Приглашаем посетить сайт

Европейская поэзия XVII века.
Швеция.


Швеция.

Георг Шернйельм (1598-1672). – «Отец шведской поэзии», Шернйельм был истинно ренессансной личностью. Он учился в Голландии и Германии, по образованию был философ и астроном, литературную деятельность начал как придворный поэт – писал тексты к балетам; занимал различные должности; изучал историю шведского языка – он автор незавершенного словаря «Кладовая древнего шведского и готского языка». С Шернйельмом в Швеции появилось новое отношение к профессии поэта и писание стихов перестало приравниваться к попрошайничеству. Благодаря Шернйельму в шведской поэзии появились новые формы (напр., сонет), размеры (гекзаметр, александрийский стих). Шернйельм писал лирические стихи, идиллии, эпиграммы; язык его изящен, свеж и близок к народному языку. Главное произведение Георга Шернйельма – поэма «Геркулес». Под античным облачением в поэме легко просматривается ее современное содержание. Геракл – молодой шведский дворянин XVII в., с типичным для этого рода людей мировоззрением и ходом мыслей. Он колеблется между двумя путями жизни, увлекаемый, с одной стороны, Удовольствием, с другой – Добродетелью. Добродетель же олицетворяет все лучшее, что было в старой Швеции, она указывает герою, что свои дарования и силы он должен поставить на службу стране. Идеал аскетизма был чужд Шернйельму; он призывал своего героя к такой деятельности, которая обогатила ыб и других людей, и его самого как личность.

Ларс Виваллиус (1605-1669). -   – на хутор Вивалла.

Творчество Виваллиуса относится к первой половине века. Это – первый настоящий лирический поэт Швеции. Его стихам присущи непосредственность выражения чувств, естественность и простота. Особенно это относится к его стихам о природе, которую он умел увидеть по-своему и изобразить также по-своему, совершенно минуя те общие места, без которых не обходятся его стихи на другие темы. Стихи Виваллиуса о природе, о крестьянской жизни образовали целое направление в шведской поэзии, представленное в новое время такими поэтами, как Хейденстам, Фрёйдинг, Карлфельдт.

Ласе Лусидор (псевдоним; наст. имя – Ларс Юхансон; 1638-1674). - Лусидор подхватил тему бродяжничества и бражничества у Виваллиуса, еще довольно неопределенную у этого последнего, и развил ее и как тему для стихов и как стиль жизни. От Лусидора она вошла как самостоятельная тема в шведскую поэзию, достигла зенита столетие спустя в творчестве Беллмана, получила развитие также в творчестве аоэтов XIX в. Фрёдинга и Карлфельдта и поэтов XX в. Нильса Ферлина и Дана Андерсона (см соответственно тома БВЛ «Европейская поэзия XIX века» и « Западноевропейская поэзия XX века»). Творчество Лусидора весьма разнообразно; кроме шведского, он писал стихи на латыни, французском и английском языках; его перу принадлежат эпитафии, стихи свадебные, любовные, религиозные. Его застольные песни, которые сохранились в небольшом количестве, - своего рода шедевры шведской лирики. Язык его естествен и свободен, близок к повседневному. Стихотворения Ласе Лусидора были опубликованы посмертно в сборнике «Цветы Геликона» (1689).

Самуэль Колумбус (1642-1697). «Odae Sveticae» («Шведские оды», 1674). Творчество Колумбуса разносторонне: кроме этих од, представляющих собой размышления в стихах, он писал свадебные стихи, эпитафии, создал стихотворный цикл «Библейский мир»Ю издал в 1676 г. сб. стихов на разных языках.

В поэзии Колумбуса преобладают созерцательное отношение к жизни, элегические настроения, умиротворенность. От стихов современников стихи Колумбуса отличает стремление к благозвучию, к единству ритмической, образной и идейной сторон стиха.

Скугечер Бергбу. – Поэт, скрывавшийся под этим псевдонимом, до сих пор с точностью не определен. Основные произведения Бергбу – «Жалобы шведского языка» (опубликовано в 1658 г.), цикл сонетов «К Венерид» (1680) и «Сорок маленьких песенок» (1682). Два последних произведения появились в печати спустя тридцать лет после их написания.

Скугечер Бергбу – один из первых поэтов Швеции, обладавших ярко выраженным чувством формы. Новым было также и то, что с Бергбу в шведской поэзии проявилось влияние итальянской и отчасти античной лирики, выразившееся, среди прочего, в стремлении поэта создать особый пасторально-мифический мир. Новым было и отношение Бергбу к языку: он заговорил о том, что язык не просто средство общения, которое может рассматриваться лишь практически, но и источник красоты, что любовь к родному языку – свидетельство патриотизма и национального самосознания.

– Петрарки. Есть предположение, что это самые первые сонеты на шведском языке; во всяком случае, это – первый цикл сонетов в шведской литературе. В этих сонетах любовь предстает по-новому: она резко индивидуализирована. Свободна от ограничений протестантской морали. Сонеты, конечно, далеки от психологической поэзии в современном нам понимании, но в них впервые в шведской поэзии уже проявляется психология отдельного человека. Почти все сто сонетов, входящих в цикл, - любовные, и хотя в них не отражены события из жизни автора – такой подход был еще не свойствен поэзии того времени, - все же в них отчетливо просматриваются черты, детали и ситуации реальной жизни.

Гунио Дальшерна (1661-1709– перевод итальянской драмы Гуарини «Верный пастух» (1696). В 1697 г. Дальшерна опубликовал поэму–плач «Королевский скальд» - на смерть Карла XI, отрывок из которой мы помещаем в томе. Поэма написана октавами, с тех пор распространившимися в шведской поэзии.

Юхан Руниус (1679-1713). -   Творчество писателя было тесно связано с изменениями, произходившими в шведском обществе на рубеже XVII и XVIII вв., в том числе с ростом средних классов. Руниус – прежде всего поэт этих классов, представитель буржуазии в шведской поэзии. Герои его стихов –стокгольмцы самых разных профессий. В его стихах впервые стала описываться жизнь этих людей, их вкусы, их наряды, нравы, быт. «Поездка Руниуса и Фриска в первый день пасхи 1712 года» - типичный образец такого рода поэзии. Это стихотворение, которое мы помещаем не полностью, а также «О тщете мира» - наиболее известные произведения поэта.