Приглашаем посетить сайт

Гарин И.И. Пророки и поэты
Человек

ЧЕЛОВЕК

Что развивается в трагедии? Какова цель ее? Человек и народ. Судьба человеческая, судьба народная. Вот почему Шекспир велик.

Пушкин

Шекспир это пророк, посланный Богом, чтобы возвестить нам тайну, о человеке, души человеческой.

Достоевский

В драмах Шекспира начало и конец всему - человек.

Аникст

Шекспир уловил то подспудное, невысказанное и задолго до Свифта "возвестил нам тайну о человеке" - ту тайну, которую позже и с еще большей глубиной постигли Достоевский, Кафка и Джойс. Человеческие фикции знатока человеческого сердца и отношений между людьми - это глубина человеческой достоверности, человеческой многозначности, беспощадность человеческой правды. Человечность Шекспира - живость его героев.

Достаточно только вспомнить этого глупого старика Лира, большого ребенка Отелло, упрямого и гордого школьника Кориолана, слабого Гамлета, с его коротким дыханием и тучностью, эпилептика Цезаря, глухого на одно ухо, суеверного, тщеславного, непоследовательного и, несмотря на это, обладающего несомненным величием.

Человечность - не только слабость, но еще непоследовательность, немотивированность, противоречивость, амбивалентность. Таковы все герои Шекспира - от Гамлета "в хаки" до музыкального Калибана.

Формула человековедения Шекспира - "нет в мире виноватых" (как, впрочем, и невиновных). У него редки герои, не вызывающие сочувствия. Покаяние и искупление играют если не определяющую, то значительную роль. В "Генрихе V" король говорит: "Некоторая часть добра есть в дурных вещах, людям надо внимательно извлечь ее". А старик в "Макбете" идет дальше: "сделать добро из зла и друзей из врагов".

Шекспир - мастер человеческих темпераментов и человеческих страстей. "Шекспир - темперамент самый сильный, на какой человеческий организм способен". Без сильных страстей Шекспира не существует. Страсти человека - сильнее Рима и всех земных царств. Объясняясь Клеопатре в любви, Антоний говорит:

                             Пусть в Тибре сгинет Рим
                      И рухнут своды вековой державы!
                      Мое раздолье здесь. Все царства - прах.
                      Земной навоз - заслуженная пища
                      Зверям и людям. Жизни высота
                      Вот в этом. (Обнимает Клеопатру.)
                                  То есть в смелости и страсти.
                      А в них - я это кровью докажу -
                      Нам равных нет.

Даже природные стихии Шекспиром очеловечены: символы разбушевавшейся природы переплетены с разгулом человеческой страсти.

Сравнивая Шекспира и Леонардо да Винчи, имярек говорил о двух зрениях - духовном и физическом, нутре человека и его внешней форме.

Могучий творец человеческих характеров, он переоценивал сознание и особенно осознание человеком собственных поступков. Гамлет, Макбет и Лир выкладывают нам все, что они знают о себе, и если мы угадываем в них много, чего они сами о себе не знают, то это уже заслуга не Шекспира, а Фрейда, Юнга или Фромма, научивших нас разрушать интимность.

Жизнь - это сказка, рассказанная идиотом, сказка, полная смятения и ярости и лишенная всякого смысла. Это говорит Потрясающий Копьем устами Макбета. А в "Юлии Цезаре" над телом убитого императора он говорит: Возмущенная природа может воскликнуть: "Это был человек! Когда же придет другой?" Нет, решительно, у Англии был поэт, и мы зовем его Шекспиром, хотя и не знаем, откликался ли он на это имя.

Вслед за Данте Шекспир повернул глаза "вовнутрь" человека. На это впервые обратил внимание Гете. У Шекспира важен не внешний антураж, а именно "невидимое" и "бестелесное" - внутренняя суть человека, постигаемая не столько рассудком, сколько интуицией.

Согласно свидетельствам профессиональных психологов, Шекспир был бессознательным бихевиористом: он знал тончайшие особенности и мотивы человеческого поведения - задолго до того, как они стали известны науке.

Главное в человеке - личностное начало, духовность. Вклад Шекспира в мировую культуру - демонстрация развитой человеческой личности. Личностное начало само по себе не есть добро или зло: из личностей выходят и Гамлеты, и Тимоны, и Кориоланы, и Ричарды...

Интернациональность Шекспира не в том, что он включил в круг своего творчества все страны Европы - от Португалии до Татарии, но в том, что его герои все - человечны.

Важнейший элемент поэтической мысли Лебедя Эйвона - неувядаемая живость, вечность, непреходимость, всечеловечность. Это прежде всего относится к описанию человеческих качеств, не знающих времени и места.

