Приглашаем посетить сайт

Гарин И.И. Пророки и поэты
Мильтон

МИЛЬТОН

Мильтон! Зачем тебя меж нами нет?
Британии ты нужен в дни паденья!
Везде заветов прошлого забвенье,
Погибла честь, померкнул правды свет!
Родимый край под гнетом тяжких бед,
В оковах лжи, тоски, ожесточенья.
О! пробуди в нас чистые стремленья!
Стряхни могильный сон, восстань, поэт!
Твоя душа была звездой блестящей,
Твой голос был, как светлый вал морской.
Могучий и свободный, и звенящий;
Ты твердо шел житейскою тропой,
Будь вновь для нас зарею восходящей,
Будь факелом над смутною толпой!..

Предо мной трудная, почти неразрешимая задача: воссоздать облик и воздать должное величайшему поэту, "герою и мученику английской свободы", который, по мнению другого, горячо любимого мною величайшего поэта, оказал пагубное влияние на английскую поэзию.

С одной стороны, гений, оставивший неизгладимый след в культуре. С другой стороны, по мнению Т. С. Элиота, вовсе не глава английской литературы, а скорее улика, corpus delicti, доказательство того, что литература страдает болезнью, которая "началась где-то между временем Донна и временем Теннисона и Браунинга".

Но почему тогда поэту, которому не находится места между Донном и Драйденом (то есть в метафизической поэзии), посвящено в западной мильтонистике такое количество работ, что речь идет ни мало ни много о "мильтоновской индустрии"? Почему поэта, ответственного за "огрубление чувств", сентиментализм и рефлексию, ставят в один ряд с Данте, Чосером и Шекспиром, а сам Драйден делает все, чтобы утвердить его в звании великого английского поэта? Почему Потерянный Рай, противопоставляемый Анатомии мира или Императору Индии, относят к величайшим шедеврам барочной литературы?

В XVII в. начался тот разлад между мыслью и чувством, от которого нам так и не удалось оправиться, и разлад этот усиливался под влиянием двух крупнейших поэтов того времени, Мильтона и Драйдена.

Поэзия Мильтона отрицательно влияла на любого английского поэта.

Причины негативного отношения раннего Элиота к Мильтону ясны: примкнув к Кромвелю, променяв поэзию на публицистику и художественность на идеологию, Мильтон умертвил в себе поэта и утратил широту и свободу; в отличие от "метафизических поэтов" Мильтон - проповедник и теолог, обратившийся к поэзии не как к искусству, а для компенсации комплекса неполноценности, вызванного реставрацией монархии; дело даже не в том, что монархист Элиот не мог простить республиканцу Мильтону участие в кромвелевском путче, дело в том, что религиозную войну Элиот считал революцией, а революция не закладывает традиции, а уничтожает их, ломка же традиций - величайшая опасность для литературы! Революция - культурный водораздел, по одну сторону от которого стоят Донн, Шекспир, Уэбстер и по другую - Мильтон и Теннисон. С революции начинается поток сентиментальности и рефлексии, риторства и поучений, с искусством несовместимых.

Я еще вернусь к Элиоту, но мой интерес к Мильтону связан не столько с проблемой взаимоотношений двух английских гениев, сколько с тем, что в нашей индустрии извращения культуры трудно найти другого поэта (разве что того же Элиота), искаженного и изолганного до степени сатанизма, до объявления мильтоновского Сатаны рупором поэта. Это-то в отношении английского Лютера и Кальвина, подвижника Реформации, отдавшего здоровье и жизнь борьбе с бесовством в человеке.

До чего только не договорились: "тираноборческие мотивы", "героика освободительной борьбы", "революционный пафос", "идеолог революции", "эпос революции"... Это же надо до такого додуматься: "Поэт звал своим произведением на борьбу, побуждал желание мстить политическим врагам". Или: "Потерянный Рай" - эпос революции, обедненный "библейским маскарадом"... Это в отношении Мильтона-то, для которого Библия была, как для любого протестанта, Книгой книг... Миротворец и религиозный энтузиаст в роли собственного Сатаны под шутовской маской величайшей святыни - далеко же может завести наших образованцев синдром русланизма...

Видите ли, делать из благочестивого чтения революционную агитку - наука, а рассматривать Потерянный Рай со структуралистских позиций или искать в нем мифологемы - лже... Не просто примитивизировать Мильтона до тираноборца, но еще и возмущаться тем, что в сборнике статей под редакцией Б. Реджана, опубликованном к 300-летнему юбилею Потерянного Рая, "нет буквально ни одной работы, в которой бы речь шла о революционном звучании поэмы, о пронизывающем ее бунтарском пафосе".

Представлять Потерянный Рай как "эпос революции" - фальсификация из арсенала одного из главных героев поэмы, к партии которого ошибочно причислял Мильтона Блейк. Мог ли воплотить идею революции в символическом образе дьявола человек, вся жизнь и всё творчество которого имели единственную задачу потеснить беса в душах людей?

сатанинскую гордыню "ломщиков" истории. Мильтон не был идеологом революции, ибо это не была революция - он принадлежал другому миру и другому языку, миру Кальвина и языку Христа.

Изображенная в Потерянном Рае космическая битва Добра и Зла не связана с надеждами Мильтона на революционные преобразования и даже с событиями религиозной войны - это ристалище божественных и сатанинских начал в человеке, а не торжество революционной свободы и революционной справедливости. Даже тиранию монархии Мильтон связывал с тиранией адских сил человека - само его обращение к ветхозаветному мифу подчеркивает отстранение от исторических реалий.

Впрочем, вся наша хилая мильтонистика и сводится к поиску бирок и эмблем: был ли великий поэт "христианским материалистом" или "христианским идеалистом", представителем классицизма или барокко, Потерянный Рай - эпос или антиэпос, эпопея или драма, кто кого победил - тираноборец теолога или Самсон - слепца? - Такова наша диалектика конца XX века, все еще занятая проблемой вычисления количества бесов, умещающихся на конце иглы, - истинно верующие, все еще разбирающиесят как в одной пьесе о нежданном юбиляре, - "чашечка" или "плошечка"...