Приглашаем посетить сайт

Европейская поэзия XVII века.
Нидерланды.

Нидерланды.

Якоб Катс (1577-1660). – Поэт и государственный деятель. Получил академическое образование в Лейдене. К поэзии обратился в возрасте сорока лет. Вплоть до середины XIX в. считался одним из крупнейших нидерландских поэтов, книги его служили как бы «второй библией» в голландских семьях.

Блестящий рассказчик, умудренный жизненным опытом, исключительно начитанный и для своего времени превосходно образованный, Катс, несмотря на свое аристократическое происхождение и высокое общественное положение, находил путь к умам и сердцам самого широкого круга читателей. Он отрицательно относился к латинизации нидерландского языка и внес большой вклад в выработку литературной нормы.
описания, но служили источником космических образов высших «скрытых сил».
К числу лучших поэтических произведений Я. Катса принадлежат книги «О браке» (1625), «Зерцало прежних и новых времен» (1632), «Прежние и новые времена» (1632), «Обручальное кольцо» (1637), автобиографическая книга «О старости…» (1657) и др.

Самюэл Костер (1579-1665). – Поэт, драматург, член камеры риторов «Эгелантир» («Шиповник»). Был врачом. Вместе с великими поэтами Хофтом и Бредеро (см т. БВЛ «Европейские поэты Возрождения») вышел из этой группы и стал одним из основателей первой Нидерландской академии, с началом деятельности которой открываются первые страницы в истории нидерландской драматургии.
Одним из первых Костер стал широко применять в драматургии народный язык, что послужило причиной широкой популярности егопьес. К числу наиболее значительных произведений Костера относятся драмы «Ифигения» (16167), «Поликсена» (1619). Костер оставил после себя небольшое количество стихотворений , представляющих, однако, серьезный интерес.

Даниэл Хейнсий (1580-1655). – Южно-нидерландский филолог-гуманист из семьи протестантов. Изучал греческий и латынь в Лейденском университете. Блестящий филолог и историограф, Хейнсий снискал известность как поэт европейского масштаба (главным образом благодаря серьезному влиянию, оказанному им на поэзию немецкого барокко, в частности, на Мартина Опица). Писал на нидерландском языке и на латыни. Хейнсий – первый нидерландский поэт0кальвинист. Хейнсия справедливо считают основателем нидерландского поэтического барокко; наиболее известна его книга «Воздаяние похвал Иисусу Христу» (1616).

Юстус де Хардёйн (де Хардювейн) (1582-1636). – Наиболее значительный фламандский поэт XVII в. Католический священник. Известен его юношеский сборник сонетов «Мирская любовь к розовоустой» ( или же «Мирская любовь к Розамонде»), появившийся анонимно в 1613 г. Став священником, Хардёйн отказывается от этого сборника, и в 1620 г. появляется книга «Песен во славу божию», многие из которых своей чистотой и непосредственностью перекликаются с лучшими стихотворениями нидерландского средневековья. Широкую известность получила поэма Хардёйна «Падение и возрождение Давида» (1620).

Гуго Гроций (Хейг де Грот) (1583-1645). – Поэт, прозаик, юрист, ученый, государственный деятель. Изучал право в Лнйдене и Орлеане. Практиковал как адвокат в Гааге. В 1619 г. во время Двенадцатилетнего перемирия приговорен к пожизненному заключению по политическим мотивам. Через два года ему удается, спрятавшись в сундук для книг, бежать из тюрьмы. Некоторое время живет во Франции, с 1634 по 1644 г. – посол Швеции во Фраенции.

«Адам в изгнании». Единственная книга его нидерландских стихотворений, «Христианские напевы», вышла в Дельфте в 1621 г. и представляет собой главным образом сборник переложений псалмов. Как нидерландский поэт Гроций испытал явное влияние Якоба Катса.

Каспар Ван Барле (Барлей) (1584-1648). - Поэт и ученый, профессор логики Лейденского университета. Во время «чистки» университета в 1619 г. лишен места. В 1632 г. – профессор логики в Амстердаме. Принадлежал к числу близких друзей Константейна Хёйгенса. Ван Барле интересен своими латинскими стихотворениями, в частности неполным переводом на латынь «Обручального кольца» Катса. Стихи же его на нидерландском языке немногочисленны и перенасыщены ученостью Несмотря на это, величайший из нидерландских поэтов Йост Ван ден Вондел считал Каспара Ван Барле значительным поэтом. Одна из латинских поэм Ван Барле была издана на русском языке в конце XVIII в.

Симон ван Бомонт (1574-1654). – Поэт и юрист. Изучал право в Лейдене. Служил в качестве городского адвоката в Мидделбурге и Роттердаме, был сторонником Яна Ван Олденбарневелта (1547-1619), выдающегося борца за независимость Нидерландов, республиканца, казненного монархистами. Бомонт многократно возглавлял нидерландские дипломатические миссии в различных странах.

«Юность». Около половины произведений Бомонта написаны на латыни.

. – Поэт и теолог. Принадлежал к первому поколению поэтов «Золотого века». Учился живописи. С 1617 г. – ремонстрантский священник во Флётене. После событий 1618 г. обвинен в инакомыслии, через два года окончательно впал в немилость, скитался, перебиваясь случайными заработками.

Юношеские стихи на светские темы были им уничтожены. В поэзии Кампхёйзен выступает как религиозный миротворец, призывающий к безропотному подчинению божьей воле. Был необычайно популярен у современников благодаря простоте поэтической речи его стихотворений. Основной сборник стихотворений Кампхёйзена – «Назидательные рифмы» (1624).

