифиуса наибольшей известностью пользуются «Лев Армянин», «Екатерина Грузинская», «Карденио» и «Целинда».

Христиан Гофман фон Гофмансвальдау (1617-1679– Родился в Бреславле;так же, как Грифиус, учился в данцигской гимназии и Лейденском университете, путешествовал, жил в Италии. Первыми литературными опытами были переводы из итальянских поэтов, в частности – перевод «Верного пастуха» Гварини. Основные произведения Гофмансвальдау изданы посмертно. Современник и друг Грифиуса, признанный глава Второй силезской школы, Гофмансвальдау представляет совершенно другую линию в поэзии немецкого барокко – прециозную поэзию в духе Марино. Писал эротические оды, подчас весьма фривольного характера; искусные эпиграммы. В 1679 г. вышли его «Героические письма», состоящие из четырнадцати любовных новелл, в которых выступают известные персонажи немецкой истории. Отталкиваясь от «Героид» Овидия,

Гофмансвальдау стремится доказать всевластие любви. Был искусным версификатором. Исследователи подсчитали. Что в лирике Гофмансвальдау встречается более шестидесяти метрических и строфических схем.

Филипп фон Цезен.(1619-1689). – Родился в ДЕссау, учился в Виттенберге, почти всю жизнь разъезжал по разным городам и странам, последние свои годы провел в Гамбурге. Оставил большое литературное наследие, включающее лирику, романы, поэтику, политические сочинения. Создал первую после Опицевой поэтику – «Немецкий Геликон», в которой следом за своим предшественником, развивал теорию стиха. За свои попытки реформировать грамматику и совершенно избавить немецкий язык от иностранных слов получил от современников прозвище «Дон-Кихот немецкого языка». Лирика Цезена отличается большим ритмическим и звуковым богатством, которое, однако, иногда становится самоцелью.

Иоганн Георг Грефлингер (1620-ок. 1677). – Поэт с почти «симплицианской» биографией (см ниже о Гриммельсгаузене), В детстве пас овец недалеко от Регенсбурга;во время нападения мародеров потерял родителей; вел скитальческую жизнь, был солдатом, писцом, музыкантом. Под конец обосновался в Гамбурге, где примкнул к «Ордену эльбских лебедей» и принял поэтическое имя «Селадон». Издал сборник стихов «Светские песни Селадона» (1651). Оставил также поэтическую хронику «Тридцатилетняя война немцев» (1657). Лирика Грефлингера, почти свободная от мифологических и петраркистских реминисценций, близка к народной поэзии.

Ганс Якоб Кристоффель Гриммельсгаузен (1625-1676). – Автор знаменитого, в значительной мере автобиографического романа «Приключения Симплициссимуса» (в русском переводе – «Затейливый Симплициссимус». БВЛ, т. 46) – своего рода художественной энциклопедии XVII в., в которой получили отражение события и тяготы Тридцатилетней войны, жизнь различных слоев тогдашнего общества. Состояние его духовной культуры.

Ангелус Силезиус (наст. Имя – Иоганнес Шеффлер; 1624-1677). – Родился в Бреславле, изучал медицину в Страсбурге, Лейдене и Падуе; вернувшись в Бреславль, перешел в 1653 г. в католичество и принял имя Ангелус ( в честь испанского мистика Иоанна Ангелуса), после чего стал подписывать свои сочинения «Ангелус Силезиус». Ангелус Силезиус - крупнейший религиозный поэт Германии XVII в. Близкая по своим идеям и мистическим учениям Мастера Экгарта ( 1260-1327) и Якоба Бёме (1575-1624), поэзия Ангелуса Силезиуса отличается высоким совершенством формы. Ее основной жанр – изречения, рифмованные александрийские двустишия, собранные в книге «Херувимский странник» (1674). Многообразно варьируя сравнительно узкий круг тем – единение человека с богом, возвращение к богу (unio mysterica), поэт использует обычные приемы поэтики барокко – множественность перспективы, антитетику, пуэнту.

– После смерти Гарсдёрфера стал «старшим пастухом» Пегницкого ордена, где носил имя Флоридан. Как и многие другие поэтысвоего времени (Клай, Грифиус), откликнулся восторженной одой на заключение Вестфальского мира в 1648 г. Лирику Биркена отличает высокое мастерство звукописи, особенно свойственное Пегницкому кружку, но у него переходящее в чисто формальную игру. Был также автором пасторального романа; в 1679 г. издал свое «Краткое руководство по немецкой поэзии».

Катарина Регина фон Грейфенберг (1633-1694). - Родилась в Зейссенэгге (Австрия), в 1674 г. вместе с родными переселилась в Нюрнберг из-за преследований, которым в Австрии подвергались протестанты. От поэтов Нюрнбергского кружка, к которым она примкнула, Грейсфенберг отличалась более искренним лиризмом, непосредственностью тона. Создала более двухсот «Духовных сонетов»(1662).

