Приглашаем посетить сайт

Европейская поэзия XVII века.
Португалия.


Португалия.

Франсиско Родригес Лобо (1580-1622). – Воспитанник Коимбрского университета, юрист; священник; обладая независимым состоянием, всю жизнь провел в родном городке Лейриа. Студентом издал «Романсы» (1596), почти все на испанском языке, в которых видно влияние Гонгоры. Славу ему принесла пасторальная трилогия: «Весна» (1601), «Пастух-странник» (1608), «Разочарованный» (1614). Сюжетное движение ее. Как часто в пастушьей новелле, скорее лишь оправа лирическим стихотворениям, которым присуще свойственное португальской лирике Возрождения взаимопроникновение мифологии и литературной условности – и точнейшей предметности наблюдения; обыденной простоты пейзажа и ситуации – и замкнутости всех персонажей в мире возвышающей любовной страсти. Сходны с трилогией по моральной сосредоточенности, унаследованной Лобо от Миранды, его дидактические «Эклоги» (1605). Скучны и монотонны эпическая поэма Лобо «Коннетабль Португальский» (1610) м его испанские романсы, сухо описывающие придворные празднества в честь посещения Португалии испанским королем Филиппом III (1623). Дающимся мастером прозы выказал себя Лобо в «Деревенской ассамблее, или Зимних вечерах» (1619), собрании бесед нескольких образованных людей, по примеру «Придворного» Б. Кастильоне обсуждающих, каким должен быть образцовый царедворец

Франсиско Мануэл де Мело (1608-1666). -. Знатный дворянин, Мело получил достойное своего звания и состояния воспитание; воинские труды, высокая политика и неустанные занятия словесностью сочетались в его неспокойной жизни неразрывно. Он воевал на суше и на море, с турками и протестантами. Принимал участие, как дипломат и политик, в междоусобицах Габсбургской империи, в борьбе за восстановление независимой Португалии, был с посольствами во многих европейских столицах. Несколько раз оказывался в тюрьме по политическим мотивам; в 1652 г. Мело был приговорен к пожизненному изгнанию в Бразилии. Однако уже в 1659 г. он вернулся на родину и снова стал блистательным царедворцем. Писал Мело по-португальски и по-испански; огромное количество его произведений не издано или утрачено. Материалом для многочисленных исторических сочинений послужили прежде всего личные воспоминания: Мело – классик португальской мемуаристики. Значительная часть наследия Мело – произведения на религиозные и моральные темы: книги о блаженном Августине (1648) и святом Франциске Ассизском (1647); весьма любопытное «Послание в наставление супругам», содержащее колоритные отступления. Крупнейший памятник эпистолярного жанра в Португалии – «Домашние письма» Мело (1664). Высшим достижением Мело-прозаика считаются «Диалогические апологи» (посмертно, 1721), барочные «разговоры вещей». Мело – автор лучшей (или, как часто говорят, единственной достойной упоминания) португальской комедии XVII в. – «Фидалго-ученик» (написана до 1644 г., издана в 1671 г.)., возможно оказавшей влияние на замысел мольеровского «Мещанина во дворянстве». Поэзия Мело – вершина португальского барокко. Поэт сам собрал свои «Стихотворные сочинения! (1665; в 1649 г. была издана первая часть их, заключавшая в себе одни испаноязычные пьесы), расположив их в девяти разделах – по числу муз; только вторая часть, посвященная Каллиопе, Евтерпе и Талии, написана по-португальски.

Жеронимо Баия (1643-1688). - Придворный проповедник и поэт. Его стиль,сложившийся под определяющим влиянием гонгоризма (см о Гонгоре в испанском разделе), отличается прихотливой и вызывающей замысловатостью. Тематика произведений этого монаха – придворная злоба дня, любовь и прелести дам, радости жизни. Писал он и на мифологические сюжеты: «Полифем и Галатея», «Дидона и Эней». В творчестве Баии сильна также бурлескная струя.

Виоланте де Сеу. (1601-1693). - Поэтессе не было еще восемнадцати лет, когда к ней пришел первый литературный успех; ее комедия о св. Евгении была сыграна перед королем. В 1630 г. она приняла монашеский постриг, но и в монастыре прилежно занималась поэзией и музыкой (сестра Виоланте была знаменитой арфисткой); ее чествовали многие академии, ей благоволил двор. Писала поэтесса по-португальски и по-испански. Кроме упомянутой, она оставила еще две комедии: «Сын, Жених и Брат» и «Победа Крестом». При жизни поэтессы вышло несколько ее стихотворных сборников – «Разные ритмы…» (1646), «Романс к Христу Рспятому», «Солилоквии к причастию и по причастии» (1668), «Размышления о мессе и сердечные приуготовления благочестивой души» (1693) и др. Посмертно, в 1773 г. было издано собрание ее поэзии (содержавшее и произведения на испанском): «Луэитанский Парнас божественных и человеческих стихотворений».

Бернардо Виейра Раваско (1617-1697). – Брат Антонио Виейры, знаменитого иезуита-проповедника, классика португальской прозы. Жил в Бразилии. Проявил отвагу в многочисленных схватках с голландцами, совершавшими постоянные набеги на португальскую колонию. Его произведения – описание Бразилии, трактаты на современные политические темы и четырехтомные «Португальские и кастильские стихотворения» - остались в рукописи; часть из них утрачена.

Грегорио де Матос Герра (1633-1696). но принять сан он отказался и остался не у дел. Богемный образ жизни, задиристость и не знавшая удержу страсть к сатирическому слову создали поэту самую дурную репутацию; он был замешан в преступлении, не однажды скрывался бегством от гнева властей и оскорбленных его жгучими стихами лиц; в 1694 г. был выслан в Анголу и только через год получил свободу. Умер в Пернамбуко, где его принял под свое покровительство тамошний губернатор – с одним условием: не писать стихов. До XIX в. все произведения Матоса, прозванного «адской пастью», оставались неизданными, в том числе т любовная и религиозная лирика; но в рукописной виде они имели самое широкое хождение (и поныне не напечатаны, за их непристойностью, многие эротические стихотворения поэта). Определяющее влияние на Матоса оказали Гонгора и Кеведо (см испанский раздел наст. Тома). Его творчество с равным правом можно рассматривать как в рамках истории португальской литературы, так и бразильской.

Мануэл Ботельо де Оливейра (1636-1711). - поэтов, выпустивший прижизненную книгу стихов – «Парнасская музыка», 1705. Его поэзия отмечена сильным влиянием европейских образцов, в первую очередь, Гонгоры.

Н Котрелев.