Якоб Ревий (Рейфсен) (1586? -1658)– Теолог-протестант, историк. Поэт. В поэзии – воинствующий кальвинист, испытавший, однако, сильнейшее влияние Ренессанса. Его поэзия уравновешенна и благочестива, проникнута глубоким личным чувством. В сборнике «Оверейселские песни и стихи» (1630) поэт выступает как истинный патриот, преисполненный ненависти к испанским поработителям.

Ян Янсон Стартер (Джон Стартут) (1593-1626). – Поэт, сын лондонского эмигранта. С 1614 г. – книготорговец в Леувардене. Основал местную камеру риторов, чем вызвал ожесточенное недовольство кальвинистов. В 1620 г. вместе с семьей переселяется во Францию и поступает на юридический факультет. В 1621 г. уезжает в Амстердам и вступает в камеру риторов «Эгелантир» («Шиповник»). С 1625 г. посвящает себя изучению истории и переезжает в Германию, где и умирает (по другим данным, умер в Венгрии).

Стартер писал часть. На нидерландском, частью на фризском языке. Как в поэзии, так и в драматургии творчески развивал принципы Бродеро; лирика и сатира Стартера принадлежит к числу лучших творений «Золотого века».

Константейн Хёйгенс. (Гюйгенс) (1596-1687). – Поэт, композитор, дипломат. Получил блестящее гуманитарное и музыкальное образование, был воспитан в строго кальвинистском духе. Окончил в 1617 г. юридический факультет лейденского университета. Писал на нидерландском, французском, итальянском языках, а также на латыни. Много путешествовал.

Суровые, трезвые строки его произведений резко отличны от всей предыдущей нидерландской поэзии. Если Катс хотел быть понятным, то Хёйгенс склонен к вдумчивому размышлению, его речь динамична, чужда использованию каждодневных выражений; автор создает новый поэтический язык, подчас трудный для непосредственного восприятия. «Василек» - так назвал Хёйгенс один из своих сборников; васильком на ниве жизни называл он свое творчество.

В 1653 г. появилась пьеса Хёйгенса «Трейнтье Корнелмс» - один из лучших реалистических клюхтов (фарсов) XVII в. Хёйгенс известен также как переводчик нидерландской поэзии на английский язык. Сыном Хёйгенса был великий математик Христиан Гюйгенс (Хёйгенс) (1629-1695).
Наиболее значительные произведения Хёйгенса – «Ценная ерунда» )1622), «Поучительные картинки» (1623), «Рутина» (1638), «Об игре на органе» (1641), «Услада глаз» (1647), «Хофвейк» (1653), «Дорога к морю» (1666), «Затворник».(1680).

Иеремиас де Деккер (1609-1668)– Поэт, самый старший из учеников Вондела, у которого им были заимствованы форма и поэтический язык. Наибольшую известность Деккеру принесли его сонеты и эпиграммы. Основной сборник стихотворений – «Упражнения в рифме» (1659).

– поэт и драматург. По профессии врач. Последователь П. Скаррона, Фоккенброх был первым из нидерландских поэтов, обратившихся к жанру бурлеска. Его стихи, подчас фривольные, на грани дозволенного, получили широкую известность. Пьеса Фоккенброха «Красотка в доме Лазаря» (1663), написанная по мотивам одной из пьес Лопе де Вега, долго не сходила со сцены. Неоднократно переиздавались его сборники стихотворений и среди них – «Талия, или Игривая богиня песен». Отчаявшись в своей литературной карьере (поэта травили с одной стороны классицисты, с другой – последователи Катса), Фоккенброх завербовался в Нидерландскую Вест-Индскую компанию в качестве врача, уехал в Западную Африку, где и умер.
Ряд стихотворений Фоккеброха представляет собой вольный перевод стихов французских поэтов (в частности, Сент-Амана и Скаррона ).

Хейман Дюлларт (1636-1684). – Поэт и художник, один из талантливейших учеников Рембранта. С 1671 г. – член Совета Валской церкви. Дюлларт был представителем последнего поколения поэтов «Золотого века». Его небольшое поэтическое наследие увидело свет лишь после его смерти, в 1719 г. (сб. «Стихотворения»). В поэзии Дюлларт является как бы выразителем живописных идей Рембранта, его религиозные стихи часто повторяют и сюжетно и образно картины последнего. Музыкальность стиха, утонченность и уравновешенность стиля позволили Дюлларту по праву занять место одного из самых тонких и при этом легко читаемых – с точки зрения современного читателя – поэтов XVII. в.

- Поэт, гравер, художник. В 1671 г. вышла в свет его книга «Голландская лира», - сборник стихотворений эротического содержания в духе Ренессанса. В 1675 г., став протестантским священником, Лёйкен собрал и уничтожил почти все экземпляры «Лиры». Сильнейшее влияние на формирование мировоззрения Лёйкена оказал немецкий мистик-протестант Якоб бёме. Удалившись от мира, Лёйкен обосновывается сначала в Гарлеме, затем в предместье Хорна и, наконец, переезжает в Амстердам, где получает известность как гравер-иллюстратор Библии. Поздние поэтические сборники, которые поэт сам иллюстрировал, проникнуты духом мистического пантеизма.
«Голландской лиры», им написаны «Иисус и его душа» (1678), «зерцало людской суеты» (1694), «Поучительные советы» (1711), «Рождение, Жизнь и Смерть человека» (1712).

Йоан Ван Брунхёйзен (1649-1707). – Поэт и художник. Поэтическое наследие Брукхёйзена невелико и собрано в сборник «Стихотворения» (1677; второе издание – 1712 г.). Большая часть из его стихотворений написана в чисто буколическом жанре, меньшинство составляет сонеты и миниатюры. На творчество поэта решающее влияние оказал Хофт.