Даниэль Каспер Лоэнштейн (1635-1683). Наряду с Андреасом Грифиусом, видный драматург Германии XVII в. В трагедиях Лоэнштейна «Клеопатра», «Агриппина» и др. действуют люди сильных страстей, которым противопоставляются стоически-смиренные герои. Был также автором барочного романа «Артемий и Туснельда» (опубликован в 1689-1690). Как лирик, примыкал ко Второй силезской школе. Писал прециозные любовные стихи, полные вычурных метафор.

Даниэль фон Морхоф (1639-1691). – Родился в Висмаре, был профессором в Ростоке и Киле. В «Полигисторе» (опубликовано в 1688-1692) дал первую научно обоснованную теорию литературы. «Преподавание немецкого языка и литературы» содержит попытку создать историческую грамматику немецкого языка. Стихи писал главным образом на латинском языке.

Христиан Вейзе (1642-1708). – Родился в Циттау; сын учителя, изучал в Лейпциге богословие, философию, право; позднее читал лекции о поэтике и риторике, был домашним учителем, профессором гимназии. Писал драмы для школьного театра, морализующие романы, в которых утверждал трезво-буржуазный взгляд на мир, и был в известной степени предшественником литературы Просвещения. Лирика Вейзе написана главным образом в «низком» стиле, - это студенческие, застольные, свадебные песни.

– Иоганн Ульрих Мегерле; 1644-1709). – Родился в деревне под Баденом, сын трактирщика. Воспитывался у иезуитов, изучал богословие в Праге и Ферраре; с 1668 г. священник в Вене. Прославился своими проповедями; знаменитая проповедь, произнесенная им в 1683 г., во время осады Вены турками, - «Восстаньте, христиане!» была использована Шиллером в прологе к «Валленштейну» (проповедь капуцина). Написал сатирический роман «Иуда-архиплут» и ряд дидактических стихотворений. Сочная народная речь Абрагама а Санта Клара изукрашена риторическими фигурами и пышными метафорами в стиле барокко.

Ганс Асман Абшатц (1646-1699). прежде всего как переводчик «Верного пастуха» Гварини. Стихотворения Абшатца были опубликованы посмертно, в 1704 г. Любовная лирика Абшатца, подобно поэзии Гофмасвальдау, носит прециозно-галантный характер, в ней уже сглажена резкость контрастов, свойственная поэзии барокко, что приближает ее к аристократически-салонной литературе рококо. Абшатц писал и политические стихи, в которых выступал за объединение Германии и напоминал своим соотечественникам их героическое прошлое.

Квиринус Кудьман.(1951-1689). – Родился в Бреславле, сын ремесленника; изучал юриспруденцию в Эрфурте, Иене и Лейпциге; увлекся учением Якоба Бёме и написал книгу «Новоодухотворенный Бёме», изданную в 1674 г. Считал себя «избранником божьим» и пропагандировал собственную религиозную теорию – «кульманизм». Неустанно разъезжал по свету, стремясь установить на земле царство божье. В Турции пытался обратить султана в христианство, но подвергся преследованиям и бежал. Отправился в Москву, рассчитывая найти единомышленников в немецкой слободе, но по доносу пастора был схвачен как еретик и сожжен. В 1664-1686 гг вышел его «Псалтырь» («Kühlpsalter”), содержащий его пятьдесят псалмов, в которых Кульман, объявляя себя сыном сына божьего, развивал мистические идеи Якоба Бёме. «Некоторые стихотворения в этой книге представляются нам сегодня вполне экспрессионистскими…Крики, бормотанье, мольбы, угрозы он доводит до небывалого в те времена fortissimo», - пишет о псалмах Кульмана исследователь поэзии барокко Марианн Широцкий.

Готфрид Арнольд (1666-1714). – Родился в Аннаберге; сын учителя; окончил школу в Иене; был домашним учителем, корректором в типографии; позднее стал священником. Умен в Перлеберге. Написал «Непредвзятую историю церкви и ересей» (опубликовано в 1699-1715). Создатель мистических духовных песен.

Иоганн Христиан Гюнтер (1695-1723). – Родом из Штригау; сын врача. Изучал медицину в Виттенберге, где начал писать стихи; увлекшись поэзией, стал пренебрегать занятиями и вести разгульную жизнь, за что был проклят отцом и навсегда лишен его материальной поддержки. Бедствуя, скитался по разным городам, жил стихами на случай, вскоре заболел и умер. Поэт исключительно яркого и рано проявившегося дарования, Гюнтер успел за свою короткую жизнь создать проникновенную лирику, поражающую силой и непосредственностью чувства, в которой ощутима лишь внешняя связь с канонами поэзии барокко. Это позволило исследователям объявить Гюнтера «последним поэтом эпохи барокко и первым нового, XVIII века»,