                        Тупой разгул на запад и восток
                        Позорит нас среди других народов:
                        Нас называют пьяницами, клички
                        Дают нам свинские; да ведь и вправду -
                        Он наши высочайшие дела
                        Лишает самой сердцевины славы.
                        Бывает и с отдельными людьми,
                        Что если есть у них порок врожденный -
                        В чем нет вины, затем что естество
                        Своих истоков избирать не может, -
                        Иль перевес какого-нибудь свойства,
                        Сносящий прочь все крепости рассудка,
                        Или привычка слишком быть усердным
                        В старанье нравиться, то в этих людях,
                        Отмеченных хотя б одним изъяном,
                        Пятном природы иль клеймом судьбы,
                        Все их достоинства - пусть нет им счета
                        И пусть они, как совершенство, чисты, -
                        По мненью прочих, этим недостатком
                        Уже погублены: крупица зла
                        Все доброе проникнет подозреньем
                        И обесславит.

Вечная тема "Гамлета", делающая его вечно злободневным, - торжество слепой силы зла.

При дворе задают тон такие ничтожные болтуны, как Полоний, процветают еще более ничтожные людишки, как Озрик; здесь с распростертыми объятиями встречают Розенкранца и Гильденстерна, всегда готовых предать друга, а такие ограниченные и неуравновешенные натуры, как Лаэрт, легко становятся орудиями преступлений. Теме господства зла в обществе, начатой еще в первом монологе Гамлета (мир - "это неполотый сад, который растет в семя. Лишь то, что по природе своей отвратительно и грубо, владеет им"), подведен итог в монологе "Быть или не быть". Говоря о "Бичах и насмешках жизни", Гамлет раздвигает рамки непосредственно изображаемого в пьесе и упоминает "несправедливости угнетателя, презрение гордеца, боль отвергнутой любви, проволочку в судах, наглость чиновников и удары, которые терпеливое достоинство получает от недостойных".

Люди во главе государства олицетворяют собой единство человеческого и государственного организма. В шекспировской трагедии они изображены как заживо разлагающиеся и обреченные. Клавдий - тайный братоубийца, узурпатор и кровосмеситель - добился всего, чего хотел.

Уже в ранних хрониках, написанных молодым Уильямом, идет беспощадная война всех против всех. "Генрих VI" и "Ричард III" - не направлены против Макиавелли, а являются иллюстрациями к "Государю".

В дотрагический период следовать природе означало у Шекспира служить добру. В трагический пери - од это означает поддаться самым низменным инстинктам. Гамлет упрекает мать за то, что похоть в ней оказалась сильнее памяти о возвышенной любви ее мужа.

Полный разгул низменной природы мы видим в "Короле Лире". Гонерилья и Регана, Эдмунд и Корнуол - все повинуются своей природе - инстинкту, "аппетитам", как говорили тогда: дурное в них не просто страсти, а побуждения, проистекающие из той "природы", которая не признает ни долга, ни закона, ни морали.

Fair is foul, and foul is fair: прекрасное - гнило, а гнилое - прекрасно. Грани добра и зла нет. Троил не знает, где кончается Крессида - ангел и начинается Крессида - похотливая дьяволица. Он не знает, в чем сущность человека, изменчивого как Протей.

Совесть? А что это? Мозоль? Так я хромал бы... - заявляет Антонио в "Буре".

                       Таков уж от природы человек;
                       Потоком бедствий всяческих гонимый,
                       Не может быть он счастлив без того,
                       Чтоб к ближнему не проявить презренье.

"Краса вселенной", "венец всего живущего" оказался скопищем пороков. Жадность, честолюбие, сладострастие, желание превосходства над другими, деспотизм по отношению к неудачливым, к беднякам, ложь, измена, неблагодарность - все это предстает в трагедиях Шекспира в самых разнообразных проявлениях. Отношения между людьми, изображенные в них, подтверждают ужасающий вывод Тимона:

                             Нет ничего прямого
                        В проклятых человеческих натурах,
                        За исключеньем подлости прямой.

что предпочитали надевать маску равнодушия, чтоб их не заподозрили в сем пороке.

Тимон любил человечество, отдал ему все, что имел, но когда попал в затруднительное положение, никто не поспешил ему на помощь. В отличие от Алкивиада, Тимон - не мститель, а ушедший в схиму мизантроп. Алкивиад же - макиавеллист, поэтому чернь преклоняется пред ним. Тимон - мыслитель, поэтому чернь видит в нем безумца.

Как в эпосе или мифе, у Шекспира большинство убийств происходит в семье: "семья как бы стягивает внутри себя противоречия мира". История короля Лира - не история обновления семьи, а история человеческих отношений, миф об истории человечества.

Драмы Шекспира монументальны, ибо мифологичны. А монументальность мифа, в отличие от монументальности эпоса, - это монументальность человеческих глубин, монументальность вечности.

их внутренней сути, с просвещением слабо связанной. Дело в количестве духа, которого всегда недостает и который сам бездуховен...